Азбука веры Православная библиотека протопоп Сильвестр Учительные послания священника Московского Благовещенского собора Сильвестра к Казанскому воеводе Шуйскому-Горбатому

Учительные послания священника московского Благовещенского собора Сильвестра к казанскому воеводе Александру Борисовичу (Шуйскому-Горбатому)

Источник

После того, как благодаря исследованиям гг. Соловьева1, Порфирьева2 и Забелина3, в науке о русской старине окончательно установилось понятие, что известный «Домострой» XVI века не есть, в целом своем составе, произведение благовещенского священника Сильвестра, которому обыкновенно дотоле его приписывали, что о. Сильвестр был не более, как списатель или редактор, а может быть даже просто владетель, собственник, древнейшего, из дошедших до нашего времени, списков этого замечательного памятника древне-русской литературы, что во всяком случае, в «домострое» Сильвестру с полной достоверностью может быть приписана лишь одна последняя LXIV глава (по изданию Голохвастова, во Временнике моск. общ. ист. и древн. за 1849 год, т. I.) надписывающаяся во всех списках именем Сильвестра и содержащая наставление его «единочадному» сыну своему Анфиму, – единственным литературным произведением, несомненно ему принадлежащим, оставалась челобитная Сильвестра к московскому собору, по поводу обвинения его Висковатым в общении с еретиком Башкиным, напечатанная в актах исторических (т. I, № 328). Предлагаемые два послания, которые мы извлекаем из рукописного сборника конца ХVI-го века (следовательно, почти современного автору), принадлежащего бывшей библиотеке новгородского кафедрального собора (№ 1281), восполняют итог литературных трудов о. Сильвестра и так сказать, восстановляют литературную известность этого достойнейшего из служителей отечественной церкви. Первое из печатаемых посланий, учительное, было известно Преосв. Филарету Черниговскому, по крайней мере, он о нем упоминает (обзор рус. дух. л-ры № 131); второе – утешительное – ему вовсе не было известно.

По внешней своей форме и характеру изложения, послания Сильвестра представляют обыкновенный тип учительного пастырского послания, составлявшего господствующую форму церковного учительства в древней Руси. За то в содержании обоих посланий, за исключением немногих мест стереотипных, более или менее, повторяющихся и в других подобных памятниках древней русской литературы, представляется не мало характерных особенностей, вытекающих из самой близкой связи содержания посланий с историческими обстоятельствами и событиями их вызвавшими, а также отражающих личность писателя, так, что оба послания, в этом смысле представляют весьма хорошие образцы своего типа.

В историческом отношении они не лишены значения уже в том смысле, что представляют свидетельство современника об одном из самых важных событий царствования Иоанна – покорении казанского царства, – свидетельство, которое не только подтверждает, но и дополняет рассказ единственного историка этого события, Курбского, – по крайней мере, относительно участия в нем самого князя А.Б. Шуйского-Горбатого, о котором Курбский в своих записках умалчивает. Светлая, симпатичная личность Сильвестра сказалась и в этом правдивом (в литературном отношении довольно искусно составленном) панегирике Иоанну за человеколюбивое обхождение с покоренными царями Казани Едигером и Утемиш-Гиреем, которых Иоанн сам воспринимал от купели св. крещения и поместил в своем дворце, – и в этом подробном раскрытии и настойчивом напоминании казанскому духовенству его священной обязанности (а вместе с тем и высокого права, к сожалению не много спустя после настоящего послания совсем исчезающего в русской церкви – после того, как Грозный, в ответ на одно из ходатайств митрополита Филиппа, отвечал: едино глаголю тебе отче – молчи) печалованья: «такоже достоит им печаловати, молити и всячески увещати земных властей о победных, и о повинных, и о обидимых, о общем народе, о странах и селах, – аще же не послушают, ино и обличити, и запретити, яко же Златоуст Иван пострадал за вдовицу и в заточении бысть», – в советах его воеводе – чинить суд правый и милостивый, «аще хощеши о себе Бога милостива иметь, милостив буди о послушных ти, аще и владетель уставлен еси Богом, но и срабен еси, единого бо Владыку имеем все», – отечески заботиться не только о гражданском благостоянии вверенного ему города, но и о душевном спасении его жителей чрез обращение их к вере Христовой, – «зело бо хочет сего Бог, да исполнится вся вселенная православия, но ожидает от коегождо в человецех доброго произволения» (хотя несколько раньше о. Сильвестр и замечает, что «ничто же тако пользует православных царей, яко же се, еже неверных в веру обращали, аще и не восхотят»), – наконец, в смиренном и кротком, исполненном христианской любви, тоне всего послания.

Отправляя свое послание на имя князя Александра Борисовича, о. Сильвестр имеет в виду назидать и прочее русское население Казани («аще благоугодно ти будет, не скрой святого сего писания и прочим государским воеводам, советным ти о государеве деле, и священному чину, и христоимянитому стаду»). Поэтому, содержание послания составляют не только наставления градоначальствующим, но также и духовенству, войску и всему христианскому населению Казани. В тех и других наставлениях, о. Сильвестр не только весьма искусно пользуется текстами св. писания, сказаниями патериков и прочих подобного рода произведений, бывших в обращении между грамотными людьми его времени, но обнаруживает также знакомство с изречениями древних языческих мудрецов, как, например, Демокрита, который, по его мнению – «философ первый», с сказаниями об Александре Македонском, которому о. Сильвестр уподобляет воеводу казанского, о Тиридате и т. п.

Рассуждая о духовенстве, о. Сильвестр, между прочим, вменяет казанскому воеводе в обязанность наблюдать по книге правил («та книжка соборная есть списана в новом городе Свияжском у протопопа») за выполнением священниками обязанностей их звания и служения, т. е., как бы усвояет гражданскому правителю право власти церковной, требует не одного только содействия воеводы в устроении церковного благочиния, но положительно устанавливает в принципе тот порядок вещей, против которого еще на соборе 1503 года слышались такие энергические протесты со стороны знаменитого ростовского священника Георгия Скрипицы и других представителей приходского духовенства4. Тем более представляется не сообразным с обстоятельствами дела взгляд о. Сильвестра, что всего лишь за год перед тем, на Московском соборе 1551 года, в устранение жалоб, подобных жалобе Скрипицы, была учреждена для всех епархий русской церкви должность поповского старосты, к специальным обязанностям которого был отнесен, между прочим и ближайший надзор за благочинием церковным и поведением священнослужителей5, и что в то самое время, когда писалось послание, в Свияжске, при русском войске, находился сослуживец Сильвестра, протопоп Архангельского московского собора, Тимофей, по свидетельству дарственной книги – «муж изряден, научен Боговдохновенному писанию», т. е. вполне обладавший всеми свойствами, каких правила собора 1551 года требуют от лица, избираемого в звание поповского старосты. Он был послан в Свияжск самим царем и митрополитом Макарием со святой водой от московских чудотворцев и для чрезвычайных увещаний к войску, и как свидетельствует настоящее послание Сильвестра, имел при себе и ту книжку соборную, которой наш автор советует воеводе руководствоваться в надзоре за духовенством...

