Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Еврей

Еврей I. В Быт. 10 сын Ноя Сим назван отцом «всех сынов Евера», своего потомка в третьем поколении. Согл. библ. родословиям (Быт. 11:10–26; 1Пар. 1:19–27), к сыновьям Евера относятся все потомки Иоктана и Фалека, от которого происходит Авраам, первый человек, названный в Библии Е. (Быт. 14:13). Помня о том, что Е. Авраам – один из «сынов Еверовых», отметим, однако, что есть и другое истолкование этого слова, встречающееся в Септуагинте: слово «еврей» может обозначать и того, кто «перешел», «преступил», кто «происходит с той стороны (Евфрата)», что также совпадает с данными о личности Авраама (см. Ис Нав 24 и след.). В Египте Иосиф и его братья именовались как ивримы, т.е. Е. (Быт. 39:14.17; Быт. 41:12; Быт. 43:32), сам Иосиф называет свою родину «землей Евреев» (Быт. 40:15). Это слово указывало на принадлежность сыновей Иакова к чужой народности и символично отделяло их от местного населения. Тем не менее сегодня трудно сказать, насколько емким было в то время понятие «еврей».

II. Со временем слово «еврей» приобрело более конкретное значение. Им стали называть исключит. израильтян – для противопоставления их другим народам и людям неизраил. происхождения. Египтяне их также называли Е. (Исх 1 и след.,19; Исх 2 и след.,11,13). Моисей подчеркнуто говорит фараону о «Боге Евреев» (Исх. 3:18; Исх. 5 и др.). Позже, во времена Саула, филистимляне именовали израильтян Е. (1Цар. 4:6.9; 1Цар. 14:11; 1Цар. 29 и др.). Когда корабельщики спросили пр. Иону, из какого он народа, он ответил им: «Я – еврей» (Ион 1 и след.). После плена, рассеяния и слияния ⇒ идумеев с иудеями людям, исповедовавшим иудаизм, часто трудно было доказать свое евр. происхождение. Именно в это время ап. Павел говорит о себе, что он Е. (2Кор. 11:22; Флп. 3:5), подчеркивая тем самым свое еврейское происхождение.

III. В ВЗ слово «Е.» употребляется также в тех случаях, когда речь идет об освобождении иуд. рабов, или при особых обстоятельствах (Исх. 21:2; Втор. 15:12; Иер. 34:9.14). Как израильтяне выделялись среди других народов, так израильтянин-раб занимал особое положение благодаря своей принадлежности к избр. народу, которую он разделял со своим господином (см. Втор. 15:15).

IV. Остается нерешенным вопрос о связи хабиру, которые упоминаются в различных аккад. клинописных текстах (в егип. текстах они названы апиру), с библ. евреями. Словом «хабиру» обозначены иностр. наемники, разбойники, а также порабощенные и зависимые слои населения, т.е. оно указывает скорее на социальное положение, чем на принадлежность к к.-л. этнич. группе. Заключения, которые исходя из этого делают ученые по поводу происхождении слова «Е.» в Библии, остаются спорными, тем более, что тождество слов «хабиру» и «еврей» не доказано. Впрочем, одно из сообщений в док-тах архива ⇒ Телль-Амарны (XV в. до Р.Х.) дает некоторые основания для отождествления с израильтянами как минимум тех хабиру, которые там упомянуты. В частности, призывы о неотложной помощи, адресованные фараону Аменхотепу IV в связи с нападениями хабиру, звучат из Иерусалима в тот период, на который (если принимать раннюю датировку исхода) приходится покорение Ханаана Иисусом Навином. Фонетич. тождество слов «иври» и «хабиру» спорно, но, однако, присутствие слова «хабиру» во внебибл. источниках допускает возможность отождествления хабиру с евреями. Тем не менее окончат. суждение здесь не вынесено.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle