Послания Петра
Главная тема Первого и Второго П.П. – надежда на спасительную благодать Господа и на приход нового Божьего мира. Однако в Первом послании речь идет о живой надежде, которая есть у верующих и которая основывается на факте их нового рождения, а во Втором – о лжеучениях, которые ставят эту надежду или ее скорое осуществление под сомнение.
I. ВВОДНЫЕ ВОПРОСЫ
1) в обоих посланиях автором назван ап. Симон Петр (1Петр. 1:1; 1Петр. 5:1; 2Петр. 1:1). Подтверждаемое древнецерк. традицией (Поликарп, Папий, Тертуллиан, Климент Александрийский) авторство Петра в отношении Первого послания стало подвергаться сомнению только в новейшее время, а в отношении Второго послания такие сомнения высказывались и ранее. Первое надежное свидетельство по поводу Второго послания мы находим у Оригена (III в.). Первое послание адресовано членам церквей в Малой Азии (1Петр. 1:1), которые, будучи частью нового народа Божьего (1Петр. 2:9), живут там в рассеянии как пришельцы и странники (1Петр. 2:11), в то время как их наследство находится на небесах (1Петр. 1:4). Т.о., в числе получателей послания были, вероятно, и христиане из язычников, жившие в языч. окружении, поскольку Петр не ограничивался работой среди одних только евреев. Послание обращено ко всем церквам Малой Азии. Второе послание, очевидно, также было предназначено многим церквам, круг которых, однако, точно определить невозможно;
2) а) авторство Петра в отношении Первого послания оспаривалось на том основании, что в нем якобы прослеживается лит. связь с другими новозаветными сочинениями и особенно с посланиями ап. Павла. Но эта связь легко объяснима общностью раннехрист. представлений и языка первых христиан, что является установленным фактом. К этому следует добавить и то, что соавтором послания назван Силуан (⇒ Сила) (1Петр. 5:12); этот человек, упоминаемый также в 2Кор. 1:19; 1Фес. 1:1; 2Фес. 1:1, в течение многих лет был сотрудником Павла. Поэтому некоторое лит. сходство Первого послания с посланиями Павла не дает права сомневаться в том, что это послание было написано именно Петром; б) в отношении Второго послания есть несколько причин для такого рода сомнений.
Это послание имеет очень много общего с Посланием ⇒ Иуды, но тематическая связь (лжеучителя, появление которых только предсказывалось во Втором послании, во время написания Послания Иуды уже активно действуют) позволяет считать Второе послание Петра более ранним сочинением. Помимо того, исследователи указывали на разницу в стилях обоих посланий, но в этом могло сыграть свою роль соавторство Силуана. Одобрит. слова в отношении посланий ап. Павла (2Петр. 3:15) вряд ли могут считаться весомым аргументом, ставящим под сомнение авторство Петра; в) местом написания П.пП. на основании 1Петр. 5может быть признан Рим, который уже во времена первых христиан называли Вавилоном за его враждебность к Богу и греховность его жителей (см. Oткр и ⇒ Вавилон, II). О месте написания В.пП. ничего не известно. Поскольку в обоих посланиях нет никаких указаний на страдания христиан во время гонений, устроенных Нероном в 64 г., то они, вероятно, были написаны ранее этой даты. Сказать ч.-л. более определенное о времени написания обоих посланий не представляется возможным. Однако сам характер Второго послания, которое по форме напоминает завещание, позволяет предположить, что оно было написано под влиянием надвигавшейся на апостола смерт. угрозы.
II. КОМПОЗИЦИЯ
А. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ
I. Избрание в ряды народа Божьего (1Петр. 1:3 – 1Петр. 2:10):
1. Путь избранных сквозь время (1Петр. 1:3–12):
а) возрождение для живого упования (1Петр. 1:3–5);
б) испытание надежды (1Петр. 1:6–9);
в) откровение и его границы (1Петр. 1:10–12).
2. Новое состояние уповающих (1Петр. 1:13–25):
а) дети Божьи (1Петр. 1:13–17);
б) искупленные Иисусом Христом (1Петр. 1:18–21);
в) возрожденные словом (1Петр. 1:22–25).
3. Народ святой (1Петр. 2:1–10).
II. Доказательства принадлежности к святому народу (1Петр. 2– 1Петр. 4:19):
1. Доказательства в жизни (1Петр. 2– 1Петр. 3:17):
а) народ Божий среди других народов (1Петр. 2:11–17);
б) доказательство новым состоянием, которое Бог дарует верующим (1Петр. 2:18–25);
в) доказательства в браке (1Петр. 3:1–7);
г) доказательства в обращении с людьми (1Петр. 3:8–17).