Для объяснения указываемой особенности в послании Сильвестра следует, впрочем, заметить, что в то время, когда написано послание, в Казани еще не было никакого правильно организованного церковного управления, так как послание, как видно из его содержания, писано вскоре по назначении князя Шуйского-Горбатого воеводой, которое состоялось 6 октября 1552 г.; а учреждение казанской епархии и посвящение во епископа игумена Селижарова монастыря св. Гурия состоялось лишь в конце 1553 г.6, когда Шуйский -Горбатый был уже смещен с должности воеводы вследствие опалы непостоянного в своем благоволении Грозного (после чего и было написано к нему второе послание Сильвестра) и заменен своим родичем князем Иваном Петровичем Шуйским; – что, из имеющихся по этому делу исторических актов, не видно, чтобы протопоп Тимофей имел какое-либо полномочие для наблюдения за духовенством и хотя послан был в Свияжск митрополитом, но, по всей вероятности не имел звания ни поповского старосты, ни даже десятинника, так как эта форма церковной власти существовала в приходах епархии, а не в войсковом духовенстве. А может быть, в этом случае, в послании Сильвестра отразились понятия о церковных порядках вольного Новгорода, где сначала был священником о. Сильвестр и где участие в церковных делах не только со стороны мира-вече, но и со стороны исполнительной гражданской власти вечевого города было, как известно, явлением весьма обыкновенным.

Н. Барсов

I

Благоверного Царя Государя нашего, Великого Князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, боярину и наместнику, и воеводе казанскому, государю моему князю Александру Борисовичу, благовещенский поп, последняя нищета, грешный неключимый и непотребный раб Селивестришко, многое метание до лица земли простираю общему Владыце всех Богу нашему, своим непостоянством еже о полезных ти дивлюся великому твоему неизреченному милосердию и великой твоей о Христе духовной любви, еже бысть ми от тебе, великого господина и паки удивляюся о сем, како в такой велицей славе и всеизреченной благодати, Богом почтенному ти сущу, и благочестивым царем прославлену, и всеми людьми удивляему по достоинству праотечества вашего, – наипаче же лепо тако тому тебе быть по твоему благодарованному разуму и мудрому смирению, – како не возгнушался нашей худостью и в воспомяновение приидох ти, посетил еси убожество мое святым своим честным писанием, и известил еси свое душевное спасение и телесное здравие. Вельми о сем порадовахся и сердечные слезы пролиях, еже сбыстмися о тебе сия; достоит тебе тако творить по евангельскому словеси, яко же рече Господь: нага одеясте мя, алчна напитаете, гладна накормисте, больна и в темнице посетите мя7. Такоже и аз грешный наг добрых дел, алчен и жажден духовной пищи, болен душой, в темницы неразумия повержен бых. Ты убо призри на мое смирение, (аще) хощеши (в) вечной славе от Бога возмездия сподобиться. А еже желаешь от меня писания, коея пользы чаеши? от мене грешного спасения не бывает, а от больного здравие, а от ненаказанного полезного слова. А духовная польза, еже дарова тебе Господь, всегда во устнех твоих и в душе, и в разуме твоем, и нас ненаказанных пользуй спасения ради души твоей. А еже убо издалека зрях и когда слышах благоразумное твое и премудрое писание к царю, и ближним твоим, насладился сего, и порадовался, и всячески удивился многим твоим трудом и великим подвигом, иже строишь, и утверждаешь град и живущих в нем по царскому наказу, и по своему Богом дарованному разуму. Вельми о сем государь и все ближние благодарят Божьего разума делу о всем. И о воинств такоже устрояеши... настоящее да глаголется: еже вручено ти есть по Бозе от государя, глаголю сице о том, прилагая древнее Божие благодеяние к нынешнему настоящему Богом чудодейственному делу.

