архим. Захария (Захару)

Источник

Эпилог

«Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»

Христос является знамением Божиим для людей всех времен, и путь Христов есть единственный путь, ведущий в вечное Царство Отца и Сына, и Святого Духа.

Когда иудеи во времена Христа по заблуждению просили у Него «знамения с неба»1455, Он говорил о «знамении Ионы», которое было дано ниневитянам1456 как единственное и исключительное знамение Божие миру. В этом знамении было пророчески предобозначено схождение Христа в преисподние места земли и затем Его восхождение превыше небес. Его личность, жизнь и пример дали ответ на все вопросы человека. Он стал вечным знамением Божиим всем поколениям настоящего века. Схождение и восхождение Христа стали источником всех даров Святого Духа1457. Принятие с верой этого знамения как образа и примера для подражания делает человека «другом» Божиим, согласно слову Господню, которое гласит: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего»1458.

Как Иона для ниневитян, так и друзья Христовы во всякую эпоху, согласно Его неложному обетованию1459, являются знамением Божиим для своего поколения, потому что становятся устами Божиими и отвечают на все проблемы и вопросы своих современников. Они становятся знамением Божиим тогда, когда благодатью Святого Духа они прошли путь Христов: схождение (даже до ада) и восхождение (превыше Небес). Никто не может стать святым, другом, учеником Христа-Учителя, если не пройдет этого пути до конца и не познает таинства Царства Божия1460. Только при выполнении этого условия человек становится «светилом в мире» и «содержащим слово жизни»1461 для своего рода. Святые, по слову апостола Павла, «будут судить мир»1462. И это справедливо, потому что сначала они стали устами Логоса и просветили своим словом мир. Христос говорил посредством их. И как Сам Он свидетельствует, Его слово будет судить человека «в последний день»1463. Если исходить из этого духовного закона, то, поскольку Церковь, водимая Духом Святым «на всякую истину»1464, прославила Силуана как «апостольского и пророческого учителя»1465, то есть как Святого, мы должны искать в его личности, его жизни и слове те признаки, которые делают его знамением Божиим для его поколения. Каково это «слово жизни», посредством которого Бог открывает Свой путь нашему поколению?

Несмотря на простоту слов святого Силуана, в них ярко ощущается божественное происхождение. На основании учения, что «совершенные от себя ничего не говорят... Они говорят лишь то, что дает им Дух»1466, можно убедиться, что его слова даны Духом Святым. Это означает, что они не являются плодом человеческого разума, но чистого сердца, «расширенного»1467 по дару Христа. В рамках данного исследования невозможно проанализировать все его поучения, которые суть слова Божии, адресованные нашей эпохе. Однако среди них есть одно слово, которое было дано Силуану непосредственно от Бога. Оно позволяет нам приоткрыть сокровенную завесу великого таинства благочестия, открытого нам1468. Это слово Христа Силуану: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»1469.

Исторически наше поколение ближе всех предыдущих поколений ко второму пришествию Христову. Однако это, согласно слову Христову: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»1470 – означает также, что наше поколение находится в более плачевном состоянии и имеет большую нужду в искуплении, чем любое иное поколение. Что же отличает это плачевное состояние и что является общим признаком нашей эпохи? В первую очередь это гордыня, помрачение ума и его пленение лукавым духом, отчаяние и множество невольных скорбей, сопровождающих его, и, наконец, полное нерадение и духовный паралич. Всему этому, а также многому другому отвечает апокалиптическое слово: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся», которое святой Силуан доносит от Самого Сына Божия своим современникам.

Прежде чем приступить к анализу этого слова, мы считаем целесообразным отметить те обстоятельства жизни святого Силуана, в которых оно ему было ему дано1471.

Святой Силуан в возрасте двадцати шести лет, после шести месяцев пребывания на Афоне, удостоился увидеть живого Христа в Его иконе. Это событие, несмотря на то что продолжалось только одно мгновение, было настолько великим и произвело в Силуане такое «расширение существования», что с того часа он вместил в своей молитве все народы земли. Он внезапно приобрел всемирное сознание. Благодаря видению Христа ему передалось само Его состояние. Однако уменьшение этой благодати и нерассудительная похвала духовника повергли Силуана в титаническую брань против тщеславия и гордыни. Эта брань, которая продолжалась пятнадцать лет, привела Силуана к Адамову покаянию и крайнему отчаянию. Тогда вмешался Господь и дал ему Свое слово:

«Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»1472.

Это слово Господне, укрепившее сердце Силуана, насколько странным это ни покажется, принесло ему духовную победу. Господь повелел Силуану держать ум во аде, и тот немедленно приобрел великие познание и опыт, которые исправили его жизнь через обогащение благодатью и познание Божие. Как сам он свидетельствует, он начал делать так, как его наставил Господь, и его душа обрела покой в Боге1473. Ему было дано орудие, которым смиряется душа, сокрушается сердце, исчезают греховные помыслы, очищается ум, и благодать находит место, чтобы обитать в верном1474. Он научился смирению во Христе, которое делает человека подобным Богу. Благодаря этому слову Господа Силуан осуществил переход от гнета страстей к свободе Духа Божия, от смерти в жизнь. Тогда Силуан, как и праведные всех времен, воспел победную песнь1475.

Как же слово Господне освободило Силуана от брани врага и добавило к его мере силу духа и постоянство жизни?

Это случилось, потому что слово Господне наставило Силуана на путь Самого Господа. Через соблюдение заповеди Господней расширяется сердце и человек становится недоступным для врагов.

Как мы уже упоминали в начале главы, знамение Ионы есть путь Господень. И апостол Павел говорит, что победа пришла в мир со схождением Христа во ад и Его последующим восхождением. Следовательно, когда Господь указывает Силуану (а через Силуана всему нашему поколению) на ад, Он указывает человеку на путь схождения, путь вниз. Он предлагает ему орудие и путь к стяжанию смирения, так что, уподобившись Ему, человек мог достигнуть духовной победы.

На этом пути, как говорит старец Софроний: «Водимые Духом Святым – никогда не престают осуждать себя, как недостойных Бога»,1476 – и шествовать вниз к вершине опрокинутой пирамиды, ко Христу, Который несет тяжесть всего бытия и берет на Себя грех мира1477.

Тем, которые считают себя достойными восхождения, не испив предварительно чаши схождения, Господь определенно говорит: «Не знаете, чего просите»1478. И Капернаум, который ложно искал «знамения»1479, отличного от знамения Ионы, Господь осудил: «И ты Копернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься»1480. При этом Он вознес и оправдал мытаря, который «не смел даже поднять глаз на небо», но, молясь с самоосуждением, исполнил закон Христов, гласящий: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»1481.

Сам Господь, когда люди прославляли Его за чудеса, тут же пророчески напоминал им – в качестве примера для нас – о грядущем распятии и смерти, а также о воскресении «в третий день»1482.

Таким образом, путь Господень пролегает через крестную смерть и достигает преисподней ада. Верный, погружаясь в воду крещения, встречается со Христом и облекается в Него, а также возрождается «в обновленной жизни»1483, поскольку первый сошел и освятил воды Господь. Подобным образом Господь попускает схождение человека во ад – не для того, чтобы тот погиб, но чтобы познал там неизреченное таинство божественной и смиренной любви, которое достигло даже этого страшного места. Это схождение способствует тому, что человек смиряется даже до конца перед величием божественной любви. В благодарность за эту любовь он приобретает столь совершенную и непоколебимую любовь ко Христу, что ничто – даже ад – не может отлучить его от Христа. Познание таинства Христова никогда не будет всецелым, если человеческий опыт не включит в себя ад.

Смиренное шествие вниз является путем, по которому идет Святая Церковь. Если мы внимательно исследуем ее дух, который выражается в ее молитвах, мы опять увидим два направления: сначала схождение, а затем восхождение. Например, перед совершением таинства крещения или евхаристии мы видим, как совершитель таинства смиряется с самоукорением и духом сходит вниз1484. Благодаря этому смиренному схождению Бог облекает его силой священнодействия, и он возносит «горе» как самого себя, так и верных, которых ему доверил Дух Божий. Почти каждая значительная молитва Церкви разделяется на две части. В первой части происходит нисхождение духа, а во второй – через «но» веры – осуществляется восхождение. Так, верные научаются вверять себя бесконечной милости благодетеля Бога. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать молитвы перед святым причащением.

Вся жизнь христианина является жизнью покаяния. Благодаря покаянию совершается схождение смирения «под крепкую руку Божию, да вознесет нас в свое время»1485. Это схождение вольное и «по вере». И досточудный автор Лествицы – преподобный Иоанн Синайский – в своем Слове о покаянии подводит итог под той же истиной: через свободный ад покаяния человек избегает невольного мучения1486.

Таким образом, человек, сходя духом во ад, следует за Господом. При этом он не отчаивается, потому что путь Господень ведет к жизни, и к жизни в избытке.

Таинство схождения и восхождения Господа чудным образом предвообразилось в лице трех отроков еврейских, которых Навуходоносор бросил в раскаленную печь. Эти благочестивые отроки взяли на себя грехи и беззакония своего народа и осудили себя как достойных огня за беззакония. Тогда они смиренно взмолились Богу их отцов1487. Поскольку они стали на путь нисхождения Господа Иисуса, то удостоились иметь Спутником тогда еще бесплотного Сына Божия, Который сошел в печь и ходил среди них в огне, сохраняя их от вреда1488. Тогда сила таинства действовала предзнаменовательно. После же воплощения Господа, Его схождения во ад и затем Его восхождения сила того же таинства значительно увеличилась, потому что не осталось такого места в тварном мире, которое бы не наполнилось действием Лица Господня1489.

После богословского обоснования слова Господня Силуану: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся», – нам остается лишь объяснить, как оно исполняется на деле. Но прежде чем продолжить необходимо подчеркнуть, что вся сила таинства, скрывающаяся в этом слове, состоит в том, что схождение Господа во ад было вольным и безгрешным. Оно произошло из послушания Отцу и ради спасения мира. Аналогично и схождение человека должно быть вольным – из послушания заповеди Господней, – чтобы человек получил благословение и совершенство.

Опыт ада, данный святому Силуану, был благодатным, поэтому и слово Господа, открытое ему, полностью соответствовало его состоянию. Сложно уловить его глубину, не имея подобного опыта. Но поскольку оно выражает путь Господа и аскетическую жизнь Церкви, мы попытаемся, основываясь на Святых Отцах, углубиться в него и уразуметь его силу.

Слова «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» являются заповедью от Господа, чтобы верный подражал Ему в своем схождении, имея одновременно упование на милость и вечное избавление, которые Он даровал всем в Своем восхождении. Одна только расположенность человека принять это слово и исполнить его в своей жизни привлекает благодать Божию. Эта благодать, как божественный Свет, открывает и подтверждает следующую истину: ад есть духовное место, в котором человек пребывает в удалении от Бога любви. Благодать открывает в человеке грех, неправедность и духовное убожество. Познание их приносит в душу сокрушение. И это сокрушение является драгоценным даром Божиим человеку. Оно есть начало его смирения, которое приуготовляет обитель для вселения в него Бога.

Это сокрушение как действие благодати рождает духовное мужество. Святой Симеон Новый Богослов говорит, что ничто не является «мужественнее сокрушенного и смирившегося сердца, которое, противостоя армии демонов, окончательно обращает их в бегство»1490. Сокрушение доставляет духовное мужество. Оно является единственным состоянием, в котором человек, воодушевляемый благодатью Божией, дерзает узреть свое духовное убожество и не впасть в уныние, но возложить свое упование на Того, Кто показал ему бездну его опустошения и способен перевести его без вреда на другой берег, где пребывает Бог. Это достигается так: человек воздает Богу всякую правду, а себя считает достойным позора1491. Поэтому и святой Иоанн Лествичник утверждает, что духовное мужество есть одновременно и победа1492. Это происходит из-за того, что сокрушение без мужества само по себе недостаточно, чтобы человек правильно воспринял свое духовное убожество, которое бы стало благодатью и твердым основанием для духовного восхождения1493. Силу сокрушения как духовного явления познал святой Силуан в словах Христа: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». Он обретал эту силу, возвращаясь к своей «любимой песне», как сам он говорил:

«Скоро я умру, и окаянная душа моя

снидет в тесный черный ад,

и там один я буду томиться

в мрачном пламени и плакать по Господе:

Где Ты, свет души моей?

