Рассуждение сорок четвёртое. О браке

Уподо́бися царствие небесное человеку царю, и́же сотвори́ браки сыну своему (Мф.22:2).

И обручу тя себе во век и обручу тя себе в правде и в суде и в милости и в щедротах; и обручу тя себе в вере, и уве́си Господа (Ос.2:19–20).

§ I

Брак есть, когда два лица – мужеское и женское – по любви и согласию вступают в обязательство сохранять друг к другу нелицемерную верность, и быть не только духом, но и телом соединёнными. Брак для человеческого рода есть так нужен, что без него и по сие время обитателями земными были бы точию Адам и Ева. Посему-то Бог, создавши наших праотцов, вдруг и установил брак: и благослови́ их Бог, глаголя: расти́теся и мно́житеся, и наполните землю, и господствуйте е́ю (Быт.1:28). A Христос, Сын Божий, освятил его, когда с Матерью и учениками присутствовал на браке в Кане Галилейской (Ин.2:1–2). Распространение человеческого рода есть плод брака, иначе без него бы человеки нетребиться должны. Мы видим на растениях, что те древа бывают бесплодны, которые совокупления с собою не имеют, ибо плод зависит от совокупления между собою мужеских и женских семечек, кои просто – самец и самка называются.

Были такие еретики – именем Севериане – кои брак охуждали, потому что он производит похотение в человеке. Но св. Епифаний207, весьма хорошо им ответствовал: „Всё, – говорит, – тело сложено из того, что в нём благоустроено Богом, то есть из желаний, влиянных Богом не к худому, но к доброму употреблению, и к нужному порядку, то есть из желаний сна, пищи, и пития и прочих выгод, которые Богу непротивны и нам нужны. Да и самим плотским похотением не до́лжно гнушаться, ибо оно дано для рождения детей в чистоте и в славу Того, иже вся сотворил. Как земле даны семена для изобилия добр, Богом сотворённых, то есть произрастений, так и человеческому естеству даны семена на сие, да исполнит оное Божие повеление: расти́теся и мно́житеся, и наполните землю« (Быт.1:28). Следовательно, охуждать брак, есть Богопротивно, да и кто бы такой сыскался, чтоб без всякого стыда, принялся за сие ремесло? Пусть охуждает брак тот, кто не рождён от брака; а рождённый от него – сего и сам не захочет сделать. Что же касается до безженства, то прелесть, влекущая к безженству есть едино произволение, но предметом оного, должно быть целомудренное девство. Но почто входить о сем в пространное рассуждение? Довольно с нас того, что говорит Павел: брак честен, и ложе нескверно (Евр.13:4) – а на другом месте: не ожени́выйся пече́тся о Господних, ка́ко угоди́ти Господеви: а ожени́выйся пече́тся о мирских, ка́ко угоди́ти жене (1Кор.7:32–33). Но перейдём, христианине, от сего к другому, высочайшему рассуждению.

§ II

Уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори́ браки сыну своему (Мф.22:2). Сим означается, что Небесный Царь Бог Отец, обручил возлюбленного Сына Своего, с верующими – да будут едино. Се есть благодать Божия или вера! Она-то – истинный, и духовный брак. Есть же брак

1) В рассуждении нашего соединения со Христом. Соединение сие было α) в воплощении, когда Христос естество наше присоединил Естеству Своему – Божественному, как пишется: и слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин.1:14). β) Бывает в отрождении, когда Христос обручает себе в невесту верующую душу, как пишет Павел: ревную бо по вас Божиею ревностию; обручих бо вас единому мужу деву чисту предста́вити Христови (2Кор.11:2). γ) Будет пресовершенно на суде, где все верные будут едино тело, глава же – Христос.

