Отпадение, отпадать
Отпадение, отпадать, «отлагаться», «выходить из-под ч.-л. власти».
I. О. – это нарушение верности, отречение подданных от их господина или отказ воинов повиноваться своему военачальнику и царю (Быт. 14:4; 3Цар. 12:19; 4Цар. 8:22; Иер. 52:3).
II. По отношению к Богу О. – нарушение верности, отречение от данного слова, восстание человека против Бога вследствие греховности, присущей всем людям (Пс. 52:4; Иер. 2:29). «Отпасть» означает расторгнуть завет с Богом и поклоняться другим «богам» и ценностям (Втор. 32:5; Пс. 77:10; Ис. 1:2; Лк. 8:13; 1Тим. 1:19). В О. «род строптивый и развращенный», вопреки внешнему благочестию, выказывает свою мятежную безбожную сущность (Втор. 32:5). Искушения и трудности подвигают поверхностно верующих, «не имеющих корня» христиан к О. (Лк. 8:13), а истинно верующие выдерживают любые испытания (Пс. 43:18). О. от Бога и Его Сына Иисуса Христа является тяжким грехом (Соф. 1:2–6; Мф. 10:32; Евр. 3:12), за который Бог карает смертью (Пс. 72:27; ср. Евр. 6:6).
III. Перед Вторым пришествием Христа, согл. словам ап. Павла, должно произойти великое О. [греч. апостасиа] (2Фес. 2:3; 1Тим. 4:1). Это последнее О. явится отступлением от откровения Божьей милости в Его Сыне, сознат. отрицанием Христа, открытым отречением от Церкви и всего христианского. Это О. окажет разрушит. действие на все сферы жизни: на семью, гос-во, обществ. жизнь и Церковь (2Тим. 3:1). Оно достигнет своего апогея, когда сбудется второе важное предзнаменование дня Христова (⇒ День Господень), т.е. когда откроется «сын погибели» (2Фес. 2:3). Прообразом такого христианства, проходящего различные ступени О., предстает история Израиля, особенно в период перед разрушением Иерусалима (ср. 2Пар. 36:16; Иер. 44:4; Иер. 7:24; Иер. 11:8).