Зачем Ты оставил меня?

Я не могу жить без Тебя»1494.

Благодаря первой части этой песни, он восстанавливал в своей душе огненное ощущение ада, которое уничтожает всякий страстный помысел; а благодаря второй части, он обращал свой дух к любви и милости Христа, Которого он познал и принял в свое сердце1495. В первой части песни он смиренно сходил вниз, по пути схождения, на котором гордый враг не мог идти вслед за ним. Освободившись от врага и вдохновляемый памятью милости Господней, он всецело обращался к Богу и таким образом познал восхождение, которое было действуемо благодатью Божией.

С тем чтобы человек хранил искупительную силу сокрушения, святой Силуан советует всегда помнить о грехах, смиряться и сокрушаться о них, даже если они прощены Богом. «И этим побеждаются враги»1496. Господь Своим словом открыл Силуану способ приобретать сокрушение смирения и этим побеждать врага.

Сокрушение для души является мужеством и светом, в лучах которого человек различает всякий помысел, приближающийся к нему. Сокрушение приводит к смирению, которое является победой против врагов и приуготовлением души к тому, чтобы стать обителью Божией. Оно является драгоценным даром благодати и достигается через самоосуждение, имеющее апогеем осуждение себя на ад. Святой Иоанн Лествичник подтверждает это, говоря, что молитва кающихся («Знаем, говорили они, поникши к земле, знаем, что мы по правде достойны всякого мучения и томления») была способна «самые камни привести в умиление»1497. В другом месте он говорит, что самоосуждение на ад соблюдает ум неприступным для вражеских помыслов1498.

Таким образом, становится очевидным, что сообразование с духом слова Господня «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» приводит к смирению и чистоте ума, которые являются необходимым основанием для бесстрастия и соединения со святым Богом. Этой науке Святой научился благодаря слову, принятому непосредственно от Господа, как сам он пишет: «Я стал делать, как научил меня Господь, и усладилась душа моя покоем в Боге»1499. Познав эту божественную науку, святой Силуан свидетельствует, что кто искренне считает себя достойным вечного огня, становится неприступным для врагов и свободным от страстных помыслов. Всем своим умом и сердцем он неуклонно пребывает в Боге. Но как только он теряет память адского огня, помыслы вновь приобретают силу1500.

В наши дни мы со скорбью замечаем, что люди страдают от разделения ума. Воображение, которое есть не что иное, как одно из действий ума, разрослось до гипертрофированных размеров и господствует в жизни людей. Некоторых оно приводит к окаменению сердца в результате гордыни, других – к душевным расстройствам. Согласно учению Евангелия и всего Священного Писания, ум действует естественным образом, когда соединен с сердцем. Он соединяется с сердцем, когда в нем есть огонь сокрушения. Поэтому святой Силуан предлагает для душевного исцеления: «Держи ум свой в сердце и во аде. Чем больше смиришь себя, тем большие получишь дары от Бога»1501.

Каковы же эти столь великие дары Божии, которые приобретаются через содержание ума во аде?

Из слов самого святого Силуана ясно, что самоосуждение на ад не только не приносит вреда, но становится источником великих даров. По его слову, оно рождает в душе покаяние «во оставление грехов» и приносит в сердце радость спасения1502. Более того, Святой свидетельствует, что Господь подает Святого Духа тем, кто осуждает себя во ад. Этому не должно удивляться, ибо самоосуждение осуществляется в духе смирения1503.

Это учение соответствует духу евангельского слова. Как мы знаем, Господь говорил Своим ученикам, что когда они претерпевают гонения и приводятся в суд, они не должны заботиться о своей защите, потому что Он даст им «уста и премудрость, которым не возмогут противоречить и противостоять все, противящиеся вам»1504. Эту премудрость Святого Духа Господь подает также тем, которые вольно помещают себя перед судом Божиим и предваряют Его суд вольным самоосуждением на ад.

