Книга пророка Иоиля
I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ НАПИСАНИЯ
Иоиль, сын Вафуила (Иоил. 1:1), – один из 12 малых пророков. О его жизни достоверно ничего не известно, но содержание книги позволяет сделать некоторые заключения о времени его пророч. служения. Из «врагов Иуды» в К.П.И. названы Тир, Сидон и филистимляне (Иоил. 3:4), Египет и Едом, но не упомянуты ни Ассирия, ни Вавилон, ни персы. Из этого можно заключить, что книга была написана не позднее первой половины VIII в. до Р.Х., вероятно, до победы Амасии над Едомом в 793 г. до Р.Х. (4Цар. 14:7). К тому же, в соответствии с библ. каноном, Иoиль относится к числу пророков, чья деятельность приходится на период до вавил. плена. В книге говорится о священниках и народе, но не упоминается царь, поэтому исследователи предполагают, что она была написана в то время, когда царь Иоас еще не достиг совершеннолетия (после 835 г. до Р.Х.) и находился под опекой первосвященника Иодая (2Пар. 24:1.2).
II. СОДЕРЖАНИЕ
А. Иоиль, указывая на настоящие и будущие прегрешения израил. народа, призывает его к покаянию. В центре его проповеди, исполненной поэтич. силы, находится ⇒ «День Господень», явление Божьей славы, не только карающей, но и милующей. Предвозвещением этого Дня служит опустошение страны саранчой (Иоил. 1), которое олицетворяет будущий суд над Иудой (Иоил. 2:1–11). После суда придет время нового благословения и излияния Св. Духа (Иоил. 2:28–32; ср. Деян. 2:1) и наступит День Господень (Иоил. 3:14). Тогда окончат. установится Царство Божье на земле. Взор Иоиля охватывает огромный временной отрезок – от событий, современником которых он был, до завершения истории спасения, т.е. до конца мира. И во все времена действительно обетование: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32)
Б. КОМПОЗИЦИЯ КНИГИ:
1. Вступление (Иоил. 1:1).
2. Описание нашествия саранчи во времена Иоиля и призыв к покаянию:
а) нашествие саранчи как символ грядущего Дня Господнего (Иоил. 2:1–11);
б) новый призыв к покаянию.
3. Избавление от наказания и новое благословение как ответ Господа.
4. Излияние Св. Духа перед наступлением Дня Господнего.
5. Суд над народами (Иоил. 3:1–17).
6. Царство благоденствия в Иудее и Иерусалиме (Иоил. 3:18–21).