Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Езекия

Езекия [евр. имя, имеющее несколько вариантов: Хизкия, Хизкияху, Йехизкия и Иехизкияху, «Яхве – моя сила» ]:

1) иуд. царь, сын Ахаза (4Цар. 18:14Цар. 20:1; 2Пар. 292Пар. 32:1; Ис. 36Ис. 39), правивший в 725–697 гг. до Р.Х. Полагают, что прим. с 729 г. Е. был соправителем Ахаза, а прим. с 716 г. – единовластным правителем. На время его царствования приходится поход Синаххериба (Сеннахирима) на Иерусалим, который, согл. ассир. источникам, состоялся в 701 г. до Р.Х. (4Цар. 18:13; Ис. 36:1). Т.о., болезнь и выздоровление Е., дарование ему Богом еще 15 лет царствования (Ис 38:1,5 и след.), а также посольство от Меродаха Валадана (Ис. 39:1) следует отнести ко времени, предшеств. ассир. нашествию. Получается, что Е. правил в общей сложности 29 лет (4Цар. 18:2); при этом некоторые сложности в подсчетах вносят 4Цар. 18:1.9, которые относят правление Е. и израил. царя Осии к одному и тому же периоду. О Е. в Библии сказано: «И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его» (т.е. предок) (4Цар. 18:3). Е. начал свое царствование с очищения храма, восстановления богослужения и празднования Пасхи, на которое он пригласил и остатки колен, уведенных в плен ассирийцами. Он заново упорядочил служение священников и левитов, снес языч. жертвенники, изображения ⇒ Астарты, «отменил высоты» (⇒ Высота) и даже «истребил медного змея, которого сделал Моисей» и которому израильтяне поклонялись как идолу (4Цар. 18:3–6; 2Пар 29–31).

Поведение Е. во время вторжения Синаххериба также свидетельствует о его уповании на Бога. Правда, в своей внешней политике Е. не прислушался к совету пр. Исаии, предостерегавшего его от присоединения к Египту и отпадения от Ассирии. После смерти Саргона II (705 г. до Р.Х.) Е. открыто отошел от Ассирии. Из сообщения о походе на запад, оставленного Синаххерибом на шестигранной глиняной призме, известно, что жители филистим. города Экрона (Аккарона) пленили своего царя Пади, отвергавшего всякое сопротивление ассирийцам, и выдали его Е. Из этого следует, что в восстании против Синаххериба Е. играл ведущую роль (ср. также его действия в войне с филистимлянами, 4Цар. 18:8). Разделавшись в Вавилоне с Меродахом Валаданом, чье послание следует отнести именно к этому времени, Синаххериб быстрым маршем стал продвигаться в сторону Палестины. Финикийские города были взяты им или покорились ему добровольно, как и Аммон, Моав и Едом. Яфо (Иоппия), Беф-Дагон, Бене-Верак и Ашкелон (Аскалон) были завоеваны; Лакиш (Лахис) пал, как и Ливна, Елтеке и Тимна (Фимна). Часть егип. войска была разгромлена под Елтеке. Синаххериб сжег и разграбил оказавшиеся беззащитными иуд. земли. Сам он сообщает об этом так: «Езекия – царь Иудейский, не покорился моему игу. Сорок шесть его хорошо укрепленных городов, а также бесчисленные малые города я осадил, соорудив валы для осады, а для штурма использовал пехоту, подкопы, проломы, штурмовые тараны и лестницы (?); 200 150 человек, взрослых и детей, мужского и женского пола, а также лошадей, мулов, ослов, верблюдов, коров и мелкого скота без счета я вывел от них и причислил к своей добыче» (ср. Ис. 22:1–14; Ис. 1:4–9).

Далее Синаххериб говорит, что самого Е., «словно птицу в клетке», он «запер» в Иерусалиме. Синаххериб окружил Иерусалим земляными валами, а близлежащие города его земли отдал во власть филистим. царей Ашдода (Азота), Экрона и Газы. Страх перед его властью, по убеждению Синаххериба, поверг Е. «на землю». Резервные войска Е. из арабов отпали от него. Далее надпись сообщает о том, что Е. через своего посланника выказал покорность Синаххерибу, после чего идет подробное перечисление дани, которую он прислал победителю. На этом ассир. царь заканчивает сообщение о своем военном походе, в то время как Библия рассказывает еще и о чудесном спасении иудеев ангелом Господним, поразившим ночью 185 тыс. человек из стана ассирийцев (4Цар. 19:35; Ис. 37:36). В связи с ожиданием ассир. нашествия (см. 2Пар. 32:2–4) в Иерусалиме по приказу Е. был сооружен Силоамский туннель (4Цар. 20:20), который должен был обеспечивать город водой в случае осады. Обнаруж. в 1880 г. в туннеле т.наз. «Силоамская надпись» содержит сообщение о строительстве штольни длиной более 500 м (⇒ Силоам). Из Притч. 25 следует, что Е. собирал при своем дворе ученых и благочестивых мужей, занимавшихся изучением и собиранием свящ. книг. В частн., Е. поручил им собирать притчи Соломона. Преемником Е. на престоле был его сын Манассия;

2) предок пр. Софонии, которого, вероятно, можно отождествить с царем Е. (Соф. 1:1);

3) израильтянин, потомки которого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (1Езд. 2:16; Неем. 7:21). Е., во времена Неемии подписавший обязательство соблюдать Закон, тоже, вероятно, относился к этому семейству (Неем. 10:17);

4) сын Неарии, потомок Зоровавеля и член иуд. царствующего дома (1Пар. 3:23);

5) сын Шаллума, один из вождей колена Ефрема, современник царя Факея (2Пар. 28:12).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle