Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Ангел

I. Еврейское слово малах и греч. ангелос означают: «посланник», «вестник». Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт. 32:3; Иак. 2 – в Синод. пер. – «соглядатаи»), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг. 1:13; Мал. 2:7; Мф. 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога. А., так же как и верующих людей, называют сынами, или чадами, Божьими (Иов. 1:6; Иов. 38:7). Относит. Быт. 6:1–4Исполины.

II. Реальность существования А. подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие (Быт. 16:7; Быт. 19:1.15 и др.), исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об А. А. отличаются от библ. ⇒ херувимов и ⇒ серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеч. облике (Быт. 18:1–15 и Быт. 19:1; Суд. 13). Летящий А. упоминается только в Откр. 14Откр. 8 в греч. тексте – орёл, который, вероятно, символизирует А.).

III. А. часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда (2Цар 24 и след.; 1Пар. 21:12). Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь:

1) в ВЗ А. изображаются «крепкими силою» (Пс. 102:20) хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках (Пс 90 и след.). Они могут побеждать врагов (Исх 14 и след.; 4Цар. 19:35; Пс 34 и след.), «воспрепятствовать» проклятию (Числ. 22:22), предостерегать от суда (Быт. 19:1.15), являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Быт. 28:12; Быт 31 и след.; 32:2 и след.). А., приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ. Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью (Быт. 16:7; Исх. 14:19; Числ. 22:22; Суд 6 и след.; 4Цар 1 и след. и др.). Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его А.: когда о Яхве говорится безотносит. к человеку, Бог именуется как «Яхве», если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется «Ангел Яхве». Этим приемом подчеркивается величие Яхве (Быт. 16:7–11.13; Быт. 18:1; Исх 3 и след.; Исх 23 и след.). В Мал. 3:1 дается обетование об А. завета. кроме того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ, который, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях (Иез 40 и след.; Дан. 10:5.14; Зах. 1:9; Зах. 2:2; Зах 4 и след.). Об участии А. в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из Деян. 7:53; Гал. 3 и Евр. 2:2. Во всех этих местах НЗ подчеркнуто превосходство непосредств. новозаветного откровения в Иисусе Христе;

2) в НЗ А. появляются в решающие моменты свящ. истории. Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Лк. 1:1; Лк. 2:1), служат Господу после Его победы над искусителем (Мф. 4:11), укрепляют Его в молитв. борении в Гефсиманском саду (Лк. 22:43), возвещают о Его воскресении (Лк. 24:4–6), а после Его вознесения – о Его Втором пришествии (Деян 1 и след.). кроме того, А. радуются спасению людей (Лк. 15:10) и служат тем, кто призван наследовать благодать (Мф. 18:10; Евр. 1:14). Когда умирает богобоязненный человек, А. относят его в место радости (Лк. 16:22) и несут вахту у его гроба (Ин. 20:12; Иуд. 1:9). А. освободил Петра и апостолов из заключения (Деян. 5:19; Деян 12 и след.); А. направляли апостолов в их путешествиях (Деян. 8:26) и подготавливали язычников к принятию вести о Христе (Деян. 10:3.7.22). В книге Откровение А. особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Мф. 13:39.49; Мф. 24:31) и для прославления Бога. Хотя А. и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти (Мф. 22:30), они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей (Откр. 19:10; От 22 и след.). Павел предостерегает верующих от показного «самовольного смиренномудрия», почитающего А. как неких посредников (Кол. 2:18). В Евр. 1Евр. 2:1 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и А.; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить А. (1Кор. 6:3). Слова «ангелы церквей» (Откр. 1:20; Откр. 2:1.8.12.18 и др.), вероятно, подразумевают не А. в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.

IV. Внутри мира А. существует своя иерархия, которая определяется различными СТЕПЕНЯМИ ДОСТОИНСТВА. Так, Библия говорит об архангелах, или князьях ⇒ Михаиле (Дан. 10:13.21; Дан. 12:1; Иуд. 1:9; Откр. 12:7) и ⇒ Гаврииле (Дан. 8:16; Дан. 9:21; Лк. 1:19.26), апокрифы называют также Рафаила и Сариила. Такие места Библии, как Кол. 1 и 1Кор. 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.

V. Поскольку А., руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи ПАДШИМИ АНГЕЛАМИ, уже не служит Господу, а принадлежит к свите ⇒ сатаны (Ин. 8:44; 2Петр. 2:4; Иуд. 1:6). Но они уйдут «в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25:41; ср. Откр. 20:10.15).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle