Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Наследование, наследственное право

ЗЕМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

1) согл. наследств. праву времен Авраама, наследниками могли быть только сыновья от жен, но не от наложниц (Быт. 21:10; ср. позднее Суд. 11:2); но сыновья наложниц имели право на разовое получение некой части отцовского имущества, пособия (Быт. 25:6). Иногда наряду с сыновьями наследницами становились и дочери (Иов. 42:15). При отсутствии детей наследником мог быть назначен раб (домочадец) (Быт. 15:2–6; ср. ⇒ Праотец, патриарх);

2) в соотв. с Законом Моисея, собственность израильтянина после его смерти делилась между его сыновьями, причем старший сын получал вдвое больше, чем младшие (Втор. 21:15–17). Если сыновей не было, то собственность наследовали дочери (Числ. 27:1–8); в этом случае они должны были выходить замуж только за мужчин своего колена (Числ. 36:1–12). Если же мужчина из другого колена или иноплеменник женился на дочери-наследнице, то дети от этого брака, видимо, причислялись к роду матери (1Пар. 2:34–41; 1Езд. 2:61). Наследство мужчины, умершего бездетным, доставалось его брату, если же братьев не было, то братьям его отца, если не было и таковых, то наиб. близкому кровному родственнику (Числ. 27:9–11);

3) брат умершего должен был жениться на его вдове. Первый сын от этого брака получал имя умершего и наследовал его имущество (Втор. 25:5–19). Если у покойного не было брата, то в брак с его вдовой должен был вступить к.-л. из ближайших родственников (Руф. 3:12–13), обязанный также выкупить земельный надел вдовы, если он был заложен или продан из-за нужды (Руф. 4:1). Если не находилось никого, кто был бы готов жениться на вдове, то наследство становилось ее собственностью и после ее смерти переходило к ее ближайшим родственникам;

4) левитам не выделялось никакой части наследства, поскольку Господь сказал Аарону: «Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» (Числ. 18:20; Втор. 10:9; Иез. 44 и др.);

5) подробные сведения о лишении наследства можно почерпнуть только из Талмуда (⇒ Мишна);

6) письм. завещания появились в Палестине лишь в период греч. и особенно рим. господства (Гал. 3:15; Евр. 9:17); в княж. роду ими определялся порядок Н. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, XIII, 16,1; XVII, 13,2). В Талмуде предприняты попытки снять предусмотренные законом ограничения, с тем чтобы дать завещателю право более свободно распоряжаться своим имуществом.

НЕБЕСНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

Ап. Павел чаще чем к.-л. использует понятие Н. в переносном, духовном, смысле. кроме того, в этом же значении оно встречается в 1Петр. 1:4; 1Петр. 3:9; Иак. 2:5. «Участие в наследии святых во свете» (Кол. 1:12) – это вечная жизнь, к которой милостью Иисуса Христа избраны верующие всех народов, ставшие т.о. и наследниками Самого Господа (Еф. 1:11.18), как о том и предсказывалось в ВЗ (Пс. 82:8). Это нетленное, чистое и неувядаемое наследие (1Петр. 1:4) предназначено христианам как чадам Божьим, но они сами ничем не заслужили его и не могут приобрести его собств. силами (Рим. 4:14; Гал. 3:29; Гал. 4:7; Тит. 3:7). Однако наследниками Христа становятся только те, кто страдает вместе с Ним (Рим. 8:17); верным рабам Божьим в Его царстве воздастся – они получат наследие от Господа (Кол. 3:24). Залогом этого является Святой Дух, живущий в сердцах вновь рожденных и поддерживающий в них уверенность в том, что они призваны к небесному наследию (2Кор. 1:22; Еф. 1:14). Насмешка, поругание, насмехаться, насмешник (кощунник). В Библии и в ее переводах употребляются различные слова для передачи понятий «насмешка» и «поругание».

В общеупотребительном смысле «насмехаться» или «издеваться» означает проделывать над кем-то озорные или злые шутки, выражаемые соотв. словами и действиями (4Цар. 2:23; Мф. 22:6; Мф. 27:31; Мк. 10:34; Мк. 15:20; Лк. 20:11), напр. морщить нос в знак презрения [греч. мюктеридзеин; Гал. 6:7, в Синод. пер. – «Бог поругаем не бывает» ]. кроме того, в Библии встречаются такие выражения: смеяться и издеваться над кем-л. (2Пар. 30:10); презреть и посмеяться (4Цар. 19:21); смеяться над кем-л. и говорить с презрением (Неем. 2:19); лицемерные насмешники (Пс. 34:16); порицать и поносить (4Цар. 19:22), а также посмеяние и поругание или поругание и посрамление и т.п. (Пс. 43:14; Пс. 78:4; Иер. 20:8; Иер. 29:18). Библия не одобряет насмешника и не рассматривает его как безобидного шутника. Особенно часто речь о такого рода людях идет в Притчах Соломона: по своей сути насмешник (в Синод. пер. – «кощунник») самонадеян, надменен и дерзок. Он действует в пылу гордости и не воспринимает назиданий (Притч. 9:7–12); не обладая мудростью, он не слушает поучений (Притч. 13:1). Поэтому кощунствующий избегает общения с мудрыми (Притч. 15:12), но именно потому что он глуп, он и заслуживает наказания (Притч. 19:29). «Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань» (Притч. 22:10); где бы насмешник ни появился, он подстрекает к ропоту и возмущению (Притч. 29:8). Но в конечном итоге Бог посмеется над насмешником и поругается над кощунствующим (Пс. 2:2–3), предав преступников самих на поругание (Ис. 43:27–28; Ис. 45:16; Иез. 22:4; Иез. 23:32), ибо только смиренным Он дает благодать (Притч. 3:34). «Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его» (Притч. 17:5), и поругание становится настоящим кощунством, когда насмешник в своей самонадеянности восстает против Бога (4Цар. 19:22; 2Пар. 32:17). Проходившие мимо креста Иисуса злословили Его [греч. бласфемейн], то же делали и первосвященники, насмехаясь над Ним [греч. эмпайдзеин; Мф. 27:39.41]. В Пс. 1:1 насмешники сопоставляются (в Синод. пер. – «развратители») с нечестивыми. Согл. истолкованию этого места раввинами, насмешники («развратители») – это такие люди, которые, собравшись вместе («в собрании развратителей»), не рассуждают о словах Торы (Закона Божьего).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle