Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Мать

Мать [евр. эм].

I. М. – женщина, родившая ребенка (⇒ Отрок); при полигамии ее называют так, чтобы отличить от остальных жен отца этого ребенка (⇒ Отец). Если у отца несколько жен, то наиб. близким родством объединены дети общей М. (Суд. 8:19). «От утробы (или чрева) матери» означает «от рождения» (⇒ Рождение), «от начала жизни человека» (см. Пс. 21:10; Гал. 1:15). Материнство рассматривается в Библии как высшее счастье, а бездетность – как величайшее несчастье израил. женщины (см. 1Цар. 1:6; 1Цар. 2:5; Ис. 54:1). Поскольку М., родившая детей, ухаживала за ними, воспитывала их, то она связана с ними особенно сильно; она не может забыть их (Ис. 49:15; Ис. 66:13; 1Фес. 2:7) и заботится об их жизни, содержании и преуспевании (см. Агарь, Быт. 21:16; Иохаведа – М. Моисея, Исх. 2:2–9; настоящая М. ребенка, принесенного на суд Соломона, 3Цар. 3:26.27; М. сыновей Зеведеевых, Мф. 20:20.21). Библия предписывает оказывать почтение и послушание М. во все дни ее жизни, так же как и отцу (Исх. 20:12; Исх. 21:15,17; Притч. 1:8; Притч. 23:22; Мф. 15:4–6; Еф. 6:2.3). Естественно, М. оказывает большое влияние и на духовное развитие ребенка, на его склонность к добру или злу (см. благое влияние Ревекки на Иакова, Быт. 27:1; Анны – на Самуила, 1Цар. 11Цар. 2:1; Евники – на Тимофея, 2Тим. 1:5; напротив, злое влияние Иродиады на дочь, Мк. 6:24.25). Материнская привязанность наблюдается и у животных (Исх. 22:30; Лев. 22:27). ⇒ Преступление.

II. В метафорич. значении город или страна по отношению к ее жителям или к окружающим меньшим городам и селениям может именоваться М. (2Цар. 20:19; Ис. 50:1; Иер. 50:12; Иез. 19:2; Ос. 2:2–4). Однако это слово может употребляться, когда говорится о духовном первенстве или водительстве, напр. Девора именуется «Матерью в Израиле» (Суд. 5:7). Часто в символич. значении М. именуется Иерусалим – «Матерь всем нам» (Гал. 4:26); о Вавилоне же говорится, что он – «Мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:5; ср. Иер. 50:12). Ева, первая женщина и М., названа «матерью всех живущих» (Быт. 3:20).

III. Отношение М. к своим детям служит образом любви Божьей к Его народу (ср. Ис. 44:1.2; Ис. 66:13). Однако послушание Богу важнее послушания М. (Мф. 10:37) и следование за Христом должно превалировать над всеми кровнородственными связями (ср. Мф. 12:50; Мф. 19:29; Ин. 19:27).

IV. Особое внимание уделяется в НЗ Марии, М. Иисуса Христа, рождение Которого предвещают пророки (Ис. 7:14; Мих. 5:2). Ее материнская радость подробно описывается в Лк. 1:26–56. К ней относится все, что обычно говорится о чувствах М. к своему ребенку, однако земная сторона материнства отступает перед повелением Божьим: это показано особенно ярко в Мф. 12:49 и Ин. 2:4. После воскресения Иисуса Христа Мария постоянно находится среди Его учеников (Ин. 19:25–27; Деян. 1:14).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle