Первая и Вторая книги Царств
I. НАЗВАНИЕ
В евр. Библии обе книги первонач. образовывали одну под названием «Книга Самуила». В Септуагинте эта книга была разделена на две части и присоединена к книгам Царей, так что там Первая и Вторая книги Самуила считаются Первой и Второй книгами Царств, а Первая и Вторая книги Царей рассматриваются как Третья и Четвертая книги Царств (соотв. и в Синод. пер.). Прим. с 1400 г. разделение на две части при сохранении названия «Книги Самуила» принято и в евр. рукописях.
II. АВТОР
Об авторе книги в ней самой ничего не говорится. Имя в евр. заглавии книги указывает на основное действующее лицо описываемой эпохи. Самуил как Божий посланник действительно являлся ключевой фигурой в период становления Израильского государства. В 1Пар. 29авторами отдельных повествований названы Самуил, Нафан и Гад. Это замечание следует учитывать, т.к. записи этих людей вошли в историч. книги Библии. Можно предположить, что человек, занимавшийся упорядочением материала, собрав вместе имеющиеся источники, частично дополнил их, исходя из собств. представлений.
III. ОБЩИЙ ОБЗОР
А. СОДЕРЖАНИЕ
1) Первая и Вторая книги Царств повествуют о периоде, который начался после эпохи судей и закончился царствованием Давида. Это было время гос. становления Израиля, имевшее определ. негативные моменты: народ отклонился от того установл. Богом порядка, когда царем Израиля был Сам Господь. Описываемые в книгах историч. события происходили в первой половине XI – второй половине X в. до Р.Х. Кроме народа во всей его совокупности, в Первой и Второй книгах Царств выведены три главных фигуры: Самуил как посланник Бога, Саул как избр. и отвергнутый Богом царь и Давид как человек, которому Бог даровал обетования для него самого и для его потомков;
2) все повествование можно разбить на отдельные части: а) в 1Цар. 1– 1Цар. 3рассказывается об отрочестве Самуила и о призвании его в судьи и пророки Израиля; б) во второй части повествуется о ковчеге завета, о его утрате и возвращении в Иерусалим, столицу нового государства. Эта история вплетена в рассказ о других событиях (1Цар. 4– 1Цар. 6:1; 2Цар. 6); в) третья часть – это история Саула от его избрания до того времени, когда он был отвергнут Богом (1Цар. 7). Хотя само желание израильтян иметь царя свидетельствовало об их недоверии к Богу, Господь удовлетворил требования народа и Сам руководил избранием Саула; г) основной темой книг является история Давида и прежде всего – его восхождения на царство (1Цар. 16– 2Цар. 5). Это подробный рассказ об отношениях между отвергнутым Саулом и избр. Богом Давидом и о связ. с этим событиях. Рассказ завершается сообщением о начале царствования Давида над всем Израилем. Далее повествуется об утверждении власти Давида над страной и о выборе его наследника (2Цар. 7– 3Цар. 2). Вопрос о наследнике был осложнен из-за греха, соверш. Давидом. Наконец престолонаследником официально был объявлен Соломон. В книгу включены также сообщения о войнах Давида и о других важннейших событиях, произошедших во время его правления (2Цар. 8:1; 2Цар. 10:1; 2Цар. 23:1; 2Цар. 24:1). Отчетливо видна связь Первой и Второй книг Царств (книг Самуила) с Третьей и Четвертой книгами Царств (книгами Царей), продолжающими описание истории Израильского и Иудейского царств вплоть до их падения.
Б. КОМПОЗИЦИЯ
I. Последние судьи (1Цар. 1– 1Цар. 7:17):
1. Отрочество Самуила и грех Илия (1Цар. 1– 1Цар. 3:21).
2. Войны с филистимлянами и история ковчега завета (1Цар. 4– 1Цар. 7:17).
II. Саул, первый царь Израиля (1Цар. 8– 1Цар. 31:13):
1. Народ Израиля требует царя (1Цар. 8:1–22).
2. Избрание Саула, его царствование и отпадение от Бога (1Цар. 9– 1Цар. 15:35).
3. Избрание Давида (1Цар. 16:1–13).
4. Давид приходит к Саулу (1Цар. 16– 1Цар. 18:30).
5. Давид скрывается от Саула (1Цар. 19– 1Цар. 30:31).
6. Смерть Саула (1Цар. 31:1–13).
III. Давид, царь «по сердцу Божию» (2Цар. 1– 2Цар. 24:25):
1. Восшествие Давида на престол (2Цар. 1– 2Цар. 10:19):
а) царь над Иудой в Хевроне (2Цар. 1– 2Цар. 4:12);
б) царь над всем Израилем в Иерусалиме (2Цар. 5:1–25);
в) Иерусалим и дом Давида (2Цар. 6– 2Цар. 7:29);
г) правление Давида (2Цар. 8– 2Цар. 10:19).
2. Грех Давида и борьба за наследование престола (2Цар. 11– 2Цар. 24:25):
а) Вирсавия и Урия (2Цар. 11– 2Цар. 12:31);
б) Амнон и Фамарь (2Цар. 13:1–39);
в) восстание Авессалома (2Цар. 14– 2Цар. 18:33);
г) возвращение Давида в Иерусалим (2Цар. 19:1–44);
д) мятеж Савея (2Цар. 20:1–26);
е) последние годы Давида (2Цар. 21– 2Цар. 24:25).
IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Значит. место в Первой и Второй книгах Царств отводится описанию событий, внешне не связанных с религией. Гос. становление Израиля происходило не без участия Бога, хотя израильтяне и не всегда согласовывали свои желания с волей Божьей (1Цар. 8:4). В решающие моменты истории Бог действовал через Своего вестника ⇒ Самуила (1Цар. 8– 1Цар. 10:1; 1Цар. 15:1; 1Цар. 16:1). Хотя Израиль в период становления государства нарушил верность Богу как своему Царю, Бог остался верным Своему народу (⇒ Справедливость, праведность). На это указывает и история ковчега завета, который был местом откровения Бога народу Израиля. Только с прибытием ковчега в Иерусалим Бог обозначил Свое присутствие в столице нового государства. Лишь тогда Бог признал царство Израиля и узаконил его. Даже в отвержении Саула видна ограждающая рука Господа (1Цар. 15), Который предохранял Свой народ от распространения греха. Но, прежде всего, Божья защита и руководство проявились в отношении Давида. Защищая Давида, Бог вел его к власти. Утверждая Давида, Он укреплял молодое гос-во (2Цар. 7). Однако Бог не оставил безнаказ. грех Давида (2Цар. 12). В рассказе о восстании Авессалома автор дает понять, что именно Бог управляет событиями человеч. жизни (2Цар. 17:14). Т.о., Первая и Вторая книги Царств показывают, что хотя становление государственности и основание царства не входили в Божьи намерения, Бог тем не менее сохраняет верность Своему народу и остается Господином истории даже в случае непослушания народа. В это время процесс приспособления израильтян к языч. окружению, начало которого описано в Книге Судей, пришел к своему завершению, и Бог, по Своей милости, не стал разрушать союз со Своим избр. народом.