2) В рассуждении причастия благ, как Павел утверждает: причастницы бо бы́хом Христу, аще точию начаток состава даже до конца известен удержи́м (Евр.3:14); и на другом месте: верен Бог, и́мже зва́ни бы́сте во общение Сына его Иисуса Христа, Господа нашего (1Кор.1:9). Верующие учинились причастниками α) того имени, какое и Христос имеет. Он есть Сын Божий, и они – сынове Божии суть, по уверению возлюбленного ученика и Евангелиста: видите, какову́ любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся, и будем (1Ин.3:1). Прежде были они чада диавола, чада гнева, чада плотская: а ныне – чада духовная, чада любви, чада Божии; Божии же чада не по естеству, но по благодати и усыновлению. β) Учинились причастниками Христовых даров, каковые Христос получил от Отца Небесного по человечеству, как и говорится о Нём, что Он помазан был елеем, сиречь Духом Святым: сего ра́ди пома́за тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих (Пс.44:8): так и верующие получили и получают дары Святаго Духа, как пишет Павел к Евреям: невозможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа святаго (Евр.6:4) и проч. γ) Учинились причастниками его страданий: ибо за имя Его, – имя сладчайшее, – приемлют раны, озлобления, посмеяния, напасти, гонения. Посему-то Павел и имя сыновнее у тех отъемлет, кои не приемлют участия в страданиях Христовых: так как страждущих ради Христа – сынами Божиими нарицает: аще, – говорит, – наказание терпите́, якоже сыново́м обретается вам Бог; который бо есть сын, его́же не наказу́ет Отец? Аще же без наказания есте́, ему́же прича́стницы бы́ша вси, у́бо прелюбоде́йчищи есте́, а не сы́нове (Евр.12:7–8). δ) A посему суть и славы Христовой причастницы, по оному: поне́же с ним страждем, да и с ним прославимся (Рим.8:17).

3) В рассуждении пира. Как на браке всегда бывает вечеря, так и на браке духовном. Человек некий, – говорит слово Божие, – сотвори вечерю велию, и зва многи. Что значит сия вечеря? и кто есть званный? и кто суть званными? α) Под именем вечери означается здесь благодать Евангельская, последственно и жизнь будущая. Хотя многие с первого начала толкуют, что вечеря означает жизнь будущую; однако можно положить во-первых, благодать Евангельскую, сия бо должна предшествовать, да и действительно предшествует жизни будущей; и как тот, кто хочет получить блаженство, обязан непременно быть в благодати чрез веру, так и того, кому уготована вечеря на Небесах, без сомнения, до́лжно призывать прежде на пир благодатный, на вечерю веры. Итак, вечеря есть благодать Евангельская. Благодать Евангельская вечерею потому называется, что во многом сходствует с нею. На вечери, обыкновенно, бывают отличные яства и хорошие напитки для услаждения вкуса; музыка для услаждения слуха; цветы и благовонные закуски для услаждения обоняния и проч., – так и в благодати. Здесь точию всё духовное, здесь вкус услаждается духовною пищей слова Божия, а особливо – Телом и Кровию Христовою; здесь слух услаждается проповедью высочайших обещаний Божиих; здесь обоняние услаждается – неувядаемый бо цвет, иже от корене Иесеева, – так услаждает верующих, что они с Павлом хвалиться дерзают: Христово благоухание есмы́ Богови в спасаемых и в погибающих (2Кор.2:15). β) Как на вечерю бывает призывание, так и на вечери благодатной. Человек ныне сотвори вечерю велию, и зва многи. Человек сей по превосходству есть Бог Отец, (хотя действие сие, яко внешнее, не исключает Бога Сына, и Духа Святаго). Он-то – Отец Небесный – призывал на пир благодати и на брак веры всех человеков во Адаме, ибо сему во-первых, проповедано Евангелие. Потом – чрез Сифа и его потомков – даже до Ноя. От Ноя – дошло до Авраама, Исаака и Иакова, коим и Сам Бог многократно являлся, наконец, чрез Моисея и Пророков, каковое призывание клонилось более до Иудеев. Им открыл Он Себя и веру истинную, по оному: ве́дом во Иудеи Бог (Пс.75:2). Им особенно обещан Мессия, Христос Сын Божий. Им уготован пир и вечеря Царствия. Они первые и обещались поспешить на оную. γ) Приметить же, хотя мимоходом до́лжно, что слово сие: и зва многи, не есть частное, но собирательное. Бог бо, как желает всем спастись и в разум истины прийти, так и всех приглашает на овый пир. Иудеям же Бог для того паче прочих открывал Себя, что они удержали в своём поколении память обещанного, прочие же, – поскольку своевольно изгладили из памяти своей Мессию, и не веровали в Него, – для того Бог и оставил их, по оному Божественного Апостола уверению: и я́коже не искуси́ша име́ти Бога в разуме: (сего́ ра́ди) предаде́ их Бог в неискусен ум, твори́ти неподобная (Рим.1:28). Итак, Отец Небесный, уготовавши в Царствии Своём вечерю человечеству, призывал на оную всех, из числа коих были наипаче Иудеи; однако премногие из них, от призывания сего отказались.