Якоже по Божественном Господни на небеса вознесении, ученики его святыми апостолы, якоже молния обыде всю землю учение их; потом же, многим летом пришедшим, цари мучители землю содержаще и возбраняюще проповедать о православной вере и содержащих зело мучаху, христиан, аки злодея во узилищах водяще и мнози мученицы тогда процветоша. Сия же бысть область темная даже и до лет великого царя Константина. Егда же воссия благодатный свет в сердца блаженного и великого царя Константина, и восприят святое крещение от божественного Сильвестра, тогда многое и бесчисленное множество эллин обрати к Господу Богу и просвети святым крещением, и сицевого ради благочестия великому царю Константину вместо копия крест бысть держава и утверждение, тем бо утвержаяся царствовал, противные же и неверные языки сим побежал8, таковой же виной Богу мудрый наречеся. Той бо великий царь Константин, егда на брань исхождаше, Бога на помощь с сокрушеньем сердца призываше и егда побеждаше, но и паки смирения показоваше, но паки умиленно и со смирением всяким глаголя и на листах пиша: аз благочестивый царь Константин, силой крестной и Иже на нем пригвожденного Христа Бога нашего, поганых град разорих и жителя его святым крещением просветил. Не о сем бо доблий он прославляшеся, еже грады под ся покоряя, но о сем паче, еже живущая в них святым крещением просвети, едино бо единого выше есть. Аще град взя, от человек славу воспримем, крещением же просвети, от небесного царя славы сподобися, со ангелы венчася, со апостолы причтеся. И что есть сего честнее, еже от Христа славу восприять и толицых святых ликовом сочетаться? Ничтоже бо тако пользует православных царей, якоже се, еже неверных в веру обращать, аще и не восхотят. Не ложь бо есть Господне слово, глаголюще: аще кто произведет от недостойного достойное, яко уста моя будет, зело бо хочет сего Бог, дабы вся вселенная наполнилась православия, но ожидает от коегождо в человецех доброго произволения. Исполняющим бо заповеди его щадится венец правды. Мы же паки выспр возведём слово. Песнописец бо похвалу кресту слагая, Константину же венец плетый, глаголет сице: зарями не тлеющими явлься, божественный крест омрачным языком, сиречь еще тогда Константину не сподобльшуся святого крещения, заря же нетленно зовет крестный образ, иже явися на небеси паче солнца, победу показуя ему, глаголя: сим побежай и якоже рече: ты победити, тако и по тебе держащий благоверие сице победят.

О сем бо песнописец он пророчествуя, изрек о христолюбивом российском царствии, хотящем быти в последние лета, изменовая же речь, глаголет: превзыдут бо люди Христа Бога, во обновлении вопияху, крестом ограждаемы9. И несбыстлися пророчество песнописца оного? По истине сбыстся во дни наша. Ныне бо христолюбец, державный государь наш самодержец, всея России царь и великий князь, Иван Васильевич, Божьей благодатью уподобился царю Константину: той же царской багряницей обложен есть, тоже правоверия хоругви в руку свою благочестно содержит, от начала бо и до ныне та же благодать способствует, вооружи бо ся всесильной Божественной силой и всеоружеством животворящего креста и бесчисленные варварские нахождения и противополчения крепце победи, и град Казань разори своим благородием и вашим храбрством, и врагов своих до конца погуби. Сам бо

