Аарон
Аарон [евр. Ахарон], значение имени точно не установлено, возможно, соответствует егип. «великое имя». А. был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы (Исх. 6:20; Числ. 26:59). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея (Исх. 7:7). А. был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Числ. 1:7). Она родила ему четырех сыновей – Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23).
Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля, Бог назначил А. говорить к народу вместо его косноязычного брата. А. должен был стать «устами» Моисея (Исх. 4:16) и его пророком (Исх. 7:1). Братья встречаются в пустыне (Исх. 4:27), выступают перед старейшинами Израиля (Исх. 4:28–31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских А. владеет жезлом (Исх. 7:9.19; Исх. 8:5.17), который позднее действует только в руках Моисея. А. и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта (Исх. 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, А. вместе с Ором поддерживает его руки (Исх. 17:12). А. вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх. 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх. 24:1.9).
Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя А. и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14). В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить А. и его сыновей в священники (гл. 28; 29). Потомки А. получили право наследовать первосвященство (Исх. 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение – все это устанавливается Самим Богом (Числ. 4:18).
В то время как Моисей находится на горе, А. уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (золотой ⇒ Телец). Здесь А. проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх. 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор. 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает А. и его сыновей в священство в соотв. с волей Господа (Лев. 8). Особое положение А. подчеркивает прежде всего ⇒ наперсник с 12 драг. камнями, а также урим и туммим (⇒ Свет). В день посвящения старшие сыновья А. ⇒ Надав и ⇒ Авиуд «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев 10 и след.).
О том, как строго Бог относится к священнич. служению, свидетельствует не только их внезапная смерть, но и то, что А., как первосвященник, не смел выражать свое личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (ст. 6). Наказуя, Бог остается верен Своему слову: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (ст. 3). На втором году странствования по пустыне А. вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» (⇒ Моисей) и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, которую Господь наказывает проказой. А. заступается за нее перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Числ. 12).
Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за А. и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и А. в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое А. предотвращает посредством жертв. воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство А.: жезл Левия, на котором было написано имя А., зазеленел и расцвел (Числ 16, 18). В дальнейшем этот жезл был помещен в ковчег завета (Евр. 9:4). В Кадесе А. оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Числ. 20).
Вскоре Господь отзывает А. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с А. и Елеазаром. Там он снимает с А. первосвященнич. одежды и облекает в них его сына Елеазара, который занимает место своего отца. А. умирает в возрасте 123 лет (Числ. 33:39), и его оплакивают в течение 30 дней (Числ. 20:23–29). А. недостает самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других – Моисея, Мариами, народа.
Значение А. как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвященники Израиля. Но служение А. ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнич. одеяния. В Евр. 7– Евр. 9 подчеркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессиан. священством «по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6; Евр. 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона». «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за искл. периода вавил. плена), тоже принадлежат к потомкам А.