4) Благодать Евангельская или вера подобна браку, в рассуждении пирующих или гостей. Здесь α ) Отец Небесный есть всего учредитель, и яко неисчерпаемый всех благ источник, есть всего податель, по оному: иже убо своего Сына не пощаде́, но за нас всех преда́л есть его, ка́ко убо не и с ним вся нам дарствует? (Рим.8:32). β) На браке сем жених есть Христос. О Нём-то пишет Давид: дще́ри царей в че́сти твоей; предста́ царица одесну́ю тебе́, в ризах позлаще́нных оде́яна преиспещре́на. Приведу́тся Царю девы вслед ея́, и́скренния ея́ приведу́тся тебе (Пс.44:10, 15). γ) Обручение есть Дух Святый, по оному: и́же и запечатле́ нас, и даде́ обручение Духа в сердца́ наша (2Кор.1:22). δ) Стражи суть святые Ангелы; гости – святые человеки молящиеся ко Отцу, и благодарения воссылающие.

5) В рассуждении введения невесты в ложницу, как говорит она в Песнях: введе́ мя царь в ло́жницу свою (Песн.1:3). Ложница сия есть, по превосходству будущее Царствие, в которое Ангелы, чрез мирную смерть, переносят души верных, где ожидают они Воскресения и конечного со Христом соединения, и бесконечного блаженства (Лк.16:21–22).

§ III

Рассмотреть надобно, какие возложены на нас обязательства в рассуждении сего духовного брака; и

1) Обязательство есть, чтоб мы всегда рассуждали о Божием милосердии, которое побудило его приуготовить для нас брак сей, без всякой нашей заслуги. Что́ бо мы заслужили? Не осуждение ли? Не смерть ли вечную? Но Он, по бесконечному своему человеколюбию, избрал души наши в невесты Христу, обо́жил естество наше: „ибо Христа (слова св. Григория) во утробе Девы Марии с естеством человеческим соединил, когда восхотел, чтобы предвечный Бог, был наконец веков, человеком»208. Сие мы рассуждая, должны ему благодарить, взывая с Давидом: что́ возда́мы Господеви о всех, я́же воздаде́ нам? (Пс.115:3).

2) Должны удивляться благости Жениха нашего, что Он не только все духовные и телесные добра, но и Самого Себя нам сообщает. Удивляемся иной достойной своего родителя дщери, которая его осужденного на голодную смерть чрез всё определённое время своими сосцами питала: не паче ли почудимся любви к нам Христовой, Который, будучи наш Отец, не млеком, но истинным брашном питает нас?

3) Должны алкать и жаждать духовных брашен, на браке сем уготованных. Они суть Тело и Кровь Христова, и Дары Духа Святаго. Кто не имеет желания пользоваться ими, тот и не сподобляется оных; ибо алчущие и жаждущие насыщаются: блаже́ни алчущии и жаждущии правды, я́ко ти́и насытятся (Мф.5:6)209.