2. Доказательства в страдании (1Петр. 3– 1Петр. 4:19):
а) пример Христа (1Петр. 3:18–22);
б) страдание для освящения (1Петр. 4:1–6);
в) грядущий суд (1Петр. 4:7–11);
г) блаженство в гонениях (1Петр. 4:12–19).
III. Заключительное слово (1Петр. 5:1–14):
1. Увещевание старших и младших (1Петр. 5:1–11).
2. Приветствия (1Петр. 5:12–14).
Б. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ
I. Подготовка избранных (2Петр. 1:3–21):
1. Воздействие силы Божьей (2Петр. 1:3–11).
2. Роль апостолов (2Петр. 1:12–15).
3. Внимание к пророческому слову (2Петр. 1:17–21).
II. Угрозы:
1. Угроза, исходящая от лжеучителей (2Петр. 2:1 – 2Петр. 2:22).
а) появление лжеучителей и их дела (2Петр. 2:1–3);
б) предостерегающий суд Божий (2Петр. 2:4–6);
в) избавление от искушения (2Петр. 2:7–11).
2. Изображение лжепророков (2Петр. 2:12–22):
а) их безнравственность (2Петр. 2:12–14);
б) свобода как прикрытие зла (2Петр. 2:15–19);
в) возвращение к скверне после очищения (2Петр. 2:20–22).
III. О Божьем суде (2Петр. 3:1–18):
1. Люди, отрицающие грядущий (2Петр. 3:1–5).
2. Вопрос о сроках (2Петр. 3:6–9).
3. Изображение Суда над миром (2Петр. 3:10).
4. Ожидание нового мира (2Петр. 3:11–13).
5. Готовность избранных (2Петр. 3:14–18).
III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Оба послания носят ярко выраж. церк. характер; их темы – жизнь в надежде на приход нового Божьего мира и отражение различных угроз, возникающих перед Церковью. Пережив возрождение для новой жизни (1Петр. 1:3), верующие оказались чужими в мире. Отныне их жизнь определяется грядущим новым Божьим миром и надеждой на его приход. Надежда (упование) – это то новое, что изменяет жизнь человека и предъявляет ему свои требования:
1) надежда (упование) дана верующим в возрождение, которое стало возможным в результате воскресения Иисуса (1Петр. 1:3). Поэтому их жизнь устремлена к небу, туда, где находится их наследство (1Петр. 1:4). Это выраженное в надежде устремление должно затрагивать всю жизнь человека. Благодаря Иисусу и Его жертве (1Петр. 1:18.19) верующие стали новым царств. священством (1Петр. 2:9). Теперь им надлежит свидетельствовать перед язычниками о своем преображении (1Петр. 2:12), оставаясь, тем не менее, послушными человеч. начальству как в политич. (1Петр. 2:13), так и в социальной сферах (1Петр. 2:18). Жизнь, обновленная Христом, должна оказывать свое влияние и на эти области межчеловеч. отношений. Естественно, что перемены, происходящие в возрожденном человеке, должны затронуть и брачные узы (1Петр. 3:1), и церк. жизнь (1Петр. 5:1). Жизнь в надежде – это жизнь на чужбине. Даруемая возрождением надежда превращает земную родину в чужбину. Жизнь в надежде сопровождается страданиями (1Петр. 3:14), поскольку это жизнь в общении с Иисусом и в следовании за Ним (1Петр. 2:21; 1Петр. 3:18). Но тому, кто надеется, и страдание приносит блаженство (1Петр. 4:1.13);
2) Второе послание продолжает эту тему. В возрожденных к упованию и возрастающих духом уже проявляется Божья сила (2Петр. 1:3). Опасность исходит только от тех, кто оставил надежду, кто противится Божьей силе и не желает слышать наставляющее слово. Вместо того чтобы продвигаться к цели, такие люди впадают в заблуждение (2Петр. 2:15) и безудержно предаются греху (2Петр. 2:13.22). Распространению лжеучения особенно способствует то, что эти осквернители, бесспорно, пережившие встречу с Богом и обращение (2Петр. 2:20) и познавшие путь правды (2Петр. 2:21), выступают как пророки и учителя. На деле же они стремятся искушать других (2Петр. 2:1–3), являясь «безводными источниками», «облаками ... гонимыми бурей» (2Петр. 2:17). Тот, кто надеется напиться у них живой воды, пребывает в постоянной жажде. «Гонимые бурей», они потеряли верное направление и спасит. цель. Зароком против скверны этих лжеучителей, против отпадения от веры и залогом возобновления привязанности к миру является ясное осознание гибельности этого мира и устремленность к миру новому (2Петр. 3:11–14). Так, взаимно дополняя друг друга, оба послания Петра учат возрожденного человека во всем уповать на Господа.