Рассуждение сорок третье. О скупости

Прииди́те ныне, бога́тии, пла́читеся и рыдайте о лютых ско́рбех ваших грядущих на вы. Богатство ваше изгни́, и ризы ва́шя мо́лие поядо́ша (Иак.5:1–2).

§ I

Скупость есть неумеренное имения и богатства желание, которое понуждает людей к стяжанию оного, предав забвению оные Павловы слова: хотя́щии богати́тися впа́дают в напасти и сеть, и в похоти мно́ги несмы́сленны и врежда́ющыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель (1Тим.6:9).

§ II

Причина действующая отдалённая скупости есть диавол, который ослепляет разумы (2Кор.4:4) сребролюбцев и в различные искушения ввергает. Сим-то недугом сребролюбия заразил диавол сердце Иуды и Анании. Пишется о Иуде: и ве́чери бывшей, диаволу уже вложившу в сердце Иуде Си́монову Искариотскому, да его (Иисуса) предаст (Ин.13:2). О Анании же пишется в Деяниях, так: рече́ же Петр: Ана́ние, почто испо́лни сатана сердце твое солгати Духу святому и утаити от цены села́? (Деян.5:3).

§ III

Причина ближайшая сребролюбия есть сердце человеческое, от любви Божией и надежды отдаляющееся, будучи наполнено любовью к скорогибнущим вещам. Ибо, для того люди желают богатства: чтобы им жить великолепно и, чтобы показать себя пред другими в надлежащей осанке.

§ IV

Что делают скупые? и

I. В рассуждении Бога.

1) Скупые Бога не почитают. Сирах говорит к человеку: приношения Господеви достойно приноси (Сир.14:11); но скупой приношений достойных Господеви не приносит, понеже служит мамоне (Мф.6:24), и понеже сердце его нечисто пред Богом для того, что он есть идолослужитель (Еф.5:5).

2) Скупые не любят Бога; ибо любят мир и мирские богатства; а кто любит мир, несть любве́ Отчи в нем (1Ин. 2:15), – говорит Иоанн. Как огнь и вода вместе быть не могут, так огнь любви Божией, горящий в сердце человеческом, не может вместе пребывать с водою временных добр. Но, напротив того, – воспламеняет нас сей Божественный огнь с Павлом повторять оные слова: вышних ищите, иде́же есть Христос о десну́ю Бога седя́. Го́рняя мудрствуйте, а не земная (Кол.3:1–2).

3) Скупые, все заповеди Божии, свободно преступают. – Первую заповедь преступают скупые, почитая богатства вместо Бога, и полагая в нём свою надежду, в противность повелению Господню: аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бо́зи ини́и разве мене́ (Исх.20:2–3). – Вторую – скупые мамону вместо кумира имеют: ибо лихоимание, происходящее от скупости, есть идолослужение (Кол.3:5). – Третью заповедь преступают скупые – всуе призывая имя Божие α) чрез клятву, которую употребляют единственно для того, чтобы свои выгоды и пользы сохранить. β) Обманывая людей, призывая на то Святое имя Божие. – Четвёртую заповедь преступают скупые α) ожидая скорого окончания праздников: ибо говорят: когда пре́йдет месяц, и прода́мы, и (когда пре́йдут) субботы, и отверзем сокровища наша, е́же сотвори́ти ме́ру ма́лу, и увеличити ме́рило, и сотворити вес непра́веден; яко да притя́жем убогия сребром и нищаго за сапоги́, и от всякаго жи́та куплю сотвори́м? (Ам.8:5–6). β) От печали и богатства, и слабостей житейских, – подавляя семя слова Божия: ибо скупые и в день праздничный не оставляют своих забот, и не отвлекаются от продажи товаров. – Пятую заповедь преступают скупые, – не оказывая повиновения высшим. Так Тиезий, движим скупостью – против повеления пророка Елисея – требует от Неемана даров (4Цар.5:22–23). Так все скупые нивочто вменяют правила, повелевающие наблюдать правду. – Шестую заповедь преступают скупые – убивая ближнего: ибо тот истинно убивает человека – кто его обманывает и грабит. – Седьмую заповедь преступают скупые, – духовно прелюбодействуя. Мы обручены единому мужу, то есть Христу (2Кор.11:2); но скупые иного себе мужа, то есть мамону избирают, и с нею прелюбодействуют духовно. – Восьмую заповедь преступают скупые, – добра ближнего похищая себе, и стараясь отнять у него дом, поля, имение, сады, леса, сенокосы, мельницы и проч. – Девятую заповедь преступают скупые, – ложно свидетельствуя на ближнего, только бы приобрести богатство, и получить неправедный барыш. – Десятую заповедь преступают скупые, – жадничая богатств ближнего своего, различные обманы употребляя, которыми бы ближнего добра отнять и, под видом справедливости, оными завладеть можно было. Пример сего видеть можно на Ахаве, царе Самарийском, который у Навуфея виноград отнял, и его повелел убить канением (3Цар.21).