4) Должны предлагаемое вкушать и пить на браке сем. Отец Небесный брашно сие нам предлагает, по уверению Сына Его: Отец мои дает вам хлеб истинный с небесе́; хлеб бо Божий есть сходя́й с небесе́ и даяй живот миру (Ин.6:32–33). Се есть Животворный пир, не сластолюбием гордящийся, но такой, о котором говорит Давид: ядя́т убо́зии, и насытятся, и восхвалят Господа взыска́ющии его; жива́ будут сердца́ их в век века (Пс.21:27). Никто из сего брака не исходит, чтоб не был пресыщен животворною нетленною пищей до избытка.

5) Приходя на брак сей, должны верные печься, чтоб в гнусных не предстать одеждах. Мы из Евангелия видим, что пришедший на брак не в брачном одеянии, предан жесточайшим мучениям, как поведает Евангелист Матфей: вшед же царь ви́дети возлежащих, ви́де ту человека не оболче́на во одеяние брачное, и глаго́ла ему: дру́же, ка́ко вшел еси́ се́мо не имы́й одеяния бра́чна? Он же умолча́. Тогда рече́ царь слуга́м: связавше ему ру́це и но́зе, возмите его и вве́рзите во тму кромешнюю; ту будет плачь и скрежет зубо́м (Мф.22:11–13). Какая же та одежда, которую мы должны иметь на браке сем? Христос есть одежда наша, как Павел уверяет: ели́цы бо во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся (Гал.3:27). Мы, крещаяся во Христа, обновляем внутреннего своего человека, и обязуемся обновление сие навсегда в себе сохранить; ибо, чья душа сохраняет оное, о том с похвалою говорится: вся слава дще́ре Царе́вы внутрь (Пс.44:14).

6) Не должны браку сему предпочитать временных благ. Ибо от сего зависит наше злополучие вечное. Но о, сколь много таковых, кои временное предпочитают вечному! И посла, – пишется, – раба своего в год ве́чери рещи́ званным, грядите, я́ко уже готова суть вся; и нача́ша вкупе отрица́тися вси (Лк.14:17–18). Время, или как в Писании стоит: год вечери, – есть время явления в мир Мессии, Христа Иисуса Сына Божия, по оному: егда́ же прии́де кончина лета, посла́ Бог Сына своего единороднаго, раждаемаго от жены (Гал.4:4). Он-то и рабом здесь называется, не акибы Он был раб Отцу своему по естеству Божественному; но в рассуждении его посольства в мир, и экономии, которую Он тщательно в угодность Отцу Своему, касательно проповеди и искупления, исправил. Пришёл Христос к званным – Иудеям, то есть, и объяснил им волю Отца Небесного, дабы они веровали в Посланного и Пославшего, и дабы приуготовили себя на брак Царствия его: грядите, яко уже готова суть вся. Пришествие ж Христово в мир называется временем вечери для того, что до пришествия Его, не было ещё вечери, поскольку не всё ещё было приуготовлено; не было заслуги Христовой, которая уготовала, или по Павлу сказать, купила нам Небесное Царствие (Евр.9:15). Итак, всё уже было готово, требовалось точию согласие званных; Бог бо никого ко спасению не принуждает, и грядущих не изгонит. – Что же на сие званные? и нача́ша вкупе отрица́тися вси. Переменили намерение своё, не устояли в слове и данном обещании, презрели призывание, сыскали и отговорку. – А что бы то была за отговорка? и первый рече́ ему: село́ купи́х, и и́мам нужду изы́ти и ви́дети е; молю́тися, имей мя отрече́на. И други́й рече́: супруг волов купи́х пять, и гряду́ искуси́ти их; молю тя, име́й мя́ отрече́на. И други́й рече́: жену́ поя́х, и сего ра́ди не могу приити́ (Лк.14:18–20). Примечательно, что первый из званных был горд, другой – корыстолюбив, третий – роскошный: для того-то и на брак не пришли. Село купленное означает гордость, коей предметы суть – села, деревни, великолепные дома, дорогие одежды, достоинства, чести, высокие титулы и проч. Волы знаменуют корыстолюбие или скупость, которая обращается около волов, серебра, золота, дорогих каменьев, и проч. А жена понятая есть роскошь, пиршества, пьянства, игры, сластолюбие, потехи и проч. Из сего явствует, что отказавшиеся от славного Царствия были тройственные. Первые были, – кои·для того не хотели веровать в Сына Божия, – что были горды, тщеславны и не хотели оставить своих честей и достоинств; зане́ возлюби́ша паче славу человеческую, не́же славу Божию (Ин.12:43). Таковы были фарисеи, первосвященники, книжники, и старцы людстии. Другого рода были богатые и корыстолюбивые, подобно оному юноше, который не хотел продать своего богатства, и идти вслед Христа, бе бо имея стяжания многа. Третьей статьи были сластолюбивые, роскошные, и всем порокам предавшиеся. Они, – почитая слово Спасителево жестоким, не желая оставить минутных своих услаждений, – презрели Христа и проповедь Его, так же и предлагаемый им пир веры и благодати. И так отвергли призывание, отказались от веры, презрели благодать. Что сотворил им Отец Небесный? я́ко ни еди́н муже́й тех званных вкусит моея́ ве́чери (Лк.14:24). – О, коль страшное определение! сколь несчастны званные, пренебрёгшие призывание! Сколь злополучны, презирающие Благодать призывающую! Блюдём убо, да не как или богатство, или слава мира сего, или сластолюбие – воспрепятствует нам прийти на вечерю Царствия. Страшно, поистине, оное определение: яко ни един мужей тех званных вкусит вечери моея.

