Медь
Еврейское слово нехошет и соотв. ему греч. халкос передаются в Синод. пер. в большинстве случаев как М. (Втор. 8:9; Иов. 28:2) или «медная руда», свидетельства об использовании которой восходят еще к IV тысячел. до Р.Х. (см. Быт. 4:22). Однако эти же слова могут обозначать и бронзу – сплав М. с оловом. В скинии собрания из М. были изготовлены подножия столбов во дворе, колья (Исх. 27), умывальник (Исх. 30:18), оклад и принадлежности жертвенника всесожжения (Исх 27:2 и след.). В храме, построенном Соломоном, находились отлитое из М. «море», т.е. емкость для воды, столбы, подставы, умывальницы и прочая утварь, изготовленная медником Хирамом (3Цар. 7:13–47; 2Пар. 4). В дальнейшем М. служила средством платежа (Мф. 10:9). В Иез. 27:13 говорится о торговле медной посудой. М. применялась для изготовления ⇒ оружия, ⇒ шлемов, наколенников, щитов (1Цар. 17:5.38), цепей (Суд. 16:21), статуй богов (Дан. 5:4.23), музык. инструментов (1Кор. 13:1).
Наряду с бронзой в древности были известны и другие медные сплавы [евр. хашмаль]. Упомянутый в Откр. 1:15 и Откр.2 халколиван [от греч. халколибанон] – это, вероятно, то же, что и «блестящая медь» в Дан. 10:6, т.е. латунь, твердый и блестящий сплав. Возможно, здесь имеется в виду т.н. «коринфская М.» – сплав М., золота и серебра, о котором сообщает Иосиф Флавий: по его словам, секретом изготовления «коринфской М.» владели евреи. Из этого же сплава, вероятно, были сделаны и упоминаемые в 1Езд. 8 «сосуды из лучшей блестящей меди, ценимой как золото». Самые известные медные копи находились на Кипре, но М. добывали и на Синайском полуо-ве, на вост. берегу Иордана, в долине Аравы. Во времена Соломона М. выплавляли в ⇒ Ецион-Гавере (⇒ Горное дело ⇒ Ремесло, V).