Бог не судит дважды1505. Как говорит апостол Павел: «Если бы мы судили самих себя, то не были бы судимы»1506. Мы все предстанем перед судом Христа1507, однако не все будем осуждены. Через вольное самоосуждение даже до ада мы можем предварить суд Божий и быть оправданными еще при жизни, становясь участниками уст и премудрости Божией, которые являются даром и обручением Святого Духа. Вывод, что Бог не судит дважды, мы делаем из слов преподобного Иоанна Синаита, которые уже приводили. То есть что «произвольным томлением и мучением (покаяния) ты избежал невольного». И в другом месте он говорит, что «настоящее посрамление избавляет от будущего»1508.

Эту золотую нить традиции мы видим проходящей через учение всех Отцов-Подвижников, как это представлено Старцем в отдельной главе1509. Очевидно, что самоосуждение на ад является наиболее действенным способом освобождения от ада. То же свидетельствует Дух Святой. В итоге мы можем сказать, что подвиг такого вида самоукорения приносит сокрушение, очищает ум, приводит к смирению, побеждает врагов, освобождает от грехов и делает человека причастником Святого Духа.

Подобное учение о самоосуждении на ад, которое приносит упомянутые выше духовные плоды, мы находим также у святого Григория Паламы. Согласно этому Святому, кто считает себя достойным вечного ада, становится смелым и готовым на всякое злострадание. Через привременное и могущее быть разрешенным самоосуждение человек освобождается от тяжкого и невыносимого ада будущего века. Также случается, как говорит Святой, что человек освобождается от бед, которые угрожают ему в этой жизни, потому что благость Божия начинается уже сейчас, благодаря терпению человека в подвиге самоосуждения. Он добавляет, что этот опыт выразили также Праведники, жившие прежде Христа, когда они стали причастниками наказаний Божиих1510.

Таким образом, мы видим, что один и тот же опыт многообразно выражается во всей непрерывной Традиции. Особенностью учения преподобного Силуана является то, что оно дано как непосредственное откровение Господа и выражается в краткой фразе. Оно имеет две части. Первая часть: «держи ум твой во аде», которая обозначает путь схождения Господа, и вторая часть: «не отчаивайся», которая уравновешивает первую часть надеждой, потому что путь Господень исполнен истины и жизни.

Слово Господне Силуану дано в виде заповеди. Это означает необходимость его исполнения в нашу эпоху. В наши дни обольщение плотскими удовольствиями достигло небывалых размеров. Оно предлагает тонкие и навязчивые удовольствия, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных»1511. В этой заповеди человеку дается возможность уподобиться Господу в смиренном схождении и тем самым усвоить богатство дарований, подаваемых восхождением Христовым. То есть ему дается способность решительно и победоносно сразиться с искушением нашего времени, нося полноту истинного и нетленного утешения Святого Духа, Который увенчивает схождение и восхождение Христовы.

Нашу эпоху характеризуют усилившиеся «похоть плоти» и «гордость житейская»1512; ее окутывает дух страха и всеобщего отчаяния. Первая половина слова Господня приводит к смирению и отвращает первое искушение. Вторая половина укрепляет надежду на приближающееся окончательное освобождение и преодолевает второе искушение. Старец верит, что слово, данное святому Силуану, было словом Промысла Божия. Оно имело целью дать духовный противовес всеобщей катастрофе, опасность которой содержалась в научном открытии Эйнштейна. Оба эти события случились почти одновременно1513.

В условиях современного мира опыт ада является реальным состоянием, знакомым многим людям, которые часто сталкиваются с безвыходными ситуациями и смущеньями ума. Человеческий ум не может противостоять этому страшному зрелищу. Он лицезреет пугающую действительность, которая окружает его, и пытается скрыться от нее, найти покой в суррогатах, которые предлагают ему страсти отчуждившегося от Бога мира. Эта тенденция, которая часто наблюдается в наши дни, приводит к непрестанно возрастающим отчуждению и смуте. Акцент на глаголе «держи» в первой части заповеди указывает, что вольное и настойчивое удержание ума в созерцании всеобщего ада этой привременной жизни является путем, ведущим к спасению и исцелению. Это лицезрение должно вдохновлять на покаяние и молитву о спасении всех страждущих людей. Отрицательное действие опыта ада претворяется в действие общения с Богом, которое побеждает страсти и возводит жизнь на онтологический уровень.