7) Наконец, как приглашающий нас на вечерю сию Царь, есть Высочайший, то мы, посланным от Него, должны оказывать всякое уважение, не как оные Евангельские гости учинили, о коих пишется: они же небре́гше отидо́ша, о́в у́бо на село́ свое, о́в же на ку́пли своя́, про́чии же е́мше рабов его, досади́ша им и уби́ша их (Мф.22:5–6). Как поступок сей может понравиться Отцу Небесному? Человецы! послушайте призывания Божия, и Вечери вечного счастья не презрите, да не исполнится оное на вас изречение: и слышав царь той разгне́вася, и послав во́я своя, погуби́ убийцы о́ны и град их зажже́ (Мф.22:7).

§ VI

Но какое составишь рассуждение, христианине! о том браке, который будет на Небеси? Какая радость, какое веселье объимет тогда сердца всех званых на брак сей, когда узрят, что они соединены со Христом яко едино, и соединены в превосходном степени, не яко ныне соединяются чрез Таинства; когда узрят возлюбленного Жениха своего с весёлым видом, – видом Божественным, приемлющего их в объятия Свои, и в ложницу Свою вводящего; когда услышат сладчайший глас Его, – глас, призывающий их в Райские селения, на пир, от сложения мира им уготованный; когда, говорю, услышат от Него: яди́те, бли́жнии, и пи́йте и упи́йтеся, братия (Песн.5:1)! Какое будет тогда веселье! коликая радость! питие здесь будет не мирское, и не плотское; но духовное, о коем Давид говорит к Богу: упию́тся от тука до́му твоего, и потоком сладости твоея́ напои́ши я. Яко у тебе́ источник живота, во свете твоем у́зрим свет (Пс.35:9–10).