безленостно воинствуя и озлобляем самовольно многие скорби по своем православном царствии доблестно претерпевая, купно же и вашим подвигом мужественно способствующе ему сугубо добродетели сотвористе своим воинствованием, ово супостатом страшно показастеся, ово мудрования всего воинства своего бодренейше и зело храбрственно сотвористе. И аще убо Константина царя воспомянухом, подобает нам здесь и царя Давида на среду привести, колико пострадал от Саула гоним и что последи сотвори: еда мало лукавствова о сих или возмездие воздаст? Никакоже. Скончавшуся убо Саулу, не точию не убить никого же от рода его, но и множае о кийждо споведоша ему, сродницах его вяшщее милованье преподаст: внука бо его, хрома суща и вредна ногама, в храмину свою введ и едииотрапезна сотвори, и велицей сподоби чести, и не стыдяшеся, ниже закрывашеся, ниже трапезу мняше посрамлять царскую10 введ в дом отрока, но красяшеся и величашеся паче, ибо и кийждо от…11 ему велие любомудрство и учительство приемля отхождаху. Зряху бо внука Саулова, иже толико зла содлавшего Давиду, толики восприемлюща от него чести и зело благодарственно некое хваление Давиду приношаху. Аще бо, рече и отынуду ему пищу повелел бы принимать, и житомерение уставил уряждено, много и велие было бы ему благо и се. А еже и на саму свою того возвести трапезу, премножество иметь любомудрия. Видехом же и в новой благодати подобно древнему содевающеся, еже сотвори благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси. Каково наветование от врагов своих подъят и како ратоваша много лета на царство его крымский царь и казанский, и нагаи, и колики несчетно пролияша крови христианской? Что творяше благочестивый он самодержец, егда живым сущим врагом его, многими дарами доблий сих утоляше, аки ничто же от них стража, умершим же оным гневом Божиим различными казнями, на детях их благодетельство показует. Не сына ли Сафакиреева, царя Атикирея12, нареченного во святом крещении Александра, в палату свою введе, не единотрапезна ли того у себе сотвори? Не от руки ли своей царской по вся дни того питает...? И не токмо трапезы своей того сподоби, но и святым крещением его просвети и в разум истинный приведе, покланяться и почитать Христа Бога нашего и пречистую Богородицу, и всех святых, и утверждаться в православной вере истинного праведного закона. Что же благословения оного честнейши, в нем же толики кипяху благотворении? Ангела паче, нежели человека споспешествующего бе, еже бо лобзать и любить сыны врагов своих, иже тмами того ратовать начинающих, во ангельском оном лице того приготовляет пребывать, многу привлачитъ на ся от Бога приятным венцом увязение, тмами приемлет от всех молитвы, не от благоприемлющих точию, но и от зрящих. По истине великое дело содела благочестивый великий царь, еже любити сыны врагов своих. Сие же ему благодательство во оном дни предстанет пришествия Христова и много разрешит от согрешений его. Совершил бо заповедь, реченную самим Богом, Господом нашим: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас13 и паки иных многих злолютых своих врагов, кровопивец христианских: царя казанского Едигенаря, нареченного во святом крещении Симеона и с ним крымских и казанских, и ногайских князей и мурз, и их детей плененных, святым крещением освятил и в благочестивой вере наказует и в духовном разуме просвещает, враги в рабы претворяет, волков овцам стаду Христову присовокупляет. И кто не почудится, кто не похвалит, кто не испустит слез, Бога благодарствуя, видя такова преславная содевающаяся во дни сия и по толиких великих чудесах, и по велицей Божией милости, еже совершися граду сему казанскому царским повелением, а вашим храбрством и мужеством, наипаче твоим крепким воеводством и сподручными ти. Егда же многажды прихождаху татарове и черемиса, бесчисленное многое множество с леса на христианское воинство близ царских и ваших воеводских станов, и много пакости делающим дарова тебе Бог великую победу сотворить над ними14, бесчисленно сих множество побиени быша и многие татары и черемисы живы пойманы были, якоже во второй песне15 пишет: един поженет тысячу и два двигнета тмы. Аще не Бог отдаст их и Господь предаст их на арском поле и арский острог уподобился граду, разорену ему бывшу, и многие места попленены быша, и многие татары побиени быша, и овии в плен приведены вами. И что много глаголать о сем? На предная возвратимся. Древняя злоба вся низвержеся и без вести бысть. Ныне убо обнови православный царь град сей Казань христианским законом, а агарянский попра, и согради святые церкви и украси святыми иконами и святыми книгами, и всякой лепотой по чину церковному, и устрой священнический чин славить в Троице единого Бога, Отца, Сына и святого Духа и пречистую Богородицу, и честного и животворящего креста Господня, и святых небесных сил бесплотных, и всех святых от века Богу угодивших, и приносить бескровные жертвы, и божественную литургию совершить, и молебная всегда петь за православного царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, и за его царицу, благоверную великую княгиню Анастасию, и за их богодарованное чадо, и за братию его, и бояре и доброхоты, и за все христолюбивое воинство, и за весь священнический и иноческий чин, и за вся крестьян, и о еже сохраниться граду сему, и всякому граду и стране, и окрестным местам града сего, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, и нашествия иноплеменник, и междоусобные брани, и напрасной смерти, и смертоносной язвы и от

всякого зла, и о еже милостиву и кротку, и благопременну быти человеколюбцу Богу наших и отвратить праведный свой гнев на ны, и избавить нас належащего и праведного своего прещения и помиловать нас и сий новонасажденный виноград.

