Книга пророка Исаии
I. 1) о жизни пр. Исаии, сына Амоса, имеются лишь отрывочные сведения. Известно, что он был женат и имел по меньшей мере двух сыновей (Ис. 7:3; Ис. 8:3.18). Из 2Пар. 26:22; 2Пар. 32следует, что Исаия был автором повествований о царствовании Озии и Езекии (оба труда не сохранились);
2) пророч. служение Исаии проходило в период царствования Озии и Иофама (Ис. 6:1). Последние сведения о его служении относятся ко времени нашествия Сеннахирима в 701 г. до Р.Х. (Ис 36–39). По иуд. преданию, Исаия во времена царствования Манассии был предан мученической смерти (см. 2Цар. 21:16) за то, что утверждал, что видел Господа (Ис 6), и за то, что осмелился сравнить Иерусалим с Содомом и Гоморрой (Ис. 1:10; Ис. 3:9). Рассказывали, что царь приказал перепилить полое дерево, в котором укрылся Исаия. Возможно, что в Евр. 11упоминается именно этот факт. Т.о., Исаия пророчествовал минимум 40, а может быть, и ок. 55 лет, если исходить из того, что Манассия вступил на престол в 687–686 гг. до Р.Х.
II. Исаия принадлежал к колену Иуды, в уделе которого и проходило его пророч. служение. Он был призван к служению и начал пророчествовать в один из самых трудных периодов в истории своего народа. После относительно спокойного царствования Озии (2Пар. 26:8.15), во времена правления Иофама, Дамаск и Израиль выступили против Иудеи (4Цар. 15:37). Такое противостояние продолжалось вплоть до вступления на престол Ахаза (4Цар. 16:5). В этой обстановке Исаия предсказал скорое поражение противников и распространение власти Ассирии (Ис. 7– Ис. 8:1; Ис. 17:1.3). Произошедшие после этого события подтвердили его пророчество: Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) напал на Сирию и Израиль и захватил Дамаск (733–732 гг. до Р.Х.; 4Цар. 15:29; 4Цар. 16:9). Спустя десять лет было уничтожено Северное (Израильское) царство и захвачена Самария (723–722 гг. до Р.Х.; см. Ис. 28:1–4), а в 711 г. до Р.Х. Саргон начал войну против Азота и Египта (Ис. 20:1). Наконец, Сеннахирим (библ. Синаххериб) вступил в Иудею (701 г. до Р.Х.; 4Цар. 18:13) и осадил Иерусалим, перед тем захватив Вавилон, который хотел заключить союз с Иудеей (Ис. 39:1.2). Но благодаря вмешательству Господа ассирийцы были вынуждены отступить, так и не добившись успеха (Ис. 37:36.37). Падение Ассирии было предсказано пророком прежде (Ис. 14:24–27), чем Манассия познал на себе ее власть (2Пар. 33:11).