Небесное Царствие подобно браку. Поскольку α) на браке сем будут присутствовать: Отец небесный, жених Христос, невеста Церковь, служители со радующиеся – Ангелы. Изгнаны будут от брака сего все не присутствовавшие первее на браке веры, не омовенные водою Крещения и Духом, и не облечённые в одежду святости. β) На браке Небесного Царствия представится всем верным вечеря велия. Сей пир не таков будет, каков был Авессаломов, на котором Амнон убит (2Цар.13:28); ни каков был Птоломеев (1Мак.16:16); ниже́ каков был Агазверов210; но будет великолепнейший. Там будет нектар бессмертия, древо жизни, и река воды живы (Откр.22:1). Там будет всегдашнее Аллилуия, прекрасный хор Ангелов, и блаженных душ, хвалящих и благосло́вящих Бога. Никогда пир сей конца иметь не будет, как Агазверов, продолжившийся точию чрез сто восемьдесят дней. Сего пира ничто в смятение не приведёт, как сотворённого сынами Товлевыми (Тов. 1). Пир сей не будет исполнен враждой и коварством; но будет на нём вечное веселье и радость, а радости сей никтоже возмет от верных, до конца жизни постоянно пребывших в вере во Христа и благочестии.

§ V

Кто может по достоянию описать великолепие брака сего, когда и помыслить совершенно о нём, не могут силы ума человеческого. Ибо нет такой в мире сем вещи, которая бы была достаточна, чтоб сделать с оною истинное сравнение. И что бо есть Царство Небесное? Царство Небесное есть a) источник жизни вечной нас увеселяющий: ибо воды будущие жизни сладки суть, и рождающие веселье душевное; о них-то таинственно написал Давид: ре́чная устремления веселят град Божий (Пс.45:5). ß) Источник, силы наши возобновляющий. γ) Источник, любовью кипящий. δ) Источник, светлостью видения Божия сияющий.

2) Царство Небесное есть α) высочайшее наследие, от земного различное. Земное наследие получается по смерти отца; а Небесное наследие – при живом, вечно пребывающем и вечно царствующем Боге будет. β) Наследие Небесное не по заслугам избранные получают, но – туне – благодатью Христовою. γ) Наследие, коего мы ещё не видя радуемся и прельщаемся, по оному: его́же не ви́девше лю́бите, и на него́же ныне не зря́ще, ве́рующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною (1Пет.1:8).

3) Царство Небесное есть истинный Иерусалим, который доставит нам не Давид, но – Сын Давидов – Истинный Начальник мира. В нём не будет браней, ни слышания бранем; но вечный мир, истинный Иерусалим, град Бога живаго, как пророчествовал о нём Исаия: и вселя́тся лю́дие его во граде мира, и обита́ти будут уповающе, и почи́ют с богатством (Ис.32:18).

4) Царство небесное есть витальница α) преспокойная, в коей никакой противный случай избранных потревожить не может: блаже́ни ме́ртвии, умира́ющии о Господе отныне; ей, глаголет дух, да почи́ют от трудов своих (Откр.14:13). β) Препостоянная: ибо никакой перемене подвержена быть не может.

5) Царство Небесное есть жатва α) преисполненная веселья: ибо гряду́ще прии́дут (избранные) радостью, взе́млюще рукоя́ти своя́ (Пс.125:6). β) Преизобильная: ибо избранные обильные утех пожнут класы. γ) Благоухания исполненная, в рассуждении неизреченных блаженства цветов. δ) Прелестная, в рассуждении в нём будущих совершенств.

6) Царство Небесное есть Театр, на коем α) узрим Бога в Своей славе, или, как Павел говорит: лице́м к лицу (1Кор.13:12). β) Узрим Христа в естестве человеческом. γ) Дом Небесный, Рай вечный. δ) Пищу духовную, манну сокровенную. ε) Обители святых. ζ) Чины Ангельские. μ) Соразмерное естеству нашему знание и премудрость, по оному: ныне разумею от части, тогда же позна́ю, я́коже и позна́н бых (1Кор.13:12). ϑ) Одежды святых, в кои облечены будут. ι) Дела, кои ходят вслед нас.