И великий град, и пресловущее царство казанское, и со всеми окрестными веси, и со всеми людьми, и все христолюбивое воинство, и всю царскую казну, и все стяжание во граде сем, и в селах, православный благочестивый царь вручи тебе, верному своему рабу и доброхоту, и строить и блюсти, и хранить от супостатных враг, якоже Господь предал Моисею израильтян. Ты же благодарне и велемудре, и благопослушне проси у Бога помощи и разума, и смиренной мудрости, и даровал бы ти Господь храбрость Иисуса16Навина, кротость Давидову, мудрость Соломона, терпение Иовле, страннолюбие Авраамово, смирение самого Христа. Аще волю его сотворишь и живот вечный получишь, и преданное ти государем царство сие мудро устроишь, и добре соблюдении, якоже Александр Македонский, тезоименит ти, храбро воинствовал, тако и тебе дарова Господь. Ты же благоразумно о сем ни разгордися, ни развеличайся, ни превознесись мыслью, но имей смиренную мудрость, яко же рече Господь: На кого призрю? На смиренного и покорного, и трепещущего словес моих17. И паки рече: Господь гордым противится, а смиренным дает благодать18. Смиряяй ся, вознесется, возносяйся смирится19. Приточник рече: буди при славе смирен, а при печали мудр. Великое богатство человеку ум, смотряй в себе известно, яко всех человек мудрость есть честнейше, все убо яко благу похваляют ю, не все убо стяжать тую тружаются, его же убо в мале обрящети тую стяжавшего, не токмо убо сам господине тщишься мудрость жительницу иметь, но тую стяжавшего с любовью всякой почитай, таковой бо может тя пользовать. Слыши, что глаголет Димокрит, философ первый: князю подобает иметь ум ко всем временным, а на супостаты крепость, и мужество и храбрость, а к своей дружине любовь и привет сладок. Добродетель есть лучше всякого сана царского. Ничтоже тако пользует человека, якоже самому себе разсужати, аще же не тако, то далече таковой благого разума. Не поноси, господина, человека, но прежде разумевай и потом обличай, да не частым болезням впадешь. Не тако мирская красная, якоже добродетельное богатство князья украшает: красота и украшение или лета, или болезнью увядает, богатство же уныния сластям есть отец. Сребролюбивый бо князь ни Бога боится, ни святителя чтит, ни чада жалует, ни челядь свою милует, ни наказания требует, ни своего живота управит. Таковой не может накормить и напоить алчна и жадна, и нага не одежет, и нуждного ничем не упокоит. Уне богата мяс своих урезать, нежели видя нужного, помиловать и себе Бога милостива иметь20. Аще хощеши о себе Бога милостива (иметь), милостив буди о послушных ти сам. Аще убо и владатель уставлен еси Богом, но и срабен еси, единого бо Владыку всех точию имеем все человецы, персть нашего рода един есть праотец. Чиста, господине, себе соблюдай, не токмо телом, но и саму мысль и душу якоже растленное житие разлучает от Бога, тако и в чистоте житие приближает к Богу. Да будет убо свет твой сияя пред человеки, иже порукой ти. Аще ли же имашы прилежать сей мудрости и сим словесам, то не токмо чист явишься, но истинный состольник будешь честным и благочестивым князем, якоже целомудрый Иосиф, царь египетский, сын иаковль, таков же и ты буди. Еще воспомяну ти, любимиче: вручи тебе благочестивый царь сие казанское царство великое и все христолюбивое воинство, и мног именитый народ, верные и неверные, такоже и град Казань, со окрестными веси, в нем же святые Божественные церкви и освященный собор, и все христоименитое исполнение христианского праведного закона утвердити и укрепити во благочестии, и во исправлении по преданию святых отец, и по праотеческим законам устава православных царей, и тебе убо достоит, прося у Бога разума и крепости, священническому чину возвещать, чтобы у них было церковное благочиние по уставу, и свое жительство по святительскому наказанию, и по преданию, что им предана хиротония от святителя, взирая в ню