III. 1) призвав к служению Исаию, Господь возложил на него двойную миссию (Ис. 6:9–13). Его проповедь Божьего наказания должна была показывать жестоковыйность народа. С др. стороны, пророк должен был объяснить, что это страшное наказание призвано послужить тому, чтобы Бог с уцелевшим ⇒ остатком, «святым семенем» (Ис. 6:13), довершил историю спасения. Исаия бичует непослушание и отпадение своего народа от Господа, его суеверие, формализм богослужений (Ис. 1:11–14), поклонение идолам (Ис. 2:8), жестокость (Ис. 1:23; Ис. 10:12) и безнравственность (Ис. 5:11.12.22). Точно так же он клеймит грехи врагов Иудеи (Вавилона – Ис. 13:1; Тира – Ис. 23:1; Ассирии – Ис. 10:1; Ис. 33:1; Эдома – Ис. 34);
2) а) но во тьме беспощадного наказания вспыхивает искра надежды на то, что Бог останется верен завету. За пленом и долгими страданиями должны последовать освобождение и возвращение из изгнания (Ис. 40). Исаия называет даже имя освободителя евреев за два века до его рождения – это перс. царь Кир (Ис. 44:28; Ис. 45:1). Пророк, чье пророчество, по сути, является мессианским, вслед за освобождением и возрождением своего народа (Ис. 44–45) (Ис. 60–61) видит раба Господня. Этот эвед Йахвэ не только поможет Израилю, но и дарует всем народам земли дух мира, справедливости и спасения. Он предстает перед Исаией в образе «мужа скорбей», Мессии, Который несет на себе человеч. грехи и, пройдя через страдания и совершив умиротворение, становится победоносным Спасителем человечества. Именно за это пророчество, наиболее ярко выраженное в Ис. 52:13 – Ис. 53:12, Исаию называют пятым евангелистом;
б) кто же этот раб Божий? Кир не может им быть. Ведь в Ис. 44–45, где говорится о возрождении Иерусалима и восстановлении храма, царь, хотя и называется пастырем Божьим (Ис. 44:28), «помазанником Господним» (Ис. 45:1) и «освободителем», никогда не упоминается как эвед Йахвэ. По всей вероятности, этот образ являлся пророку в двойном видении. Сначала раб Божий предстает в собират. образе под именем «Иаков и Израиль» (Ис. 44:1.2.21; Ис. 45:4; Ис. 48:20; Ис. 49:3). Если мы правильно понимаем, речь идет о наиб. достойных представителях иуд. народа, ведь большинство изгнанников были отступниками от Бога, как и их отцы (Ис. 48). Пророк видит среди отступников остаток Израиля, очищенный и омытый страданиями, который, торжествуя духом, достойно выдержит испытание (Ис. 45:18–25). Отсюда – его призыв «собраться», адресованный к тем изгнанникам, которые сохранили веру, в отличие от их братьев, поддавшихся соблазнам Вавилона; отсюда – мощно звучащее напоминание о призвании Израиля (Ис. 46:3; Ис. 49:6). Последующие видения убедили Исаию в том, что все же никакой остаток, никакая общность людей не способны выполнить божественную миссию, и с этих пор образ эвед Йахвэ был заключен для него в отдельной личности.
Это чередование представлений о Мессии как о коллективе и как об отдельной личности просматривается прежде всего в Ис. 50– Ис. 52:12. Не только весь народ Израиля, но и остаток его не мог обольщаться тем, будто он в состоянии выполнить спасит. волю Господа. Лишь одному, избранному, отличному от сынов человеческих (Ис. 52:14), было под силу взять на себя наши немощи и понести наши болезни (Ис. 53:4.5). Не удивительно, что оба этих представления соседствуют в пророчествах Исаии, сменяя друг друга. Ведь Израилю было предначертано стать светом для народов и нести спасение Господне до концов земли (Ис. 49:6). Напоминание о миссии, которую должен был выполнить хотя бы остаток Израиля, и откровение о том, что лишь некто единственный станет истинным рабом Божьим, звучали в устах пророка упреком в адрес своего народа. Этим объясняется такое двоякое понимание образа эвед Йахвэ, но поскольку мы имеем дело не с собств. размышлениями Исаии, а с откровением Божьим, то можно с уверенностью утверждать, что преимущество отдается образу раба Господня как отдельного лица. Ибо, следуя Евангелию, мы можем отождествить образ раба Божьего, описанный в Ис. 52– Ис. 53:12, исключит. с личностью Иисуса Христа. Совершенно очевидно, что больше никогда пророчества не достигали такой ясности и точности;
3) далее Исаия пророчествует о спасении Израиля и народов. Он описывает мессианское время, Царство Божье на земле (см. Ис. 9:1–7; Ис. 11:1; Ис. 24:1 – Ис. 27:1). Т.о., пророчества Исаии в то же время и эсхатологичны. Удивительные пророчества, заключенные в К.п.И., охватывают наряду с эпохой, в которой жил пророк, и ближайшим будущим многие сотни лет от явления Христа до Его Второго пришествия. Пророчества Исаии можно разделить на три группы: а) свидетельства о совр. пророку событиях: Ис. 1– Ис. 39:1, за искл. нескольких эсхатологических фрагментов; б) мессианское пророчество: Ис. 40– Ис. 55:1; в) эсхатологическое пророчество: Ис. 9:1–7; Ис. 11:1; Ис. 24– Ис. 27:1; Ис. 56-Ис. 66:1.
IV. Совр. литературная критика склонна сомневаться в единстве К.п.И. Считается, что у К.п.И., как минимум, три автора: сам Исаия и еще два неизвестных пророка, живших после него и воспользовавшихся при написании своих произведений его именем. Вот как распределятся между ними текст книги:
1) Исаия написал гл. 1–39, за искл. нескольких фрагментов, которые не могут быть приписаны ему;
2) автором гл. 40–55 считается неизвестный пророк, живший во времена вавил. плена, которого называют Второисаией. Он описывает события, совершенно отличающиеся от рассматриваемых в предыдущих главах, а именно возвращение из изгнания, которое ему пришлось пережить самому. кроме того, различаются стиль и лексика этих глав. Имя Кира, упоминаемое здесь, указывает приблизит. на 540 г. до Р.Х.; именно тогда и был, по мнению исследователей, написан этот отрывок;
3) наконец, гл. 56–66, написанные более лирическим слогом и одноврем. более таинственные и заключающие в себе в основном эсхатологические предсказания, приписываются еще одному автору, время жизни которого точно не определено (по одним предположениям – ок. 300 г. до Р.Х., по др. – ок. 200 г. до Р.Х.). Его называют Тритоисаией. Правда, эти гипотезы основываются в основном не на убедительных доказат-вах, а на чисто субъективных предположениях. Разве не мог пророк, предсказавший разрушение Иерусалима в 586 г. до Р.Х., предсказать и возвращение из плена в 538 г. до Р.Х.? И почему нельзя допустить некоторых стилистич. расхождений в произведениях, написанных автором в разное время – в юношеском, зрелом и преклонном возрасте? Ведь Исаия писал на протяжении сорока (а возможно, и более) лет. Непосредственной же причиной такой критики является отрицание того факта, что Бог, определяющий и предвидящий ход ист. развития, может заранее сообщать мельчайшие его детали. За пророками же пока еще признается способность в общих чертах предсказывать развитие событий, а также высказывать опред. идеи и представления (как, напр., в случае с эвед Йахвэ).
Пророч. предсказания поддаются духовно-психологич. осмыслению. Тем не менее исследователи критически относятся к тому факту, что Дух Божий сообщил пр. Исаии, жившему в VIII в. до Р.Х., имя перс. царя Кира, который будет править в VI в. до Р.Х. Однако Господь ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам (Ам. 3:7). И если принимать это во внимание, то единство К.п.И. перестает казаться проблематичным. Между тем Иисус и апостолы приписывают Исаии гл. 40–66, как и все предыдущие. Матфей (Мф. 8:17) пишет, приводя отрывок из Ис. 53: «Да сбудется реченное через пророка Исаию». Точно так же цитирует он Ис. 42:1.4 (Мф. 12:17,21). Лука и Иоанн также цитируют К.п.И.: Лк. 3– Ис. 40:3; Лк. 4:17.19 – Ис. 61:1,3; Ин. 1– Ис. 40:30; Ин. 12:38,41 – Ис. 53:1 и т.д. Наконец, следует напомнить, что полная рукопись К.п.И., найденная в пещерах Кумрана, подтверждает единство первоисточника. Этот список был сделан ок. 120 г. до Р.Х., и в нем нет ничего, что бы доказывало предположения литературных критиков. ⇒ Рукописи Мертвого моря.