И кто может живо описать блаженство вечное и неописанное, когда Павел и видя оное, – описать не мог: и на сердце, – говорит, – человеку не взыдо́ша, я́же угото́ва Бог любящым его (1Кор.2:9). Довлеет ныне всякому из нас непрестанно взывать: и́мже образом желает еле́нь на источники водны́я: си́це желает душа моя к тебе, Боже (Пс.41:2). Или: коль возлюбленна селения твоя, Господи сил. Желает и скончава́ется душа моя во дворы́ Господни; сердце мое и плоть моя возра́довастася о Бо́зе жи́ве (Пс.83:2–3). Или: блаже́ни живу́щии в дому́ твое́м: в веки веков восхвалят тя (Пс.83:5).

§ VI

Христианине! рассуждение сие для тебя есть самонужнейшее: ибо, вспомянув о браке вечном – живо представить можешь начало и конец твоего существования. Что Бог создал тебя для совершенного и вечного блаженства – сие не сомнительно, так же и о том сомневаться не можно, что ты – своевольно блаженства оного лишился. Что Бог изгнал тебя из Рая, – сим удовлетворил правде своей: однако в воплощении Христовом – открыл тебе величайшую милость Свою, и отворил тебе двери вечного Эдема, – славного Царствия Своего. Он, – вместо оного в раю земном уготованного пира, – поставил превосходнейший пир, то есть веры во Христа, брак благодати. Кто на сем браке быть не отречётся, тот будет причастник и оного брака, который будет на Небеси, – брака, который однажды начавшись, – вечно продолжаться будет. Сколь злополучны те, кои будучи призываемы на брак Христов, на вечерю веры, – презирают призывание сие! Мы, Христиане! столько облагодетельствованы Отцом Небесным, что на брак Сына Его приглашены, и ныне на браке сем торжественно пируем. И хотя Возлюбившего нас и не видим лично, но Та́инственно им насыщаемся. Что же ещё остаётся для нас? – Остаётся пристойную сделать встречу Жениху нашему, когда на брак веселья вечного пояти нас придёт. Он придёт судить живых и мертвых во всей славе Своей, окружённый бесчисленными Ангельскими воинствами, в одежду пресветлейшую облечён, ароматы Божественных Своих совершенств повсюду разливающий. Приуготовимся убо и мы во сретение Его достойно. Облечёмся во всю одежду славы нашей, – одежду чистоты. И что́ великолепнее одежды сей? Умастим благовонными добродетелей ароматами сердца наши, да в восторге Жених наш Христос воню душ наших благоухает. Преднесём пред собою пресветлые веры светильники, дабы светили нам во всю вечность (Мф.25:10). Не будем подобны юродивым девам, которые тогда пошли покупать елей, когда уже прошло время брака. Последуем мудрым оным девам, приуготовившим довольное количество елея, и, когда вопль будет: се, жених гряде́т, исходи́те в сре́тение ему (Мф.25:4–6), тогда, елеем украсив светильники наши, ожидаем Господа своего. Ежели в такой готовности предстанем пред лице Христово, то и на нас исполнится оное изречение: и готовыя внидо́ша на браки (Мф.25:10). Тогда Царь, прияв нас, введёт в ложницу свою, в оное место веселья неизреченного „где есть (слова св. Григория) свет без недостатка, радость без плача, желание без наказания, любовь без сетования, пресыщение без омерзения, благосостояние без повреждения, жизнь без смерти, здравие без слабости. Там святые и смиренные сердцем; там духи и души праведных; там все Небесного Отечества граждане и блаженных духов чины, Царя в лепоте Его зрящие, и в славе крепости Его радующиеся. Совершенная во всех цветёт любовь, одна всем радость, одно удовольствие»211.

* * *

207

45 Ересь.

208

Беседа 33 на Евангелие. (стр. 304)

209

См. Августина единобеседование, гл. 35.

210

Есеир. I. (стр. 308)

211

На псалмы покаянные, том. 8, стр. 633.

Комментарии для сайта Cackle