II. В рассуждении диавола. Как жена Пентефриева, схвативши за ризы Иосифа, искушала его (Быт.39), так диавол и мир искушают людей скупых, и возбуждают их к духовному оставлению Бога. Авессалом, власами на дубе обесившись, окончил бедственно жизнь свою (2Цар.18:9): так премногие пропадают чрез богатство, которым, как прекрасными власами увеселяются. Будем убо довольны своим состоянием, и, как Апостол говорит: имеюще пищу и одеяние, сими доволни будем (1Тим.6:8). Памятуем, что мы наги исходим от чрева матере нашея; наги и отидем (Иов.1:21).

III. В рассуждении человека.

1) Скупые ослепляются. Повествуют историки, что орёл, намеревая убить еленя, катается по песку, и оным наполняет крылья свои, коим после засыпает глаза еленю, дабы ничего видеть не мог: так диавол, намеревая в сети уловить людей, засыпает им глаза прахом земным богатств, дабы не видели света Евангельского, Небесного Отечества, Бога и ближнего (2Кор.4:4). Почему Спаситель, отводя нас от сего неведения и слепоты, побуждает искать сокровищ на Небеси, сказуя: не скрывайте себе сокровищ на земли́, иде́же червь и тля тлит, и иде́же та́тие подкопывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси́, иде́же ни червь, ни тля тлит, и иде́же та́тие не подкопывают, ни крадут (Мф.6:19–20).

2) Скупые лишаются Царствия Небесного. Апостол Павел говорит: наше житие́ на небесех есть (Флп.3:20); а скупой говорит: „моё житие есть на земле в сокровищах, в богатствах, я не ожидаю Спасителя от небес, ибо имею на земле золото». Но, о сребролюбец! Сребро и злато твоё не возмо́жет изъя́ти тя в день гнева Господня (Соф.1:18). Воззри ты на евангельского богача! Каковую помощь подало ему богатство во аде!

3) Скупые делаются глухими. α) Дабы не слышать Бога, повелевающего: возлю́биши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея́ души твоея́ и от всея́ силы твоея́ (Втор.6:5). β) Дабы не слышать бедного ближнего, помощи требующего. Так скупой оный богач Евангельский, не слышал гласа Лазаря, желающего насытиться от трапезы его (Лк.16:21). Так Навал не слышал прошения Давидова и говорит: кто́ Давид? и кто́ сын Иессе́ов? днесь умно́жени суть раби́ отходя́ще ки́йждо от лица Господина своего; и возму ли хлебы моя и вино мое и закла́ная моя, яже закла́х стригу́щым моя́ овцы, и дам ли о́ная муже́м, и́хже не вем отку́ду суть? (1Цар.25:10–11). Затворяют убо скупые утробу свою от ближнего, как говорит Иоанн (1Ин.3:17).