всегда исправлять себя и духовных детей, и вся христиане поучать, и наказывали по правилам святых апостол и святых отец по божественному писанию, якоже святыми отцами предано, и по соборному уложению, а та книжка соборная есть списана в новом городе свияжском у протопопа21. Наипаче священническому чину во всем собой образ показать всякому благочинию и с себя преж начать творить, да не о нас речено будет: горе вам книжницы и фарисеи, яко вскладаете убо бремена тяжка и неудобоносима, и сами ни единым перстом касаетесь сдвинуть бременем тем22, сие убо несть учительски. Апостол Павел рече: таков убо нам подобает первосвященник, преподобен, беззлобив, безскверен и отлучен от грешник, иже не имать по вся дни нужа. Подобает ему прежде о своих грехах жертва Богу приносить, такоже и о людских23. И паки рече: подобает бо епископу без порока быти, яко Божию приставнику, ненапрасливу, негневливу, не пьяницы, не бийцы, не скверностяжательну, не резоимцу, не сребролюбиву, не завистливу, говейну, странолюбиву, учительну, боголюбиву, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну, пособствующу по вернем словеси учению, своего дома добре правящу, чада имуще в покорении и со всякой чистотой, аще бо кто своего дома не сумеет править, как о церкви Божией прилежать возможет24. Подобает убо нам прежде себя исправить, такоже иных научати, да силен будет и утешить в здравом учении, и противящася обличить, суть бо мнози непокориви, суесловцы и умолестцы. И паки рече апостол: яко в последние времена настанут времена люта, будут убо человецы самолюбцы, сребролюбцы, облазиви, горди, неблагодарна непреподобни, нелюбиви, неветохранители,продерзливи, возносливи, сластолюбцы, паче же не боголюбцы, имуще токмо образ благочестия, силы же его отвергшеся, сих бо непокорливых подобает отвращаться25, сии убо наемницы, попирающе дома вдовиц и пленяющие нищих, паче же христиан насилуют всяким не милосердием. Будет бо время, егда здравого учения не послушают, но по своим похотям изберут себе учителя и от истины слух отвратят, и к басням же уклонятся26, и сбывается в них пророчество Исаино, глаголющее: слухом услышите и не имате разуметь, и зряще узрите, и не имате видеть, отолсте бо сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда27 узрят очима и ушима услышат, и сердцем разумеют, и обратятся и исцелю их28. Ваши же блаженные очеса, яко видят и уши, яко слышат29. Таковым проповедуя слово, настой, понуди во благо время и безвременное, обличи, запрети, умоли во всяком долготерпении30. Рече Господь: иже убо аще разорит едину заповедей сих малых и научит тако человеки, мний наречется во царствии небесном, а иже сотворит и научит, сей велий наречется во царствии небесном31. И паки рече: аще бо отпущаете человеком согрешения их и отпустит вам Отец ваш небесный, аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш оставит вам согрешений ваших32. Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земле, будут связана на небеси и елика аще разрешите на земле, будут разрешена на небеси. Тогда приступил к нему Петр, рече: Господи, коль краты согрешит в мя брат мой и отпущу ему, до седмь крат ли? Глагола ему Иисус33: не глаголю тебе до седмь крат, но до семьдесят крат седмицей34. Будете убо щедры, якоже отец ваш небесный милосерд есть35. Господь же да исправит ваши сердца в любовь Божию. В терпении Христове должно бо есть ереом от Бога порученное им Христово стадо словесных овец истинному пути учить без лености, а учимых от них со вниманием благоговейно послушание иметь и делом творить заповеди Божии. Аще к тому умеет Божественного писания, довлеет к спасению прочитал евангельские заповеди и апостольские предания, и отеческая учения, и прилежно у Бога прося разума к полезному, может обрести путь спасения и жизнь вечную наследит, юже получиша все от века угодивший Богу мужи и жены благими делами.