Слово святого Силуана выражает воистину великую духовную науку, которая одна способна противостоять всеобщему растлению и опустошению, производимым в наши дни духами лукавства. Благодаря скорби вольного самоосуждения на ад ради заповеди Господней, верный может победить всякую иную скорбь и искушение и показать, что любовь Христова крепче смерти – подобно Тому, «Который «смертию смерть попрал""1514. То, что происходит вольно и ради заповеди Божией, вдохновляется божественной премудростью и приводит к вечной победе1515. Эта победа являет человека сверхмирным, подобным Христу, Который Своим крайним смирением победил мир.

* * *

1459

«Я с вами во все дни до скончания века», Мф.28:20.

1460

См. Лк.8:10.

1465

Патриаршее деяние о причислении к лику Святых (номер протокола 823/26.11.1987).

1466

Старец Силуан, 36–2.

1469

Старец Силуан, 20–1.

1471

Полное описание см. в книге Старец Силуан, в главах I и II.

1472

Старец Силуан, 20–1.

1473

См. там же, 189–1.

1474

См. там же, 181–1.

1475

См. там же, 178.

1476

О молитве, 202–203.

1477

См. Старец Силуан, 103–2 – 104–1.

1479

См. Мф.12:39.

1482

См. Лк.13:32 и 18:33.

1484

«Да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене: но презри моя прегрешения... Ни, Владыко, едине благий и человеколюбивый, да не возвращуся смирен: но ниспошли мне силу с высоты...», Последование Крещения. Также: «Никтоже достоин... служити Тебе, Царю славы... Но обаче неизреченного ради и безмерного Твоего человеколюбия...», Последование литургии св. Иоанна Златоуста.

1486

См. Лествица, 5.

1487

См. кн. Даниила, молитва Азарии и песнь трех отроков.

1488

См. Дан.3:25.

1489

Христос прошел через все состояния человеческой жизни, чтобы «исполнить» их своей обоживающей Энергией. Он принял смерть, чтобы стать «первенцем из мертвых» и «иметь... во всем первенство», Кол.1:18. См. также Ириней Лионский, Против ересей, 2 (Sources Chretiennes, v. 294, 22, 4).

1490

Огласительные слова, 2 (Sources Chretiennes, v. 96, 244, 42–44).

1491

См. Дан.9:7.

1492

См. Лествица, 14.

1493

Симеон Новый Богослов, Огласительные слова 2 (Sources Chretiennes, v. 96, 244, 44–45): «Что славнее нищеты, бывающей причиной Царства Небесного?»

1494

Старец Силуан, 21–2.

1495

См. там же, 92–2.

1496

Там же, 93–1.

1497

Лествица, 5.

1498

Там же.

1499

Старец Силуан, 178–2.

1500

См. там же, 170–1.

1501

Там же, 202–1.

1502

См. там же, 180–2– 181–1.

1503

«Я думал: я мерзкий и стою всяких наказаний; а Господь вместо наказания дал мне Духа Святого. О, сладкий Дух Святой паче всего земного. Это пища небесная; это радость души», там же, 180–1.

1505

См. О молитве, 58–59.

1508

Лествица, 5 и 4.

1509

См. Старец Силуан, 90–2 – 93–1.

1510

Беседа 2 (PG 151, 32В). См. также Мих.7:9.

1513

См. Видеть Бога как Он есть, 153.

1514

См. там же, 91.

1515

Василий Великий выражает ту же мысль: «Сотворите вынужденное вольно. Не жалейте жизни, которой неизбежно лишитесь», Беседа 18, на мученика Гордия, 8 (PG 31, 505С).


Источник: Свято-Иоанно-Предтеченский Монастырь, Эссекс. Издательство Лепта-Пресс. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Москва-2002

Комментарии для сайта Cackle