4) Скупые на зло употребляют дары Божии. Израильтяне древле то самое золото употребляли для Ваала, которое им Бог дал (Ос.2:8). Так скупые золото своё, которым их снабдил Бог, не Богу, но мнимому своему Ваалу, то есть плоти посвящают. Так Израильтяне злато Египетское, которое им Бог дал – употребили на слияние тельца (Исх.32). Так скупые из сокровищ своих делают себе идола, (то есть почитают богатство своё вместо Бога) и оного употребить боятся.

5) Скупых желание никогда не насыщается. Александр Македонский, услышавши от Анаксарха философа, что много есть ещё миров: „ах, беден я! – вскричал, – что по сие время ни одним ещё не завладел«: так скупой сильнее печалится, что он всех сокровищ и богатств мира сего приобресть не может.

6) Скупые не имеют покоя: ибо никогда не отстают от забот, как пишет Гораций: „Не леностно спешит купец в отдалённую Индию чрез море, чрез каменья, чрез все опасности, – дабы избежать убожества». Скупой недоволен бывает своим состоянием, ежеденно обременяет себя новыми заботами, беспокоясь как о приобретении богатств, так и о потерянии оных. Диоклетиан Император, когда отказался Империи, говорил: „что он никогда столь ясного дня прежде не видел»: так скупые, покудова под влиянием скупости находятся, то кажется им всякий день невесёлым; когда же освободятся от власти сего порока, тогда, малым будучи довольны, – живут весело и спокойно. Тантал никогда покоя не имеет, как баснословствуют пииты; но ищет вод в водах: так скупые богатств в богатствах ищут, и никогда покоем не наслаждаются.

7) Скупые сами себя умерщвляют. Как паук, сам свою утробу истощает для составления паутинных сетей, которыми бы мог ловить мух, так скупые заботами своими приводят наконец себя в бессилие и изнеможение для того единственно, чтобы скорогибнущие сети богатств стяжать, которые до́лжно оставить, когда придёт смерть. Как Израильтяне, вместо манны, черви собирали (Исх.16:20): так скупые – не что иное, как черви собирают. Сии черви суть худая их совесть, с которою они собирают богатства; худая слава, беспокоящая их; проклятие, которое понуждает беззаконно приобретённые богатства – беззаконно расточать.

8) Скупость вечному плену подвергает человека. Навузардан, раб царя Вавилонского, пришедши во Иерусалим и разоривши его, взял с собою в Вавилон всех богатых, – нищих же земли той, – оставил блюсти винограды и вертограды (4Цар.25:11–12): так в день страшного суда, диавол – адского воинства начальник, дракон оный, в Апокалипсисе упоминаемый (Откр.12:3), лев иски́й кого поглоти́ти (1Пет.5:8) – всех богатых, сребролюбцев нераскаянных и на свои богатства упование положивших, – поймет с собою к погибели вечной от лица Господня и от славы крепости его (2Сол.1:9).

9) Скупость Небесное Отечество забвению предаёт. Израильтяне, имевшие множество скота, для скотопитательной земли, близ Иордана жили, и не хотели идти в землю обетованную (Чис.32:1–6): так скупые – по пристрастию к жизни сей – больше любят богатства, и сердце им прилагают (Пс.61:11), и не желают перейти чрез Иордан бедствий и скорбей в Отечество Небесное, как повелевает Писание: многими скорбьми́ подобает нам вни́ти в царствие Божие (Деян.14:22). И так сии скупцы – по любви к своему скоту – презирают Отечество Небесное, по подобию тех Гергесинских жителей, которые Иисуса не желали видеть в своих пределах для того единственно, что Иисус Христос, изгнавши бесов от беснуемых, повелел им внити́ в стадо свиное (Мф.8:32).

10) Скупость есть бесчестна и недостойнейшая имени христианина. Фемистокл, на брегу моря увидев золотые цепки и ожерелья, оставшиеся от мёртвых трупов, сказал идущему за ним: „понеже ты не Фемистокл, то подними сие», означая сим, что такие подлости, недостойны разумного мужа: так истинный христианин да скажет сребролюбивому: прими сие богатство и злато, потому что ты – неистинный христианин... И понеже стопы наши попирают землю – родительницу злата и бисеров, то посему и мы, стопами души нашей должны попирать богатство. И как очи наши и лице взирают на небо, так мы душою – поищем сокровищ небесных (Мф.6:20). Фабий, посланникам, злато несущим, сказал: „Римляне не желают золота иметь, но господ золота, которые владеют золотом»: так Бог хочет, чтобы мы золотом владели, а не золоту служили.

§ V

Кому подобны быть могут скупые? 1) Скупые подобны суть больным, которые, чем больше не чувствуют болезни, тем большей опасности подлежат. Птицы, сетью уловляются, дабы свободно не ходили, но человеку служили бы или забавою, или пищей: так скупые уловляются от богатств, чтобы им раболепствовать, чтобы, наконец, по подобию некоторой пищи, теми же богатствами пожраны были. 2) Как псы, сухие кости грызут, и свои собственные челюсти повреждают, и посему как бы собственною кровью питаются: так богатства не что иное суть, как сухие кости, которыми скупые напитать себя не могут, самих себя и свою совесть повреждают, своею кровью питаются, то есть – сильно себя портят. 3) Как страждущие лихорадкой непрестанно воспаляются жаждою, так равно сребролюбие, имея беспредельное желание богатеть, – никогда своих любителей не насыщает. 4) Как источник, удерживая в себе воду, производит в ней гнилость, так богатолюбцы преграждают своих добр источники, и оные для себя удерживают – к произведению гнилости душевной. 5) Волки суть хищные: так скупые похищают, что только могут, и при западе жизни своей гораздо хищнейшими делаются так, – что насытить сердца своего – вовсе не могут. Филипп Македонский, присутствующих при трапезе философов, велел спросить: „какая бы вещь в свете всех бо́льшая была? Иные говорили: гора Олимп, другие говорили: солнце и вода; один из них справедливо сказал: сердце человеческое есть всех вещей большее: ибо его ничто насытить и удовольствовать не может». В таком положении находится сердце скупого. 6) Скупые подобны бедным людям, жатву творящим. Ибо скупые сеют в жизни сей с радостью, и богатства себе собирают, и собравши веселятся, но – в будущей жизни пожнут мучение и осуждение (Лк.12:19–20): напротив же благочестивые сеют слезами, но радостию по́жнут (Пс.125:5–6) живот вечный. 7) Как бедному во сне многие богатства представляются, когда же от сна восстанет, ничего не имеет, так скупые, умирая, думают, что они много имеют, но – воскреснувши – всех беднейшие будут: наги, ибо нагих не одевали; алчущие, понеже алчущим пищи не подавали; больны духом, ибо больного не посещали; жаждущие, ибо жаждущих в сей жизни не напоевали.

§ VI

Примечания достойны презревшие скупость. α) Елисей пророк не восхотел принять даров от Неемана, князя силы Сирския, за то, что очистил его от проказы (4Цар.5). β) Самуил, во все дни правления своего над Израилем, неправедных взятков не принимал, как сам он, состарившись уже, и поставивши царя мужам Израилевым, говорит им: се, аз, отвеща́йте на мя пред Господем и пред Христом Его, еда́ у кого телца́ взях, или́ осля́, или́ кого от вас наси́лствовах, или́ кого утесни́х, или́ от руку́ некоего прия́х мзду, или́ обу́щу? Извеща́йте на мя, и возвращу вам. И ре́ша к Самуилу: не обидел еси́ нас, ниже́ наси́лствовал еси́ нам, ниже́ утесни́л еси́ нас, ниже́ взял еси́ от руки́ чиея́ что (1Цар.12:3–4). γ) Даниил пророк не принял от Валтасара, царя Халдейского даров, и так сказал ему: дая́ния: твоя с тобою да будут, и дар дому твоего иному даждь (Дан.5:17). δ) Пётр и Иоанн Апостолы не восхотели принять серебра от Симона волхва, который увидев, что возложением рук Апостольских, даётся Дух Святый, принёс им серебро, глаголя: дадите и мне власть сию́, да, на него́же аще положу ру́це, прии́мет Духа святаго. Петр же рече́ к нему: сребро́ твое с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщева́л еси сребром стяжа́ти (Деян.8:18–20). ε) Варфоломей Апостол не принял верблюдов золотом отягчённых, которых ему в дар приносил Палем, царь Индийский205.

§ VII

Примеры скупых

1) в Писании упоминаемых: α). Князи Израильские были скупости любители, как описывает их Исаия пророк, говоря к Израилю: князи твои не покаря́ются, о́бщницы тате́м, лю́бяще дары, гоня́ще воздаяние, сирым не судя́щии и суду́ вдовиц не внима́ющии (Ис.1:23). Феликс игемон держал во узах Павла Апостола, и надеялся, яко мзда да́стся ему от Павла, яко да отпустит его, темже и часто призывая его беседоваше с ним (Деян.24:26). γ) Израильтяне (Ам.3:10). δ) Люди последних времён (2Тим.3:2).

2) Светские примеры скупости:

α) Пигмалион, царь Тирский, Сихея, мужа сестры, убил для того, чтобы завладеть его золотом. β) Калигула – пошлины новые и неслыханные налагал. γ) Домициан – и у живых, и у мёртвых подданных – добра отнимал. δ) Мартин Папа сырую рыбу в доме его живущим давал, для того, что щадел масла. ε) Каий Марий – многим царям сравниваясь богатством – безрассудно жаловался при конце жизни своей, что он – убог. ζ) Сребролюбивый Ахиллес труп Гектора Приаму продал.

§ VIII

Плоды и последствия скупости.

1) Воды Египетские, от ударения жезла Моисеева, в кровь обратились (Исх.7:19–20): богатства суть скоро протекающие, и непостоянные воды. Они в руках богатолюбцев преобращаются в кровь, то есть кровавые производят в ближних слёзы, вопиющие к Богу и отмщение испрашивающие.

2) Скупые, иногда, умирают нечаянно, и плачевный конец жизни получают. Ибо скупой с печалью и досадою оставляет свет сей; мучится совестью, уязвлённою бесчисленными душевными ранами.

3) Лишается скупой той утехи, которую он в сей жизни себе присвоял, говоря: душе́, и́маши многа блага, лежа́ща на ле́та многа: почивай, я́ждь, пий, весели́ся (Лк.12:19). Кратес философ, бросивши золото в море, сказал: „да погрузишься ты, дабы я от тебя погружён не был». О! ежели бы скупые богатство своё бросили в море, то есть не прилагали сердца своего к нему, то бы не были погружены во дно адово. В день Страшного суда навеки посрамятся и постыдятся скупые: ибо скорогиблющее злато возлюбили больше, нежели Бога, нежели ближнего, искупленного не златом, но Кровию Сына Божия. Тогда они будут раскаиваться, но – во аде поздное раскаяние. „Думал богач, что он хорошо во всём поступал в жизни сей, но – во аде познал, что всё худо делал206.

Ведая убо, христианине! пагубные следствия скупости, да воззовёшь к Богу: отврати очи мои, о Господи! еже не видети суеты благ мирских; сотвори, чтоб я не прилагал к ним сердца своего, но чтоб Тебя одного искал. Ты един еси благ: ибо все добра – в Тебе находятся.

* * *

205

Марул. кн. I, гл. 7. (стр. 299)

206

Августин, том 8, стр. 461.

Комментарии для сайта Cackle