Измерение
I. Действия, направленные на то, чтобы к.-л. мерой определить величину ч.-л. В Библии речь идет, как правило, об И. длины предмета или расстояния, площади зданий и иных сооружений (см. Быт. 6:14–16), пространства, напр. тер. города (см. Зах. 2:1.2). Измерение длины производилось с помощью дерев. или тростникового эталона – «трости измерения» (Иез. 40:5; ⇒ Меры длины, площади, объема и веса) или измерит. шнура – «верви» (Ис. 34:11; Иез. 47:3). С помощью «землемерной верви» определялись границы той или иной тер., а ее «протягивание» являлось началом строительства (Зах. 1:16).
II. В метафорич. значении И. символизирует некоторые деяния Бога. В Откр. 11И. означает отделение особо охраняемого («сакрального») пространства. Как правило, Божье И. означает Его судебное определение (приговор) к.-л. или ч.-л., чаще всего оно предопределяет разрушение и завоевание города или страны (см. 4Цар. 21:13; Ис. 34:11; Плач. 2:8). При этом «мерилом» Божьим являются Его праведность и Его воля (Ис. 28:17); то, что не соответствует этому критерию, подлежит суду. Величие Бога и тайны сотворенного Им мира неизмеримы человеч. мерками (Иов. 38:5; Ис. 40:12; Ис. 46:5). Невозможно также измерить и определить предел милосердия Божьего к Его народу (Иер. 31:35–37).
III. Человек должен «измерять», т.е. оценивать, как самого себя, так и своих ближних, исходя из меры, установленной Богом, а не из собств. представлений (2Кор. 10:12.13). Бог будет судить нас таким же судом, каким мы судим других, и мерить нам той же мерой, какой мы мерим нашим ближним (Мф. 7:2). Когда мы щедро «отмериваем» нуждающемуся, Бог еще более полной «мерой» воздает нам, даруя обилие внутр. и внешних благ (Лк. 6:38; Мф. 7:1.2).