Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Книга пророка Ионы

I. АВТОР И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

1) К.П.И. не содержит в себе пророчеств; она рассказывает о том, как Иона был послан Богом в Ниневию, что напоминает историю Илии и Елисея, рассказанную в книгах Царств (3Цар. 174Цар. 13). Иона, сын Амафии, был пророком в Северном царстве. Он родился в Гафхефере, вероятно, это совр. Хирбет-эз-Зурра у Телль-эль-Мешед, сев.-вост. ⇒ Назарета. Здесь и по сей день показывают могилу Ионы. Пророк предсказал победы Иеровоама II (4Цар. 14:25), из чего следует, что пророчествовал он во времена, предшествовавшие вступлению этого властителя на престол (787 г. до Р.Х.);

2) в книге нет указания на авторство Ионы, но все ее содержание свидетельствует о том, что она написана именно им. Царь Ниневии не назван по имени, однако в этом нет ничего необычного, ибо в ветхозаветных текстах ассир. цари часто не называются по имени (Саргон II не назван в 4Цар. 17:24,27, Ашшур-убаллит II – в 4Цар. 23:29). Полагают, что в данном случае речь идет о царе Ниневии Адад-нерари III (811–781 гг. до Р.Х.), т.к. ассир. источники относят религ. реформу в стране именно ко времени его правления. Названное Ионой число жителей Ниневии (120 тыс.) представляется вполне достоверным, если учесть, что еще в Быт. 10:11.12 Ниневия в числе других городов названа «великим городом», что должно свидетельствовать о ее площади и немалом населении. В надписи Ашшур-нацир-апала, относящейся к 879 г. до Р.Х, говорится, что стены города Калаха (Нимрода), имели длину 6,8 км, а численность населения превышала 60 тыс. человек. Исходя из этого можно предположить, что Ниневия, обнесенная тринадцатикилометровой стеной, вполне могла вместить вдвое больше жителей.

II. СОДЕРЖАНИЕ

1) Иона получил от Господа поручение возвестить жителям Ниневии, главного религ. центра Ассирии, о том, что на их город падет Божье наказание (Ион. 1:2). Ассирийцы были врагами Израиля, угрожавшими Северному царству во время правления Ахава (853 г. до Р.Х.) и Ииуя (841 г. до Р.Х.). Иона, предположив, что Господь помилует их, «сильно огорчился этим» (Ион. 4:1). Он бежал от лица Господа на запад, на побережье Средиземного моря. Там он сел на корабль, отправлявшийся в ⇒ Фарсис (Ион. 1:3). Когда корабль был в пути, начался шторм. Чтобы узнать виновника несчастья, моряки бросили жребий. Жребий указал на Иону, и он, признавшись в своем непослушании Божьей воле, сказал морякам, чтобы они бросили его за борт. После некоторых сомнений моряки выполнили его требование. Шторм утих, но Иону проглотила большая рыба (Ион. 1Ион. 2:1). Текст книги не позволяет точно сказать, что это была за рыба; греч. слово кетос может означать любое крупное морское животное;

2) во чреве рыбы Иона призвал Господа. Через три дня рыба, по слову Божьему, извергла его на сушу, и Иона вторично получил от Господа то же самое повеление (Ион. 2Ион. 3:2);

3) на этот раз он повиновался призыву Бога и, пойдя в Ниневию, проповедовал там, говоря, что через 40 дней город будет разрушен. Царь и жители Ниневии «объявили пост и оделись во вретища», воззвали к Господу и покаялись. Бог пощадил город, вызвав тем самым раздражение Ионы, недовольство которого переросло в желание умереть. Но Господь был терпелив и наглядно показал пророку на примере выросшего и засохшего за один день дерева Свое милосердие. Если Иона сожалел о потере растения, которое укрывало его своей тенью, то Бог тем более не может быть безразличен к участи 120 тыс. человек (Ион. 3Ион. 4:11).

III. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Вопросы, поднятые в К.п.И., направлены против ошибочных представлений о том, что принадлежность к Богом избранному народу автоматически делает человека праведным. Господь не судит по поступкам, Он смотрит в глубь человеческого сердца (1Цар. 16:7). Ему приятен всякий «боящийся Его и поступающий по правде» (Деян. 10:35), будь то израильтянин или представитель любого другого народа. Именно об этом говорится в К.п.И. (⇒ Книга Руфь; ср. Иер. 16:19–21). Вплоть до времени Иисуса Христа большую опасность для богоизбр. народа представляло непонимание им всего величия Божьей любви и Божьего милосердия (ср. Мф. 8:10,11; Лк. 4:25–27). Именно при обличении духовной гордыни Израиля Иисус Христос дважды обращается к К.п.И. Он говорит о знамении Ионы как о единств. знамении Своего воскресения, которое будет дано иудеям (Мф. 12:39.40); готовность ниневитян к покаянию, рожденную в них проповедью Ионы, Иисус объявляет критерием, по которому на Страшном суде будут судимы Его соплеменники-евреи (Лк. 11:29,30,32).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle