Иеровоам
Иеровоам [евр. Яровам, «да умножится народ» ]:
1) сын Навата, ефремлянин из Цереды. Его мать Церуа рано овдовела. И. был одним из чиновников (надсмотрщиков) Соломона (3Цар. 11:26). При строительстве ⇒ Милло он своим рвением обратил на себя внимание Соломона, поэтому царь поставил его смотрителем над оброчными работниками из дома Иосифа. Пророк Ахия предсказал И. царствование над десятью коленами. Разорвав свои новые одежды, пророк отдал ему 10 из 12 кусков, сказав при этом, что Господь поддержит И. и укрепит его дом, если он проявит послушание Его воле и будет следовать Его заповедям. Видимо, И. планировал поднять восстание против Соломона, поэтому царь пытался его убить. Но И. бежал в Египет к фараону Сусакиму (Шешонку), где и оставался до самой смерти Соломона. После этого он от имени десяти колен вел переговоры с сыном Соломона Ровоамом в Сихеме (3Цар 12 и след.).
После того как Ровоам дал безрассудный и резкий ответ, все колена, кроме Иуды и Вениамина, отказались от союза с ним и избрали И. царем Израиля. И.I царствовал в 926–907 гг. до Р.Х. Его резиденциями поочередно были Сихем, Пенуил на вост. берегу Иордана (3Цар. 12:25) и Фирца (3Цар. 14:17). Великим грехом И. стало установление в Вефиле и Дане золотых тельцов. Тем самым он подал дурной пример своим преемникам, также не чуждавшимся идолопоклонства, что в конце концов привело к падению Северного царства (4Цар. 17:21–23). Богослужение в Иерусалимском храме привлекало подданных И., и он опасался, что в силу этого они могут вернуться к Ровоаму (3Цар. 12:26–30). Поэтому он построил капище на высоте и назначил из народа священников, которые не принадлежали к колену Левия. кроме того, И. перенес праздник Кущей с 15 афанима, или тишри (сент.окт.), на 15-й день следующего месяца, була, или мархешвана (окт.ноябрь); ⇒ Календарь. Он сам совершал жертвоприношения в Вефиле.
Не только предсказание о грядущем наказании, сделанное одним из иуд. пророков (3Цар. 13), но даже болезнь и смерть сына И. Авии (3Цар. 14:1–18) не заставили царя покаяться (3Цар. 13:33). Это упорство в грехе обрекло дом И. на полное истребление (3Цар. 15:29.30), которое было предсказано пр. Ахией (3Цар. 14:10.11). Авия, сын Ровоама, одержал решительную победу над И. Сила И. была сокрушена, и «поразил его Господь, и он умер» (2Пар. 13:1–20). ⇒ Авия (3 и 4);
2) сын израил. царя Иоаса, взошедший на трон ок. 797 г. до Р.Х. в качестве соправителя отца и после его смерти правивший единолично с 787 по 747 г. до Р.Х. В правление И.II Северное царство достигло своего наивысшего расцвета. И.II вернул все израил. земли – от Емафа до Мертвого моря, как это предсказывал пр. Иона (4Цар. 14:25). Однако его успехи в области внешней политики, которые стали возможны лишь благодаря ослаблению Дамаска, оказались временными. Вскоре после смерти И.II Северное царство пало. Именно в годы правления этого царя народ переживал религ. и нравств. упадок. Пороки израил. общества, известные по книгам пр. Амоса и Осии, оскорбляли Бога. Сам И.II совершал поступки, неугодные Господу. О роскоши, богатстве и великолепии израил. аристократии времен И.II, описанных Амосом и Осией, свидетельствуют и археол. находки в Самарии. К этому же периоду относится найденная в Мегиддо печать из яшмы с превосходно выполненным изображением льва и надписью: «Сема, раб Иеровоама».