Притча
1) жанр П. был хорошо известен и широко использовался уже в ветхозаветные времена. Именно в этом жанре выдержано проклятие Иофама (Суд. 9:7), рассказ женщины из Фекои (2Цар. 14:6) и притча Нафана (2Цар. 12:1). В НЗ эту традицию продолжил Иисус: Он часто использует П. в Своем благовествовании (Мф. 13:1; Лк. 12:13; Лк. 15:1; Лк. 16:19);
2) образным языком П. рассказывается об нравств. и духовных ценностях. Чаще всего речь идет о Царстве Божьем (Мф. 13:24.31.33.44.45.47; Мф. 18:23; Мф. 20:1; Мф. 22:2). Необходимо учитывать, что в библ. П. иносказание строится не на характерных особенностях к.-л. лица или предмета, а на сходстве ситуации в целом. Поэтому следует помнить, что фраза «Царство Небесное подобно...» в Синод. пер. не вполне точно передает смысл оригинала;
3) иногда П., не ограничиваясь основной идеей, предлагает читателю сравнительные образы. В этом случае размывается грань между П. и аллегорией, в которой каждый образ имеет вполне конкретное значение. Это можно проследить на примере притчи о сеятеле (Мф. 13:3–8.38–43). Еще более очевидные аллегории встречаются в Ев. от Иоанна: добрый пастырь и Иисус, истинная виноградная лоза;
4) короткие П. часто сходны с афоризмами и пословицами (Мф. 15:13.14; Лк. 4:23; Лк. 6:39), поэтому разные исследователи называют разное число содержащихся в Евангелиях П. (всего их около 40). Собственно П. бывают, как правило, двух видов: в первом описываются типичные, постоянно повторяющиеся события, явления или процессы (напр., П. о закваске), а в основе второго лежит какой-то единичный случай, напр. П. о талантах (Мф. 18:23) или П. о блудном сыне (Лк. 15:11). Разновидностью П. являются поучит. истории, встречающиеся только в Ев. от Луки. В них нет иносказания, но представлена определ. модель поведения, которой следует либо подражать (Лк. 10:30; ср. Лк. 10:37: «Иди, и ты поступай так же»), либо, наоборот, которую нужно отвергать (Лк. 12:16–21); позитивная и негативная модели поведения могут быть представлены и в одной П. (Лк. 18:10);
5) значение и цель П. Иисуса заключается в том, чтобы явить одним и скрыть от других духовный смысл Его благовествования (Мф. 13:10; Лк. 8:10). Тот, кто не принимает Иисуса Христа и отклоняет Его Благую Весть, не сможет понять Его П. и раскрыть тайну божеств. величия: он не в силах осознать тот факт, что величие Бога открылось в личности Иисуса Христа. Своим же последователям Иисус открыл глаза, предоставив возможность познать Божью славу. П. ставят человека перед нравств. и духовным выбором. Они – нечто большее, чем просто лит. произведение дидактич. характера, богатое аллегориями, афоризмами и пословицами. П. – это своеобразный лит. жанр, задачу которого нельзя сводить лишь к абстрактному «поучению». ⇒ Тайна ⇒ Басня.