Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Иоав

Иоав (евр. «Господь – отец»):

1) сын Сераии и внук ⇒ Кеназа, «родоначальника долины плотников» (1Пар. 4:13.14);

2) один из трех сыновей единокровной сестры Давида Саруии, брат Авессы и Асаила (2Цар. 2:18; 1Пар. 2:16). Имя отца И., похороненного в Вифлееме (2Цар. 2:32), неизвестно. Трое братьев были соратниками Давида, возможно, уже во время его бегства от Саула, хотя в этой связи прямо назван только Авесса (1Цар. 26:6). И. оставался преданным своему дяде и царю на протяжении всей жизни. Но он, верный военачальник, не мог до конца осознать тот путь, которым шел помазанник Божий ⇒ Давид. И. действовал расчетливо, стремясь к собств. выгоде. Его благочестие – это благочестие доблестного воина; осознавая необходимость борьбы за Божий народ, он полагался в ней на собств. силы, но последнее слово оставлял за Богом (2Цар. 10:12). И. мудро предостерегал Давида от исчисления народа, но царь не послушался его (2Цар. 24:3; 1Пар. 21:3.6). И. отомстил Авениру за смерть своего брата Асаила в сражении при Гаваоне (2Цар. 2:12–23) и тем самым устранил возможного соперника (2Цар. 3:22–39).

Убийство Авенира было довольно вероломным, т.к. произошло во время переговоров с ним, но Давид не был уверен в своих силах, чтобы судить И. своим цар. судом. И. отличился при взятии Иерусалима, после чего стал начальником войска, т.е. возглавил народное ополчение (2Цар. 8:16; 1Пар. 11:6). Вместе с Авессой он успешно воевал против арамеев (сирийцев) и аммонитян (2Цар. 10:7–14; 1Пар. 19:8–15), а также против эдомитян (2Цар. 8:13.14; 3Цар. 11:15.16; 1Пар. 18:12.13; Пс. 59:2). И. руководил осадой Раввы и овладел «водой города», подготовив тем самым окончат. завоевание города Давидом (2Цар. 12:26–29). И. проявил готовность помочь своему царю и в убийстве Урии (2Цар. 11:14–25). Он помог возвращению изгнанного Авессалома (2Цар. 14), но не принял участия в восстании цар. сына.

В решающей битве И., невзирая на приказ Давида, убил Авессалома и, угрожая царю новым предательством, прервал его плач по сыну (2Цар. 182Цар. 19:9). В ответ на это Давид вместо И. назначил начальником войска Амессая. Но вскоре восстание Савея дало И. возможность, убив Амессая, занять свое прежнее место (2Цар. 20:7–22). Давид ничего не предпринял против этого. Адония же, противившийся планируемой царем передаче трона Соломону, нашел у И. поддержку (3Цар. 1:5.7). Помазание на царство Соломона послужило причиной заговора, в котором И. принял участие, однако и на этот раз он остался безнаказанным. Но в своем завещании Давид все же поручает Соломону совершить над И. правый суд за убийства Авенира и Амессая, на что у него самого не хватило сил (3Цар. 2:5.6). С падением Адонии нашел свою погибель и И.: по приказу Соломона он был убит Ванеем (ср. Исх. 21:14), который после этого занял его место (3Цар. 2:35);

3) город в окрестностях Вифлеема, называемый Атрот-Бет-Иоав (1Пар. 2:54, в Синод. пер. – «венец дома Иоавова»). Возможно, под И. здесь подразумевается сын Сераии;

4) израильтянин, потомки которого вернулись из вавил. плена (1Езд. 2:6; 1Езд. 8:9; Неем. 7:11).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle