Корабль, кораблестроение
I. В отличие от финикийцев (⇒ Финикия) и от египтян, израильтяне не были мореходами; Иордан мало пригоден для судоходства, поэтому о речном флоте также вряд ли можно говорить. У исследователей нет сведений о том, как выглядели речные паромы (2Цар. 19:18, в Синод. пер. – «судно»). Правда, еще в ветхозаветные времена израильтяне плавали по ⇒ Геннисаретскому озеру, хотя в Библии об этом ничего не говорится. Из НЗ известно о рыбачьих лодках (Лк. 5:2; Ин 6 и след.), на которых были паруса и весла (Ин. 6:19 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Мк. 6 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), якорь и руль. Под возглавием в Мк. 4:38, вероятно, подразумевается подушка, на которой сидел рулевой. Серьезную опасность представляли внезапные сильные штормы на море (ср. Мф. 14:30). На мозаичной карте из Мадабы изображены рим. К. на ⇒ Соленом (Мертвом) море и паромы на Иордане.
II. Сами не будучи мореплавателями, израильтяне всегда поддерживали связи с народами, занимавшимися мореходством. Нил и Евфрат с древнейших времен использовались для судоходства, как и ⇒ Средиземное море, на котором доминировали финикийцы, доставлявшие Соломону для строительства храма кедры и кипарисы из Ливана, сплавляя их плотами в Яфу (Яффу) (3Цар. 5:9; 2Пар. 2:16); позднее они же доставляли строит. лес для второго храма (1Езд. 3:7). Царь Соломон приказал построить флот (на сев. залива Акаба (⇒ Елаф ⇒ Ецион-Гавер ⇒ Чермное море), который мог бы совершать плавания в страну золота – ⇒ Офир. Это предприятие было связано со строительством храма (3Цар. 9:26–28). Опытных мореходов для этих плаваний Соломону прислал дружески относившийся к нему царь Хирам из Тира. Для одного такого плавания флоту Соломона требовалось три года (что означает, вероятно, один полный год и несколько месяцев из двух лет, примыкающих к нему). Эти К. доставляли в Израиль золото, серебро, слоновую кость, обезьян, павлинов (3Цар. 10:22; 2Пар. 9:21). На рисунках, изображающих егип. торг. К., которые при царице Хатшепсут (1504–1483 гг. до Р.Х.) совершали плавания в Пунт, видно, что в числе грузов находились и обезьяны. При попытке царя Иосафата повторить плавание в Офир его флот, по воле Бога, потерпел крушение (2Пар 20 и след.). ⇒ Акко ⇒ Кесария ⇒ Яффа.
III. Судоходство и, в частн., К. нередко упоминаются в псалмах и притчах (Пс. 47:8; Пс. 103:26; Пс. 106:23–32; Притч. 23:34; Притч. 30:19; Притч. 31:14). Под легкими и быстрыми судами (ладьями) (Иов. 9:26; Ис. 18:2) подразумеваются легкие нильские лодки из стеблей папируса. В Ис. 33:21.23 упоминаются ассир. воен. К., в Дан. 11также идет речь о воен. К. В Иез. 27 встречается описание тирского торг. К. из кипарисового дерева. К. имел мачту из ствола кедра, скамьи из букового дерева, отдел. слоновой костью, дубовые весла и узорчатые паруса (римляне также украшали паруса). К этому можно добавить навесы из ткани голубого и пурпурового цветов, защищавшие от солнца. К. ходили в Испанию (⇒ Фарсис; Ион. 1:3), оттуда они привозили серебро, железо, олово и свинец (Иер. 10:9; Иез. 27:12), а также, вдоль атлантического побережья, добирались до Британских о-вов.
IV. Александрийский К., на котором Павел плыл от Мир Ликийских до Мальты, имел на борту груз зерна и 276 человек (Деян. 27:37,38). У Лукиана есть описание подобного К., перевозившего зерно из Александрии. При дл. 55 м и шир. 14 м такой К., по оценкам ученых, весил около 1250 т. К., на котором плыл Павел, был деревянным (корпус был построен из досок); помимо прямого паруса на большой мачте, это судно имело еще и передний (малый) парус, а след., еще одну, меньшую по размерам, мачту в передней части. Управление К. осуществлялось двумя рулями (руль упоминается и в Иак. 3:4). Такое судно было оснащено, как минимум, четырьмя якорями (Деян 27 и след.). К К. была привязана лодка, которую во время шторма поднимали на палубу (Деян. 27:16,30,32). Направление и скорость движения зависели от ветра. В неизвед. водах для измерения глубины применялся лот. В штормовых условиях К. обвязывали, чтобы увеличить его прочность. Для этого использовались канаты или цепи; их протягивали под корпусом судна и закрепляли. Как правило, носовая часть К. имела отличит. знак; на К., с которым Павел отплывал с Мальты, это были Диоскуры – греч. боги-близнецы Кастор и Полидевк (Деян. 28:11).
V. В древности люди плавали по Средиземному морю главным образом так, чтобы берег оставался в зоне видимости (см. маршрут в Деян. 20:13–15; Деян. 21:1–3). При этом мореходы использовали прибрежные течения, которые давали возможность двигаться вперед даже против ветра (Деян 27 и след.; здесь К. помогало течение – воды текли с востока на запад вдоль юж. побережья Малой Азии); лавировать против ветра на К. тех времен было невозможно (см. Деян. 27:7). Время морских путешествий было ограничено летними месяцами, с началом осенних штормов и до весны К. оставались в гаванях (Деян. 27:9–12; Деян. 28:11). Как дата, после которой в море можно было оставаться только вынужденно, в Деян. 27упоминается пост, т.е. День искупления (Йом-Кипур), отмечаемый 10 числа месяца тишри (сентябрь-октябрь).
VI. Кормчий (Иез 27 и след.; Ион. 1:6 – в Синод. пер. – «начальник корабля»; Откр. 18:17) руководил командой К. В Деян. 27делается различие между кормчим и начальником К. (судовладельцем). Корабельщики (3Цар. 9:27; Иез. 27:9,27,29; Ион. 1:5; Деян. 27:27,30; Откр. 18:17), или гребцы (Иез. 27:29), составляли команду К.; в Иез. 27 особо упомянуты гребцы-рабы. В Ион. 1:3 говорится о плате за провоз, взимавшейся с пассажиров.