А всем обще господам моим молю и челом бью всем, священническому чину, и князем, и боярам, и всем христианам. Священницы убо блази должны суть быти, милосердны и братолюбивы, нищелюбии, страннолюбии, благосердны ко всем и милостивые, обращающий заблудшая, посещающий немощные, не презирающий вдов и сирот, и нищих, добра мысляще присно пред Богом и человеки, отклоняющийся от всякого гнева и лицемеря, от суда неправедна и от сребролюбия, не приемля скоросуетного слышания, ниже на суде жестоцем быти, ведуще яко повинны есмы греху. Аще убо молишися Господеви, да оставляет нам, должны есмы и мы оставлять, пред очима убо Господа Бога нашего есмы. Преж бо о себе должны суть священницы умолить Бога, потом же о людях. Якоже убо священницы имеют дерзновение к Боту молить за согрешение людское, такоже им достоит печаловати, молити и всячески увещать земных властей о победных и о повинных, и о обидимых, аще не послушают, ино обличить и запретить, якоже Златоуст Иван пострадал за вдовицу и в заточении бысть, якоже рече Господь: ты еси пастырь добрый и душу свою полагаеши за овцы36, и прочее. Вы же не токмо бедному, но и властельску душу спасете, и сами от Бога милость получите. Не послуша моления Златоустова Евдоксия царица, что пострада? Властели, внимайте убо сие. И паки рече Господь: не сотворшим милости, нет милости37. Хвалится милость на суде и прочая. Такоже, господие мои, князи и властели, милование и заступление, и правду покажите на нищих людях, якоже о них промышление приемше от богодарованного Государя, и соблюдение имейте благоразумно строяще и от сердца подающе любовь, благоверному царю нашему воздающе должное покорение и послушание,и благодарение, и работающе ему по всей воли его и по повеленью его, еже о людях общей пользы, яко господеви работающе, а не человеком и промышляйте38 о благодарованном граде сем и о прочих градах, печалуйтеся о общем народе, печалуйтеся о странах и селах господнего ради страха всяким сообщением и миром, и любовью, и совещанием. Понеже бо мнози суть борющии и сопротивляющии, и обидящии нас. Сице же, господие мои и воины опасно и без лености работайте и никого же обидяще, ниже облыгающи, но доволящися царскими дарами, уроки своими, от них же притяженье имате, и промышление ваше буди от ваших праведных трудов и стяжаний, сим живете. Наипаче же, в нынешнее настоящее время, о всем многое долготерпение покажите и сугубо труды великих подвиг полагайте, да сугубо мзду от Бога и от благочестивого царя восприяти сподобитесь, и чистоту телесную вельми храните: чистотой бо воины на ратях храбри показуются и сопротивным страшны. Хотящие же праведно судить, преж убо должны суть просить от Бога мудрости и разума, таже и от пития удержатися. Отверзай, рече, уста своя словесам Божиим и суди о всех здраво. И паки: сильные и властели да не пьют и да не забудут премудрости и право судить худых не возмогут. И егда кто разрешити хочет вещь сплетену, взыщет преж себе, что есть угодно Богу, и обрящет разрешение полезно о сем. Не сотворите, рече, неправды в суде и не приложится множество народа уклонити ссуда, и не развратиши нищего, не приимеши лица нищего, ниже удивишися лицу сильного, и не приимут мзды, и праведно правду поженете и сотворите суд и правду, и избавите обидимого от рук обидящего. И аще кто оправдает неправедного, праведного же неправедна судит быти, мерзок есть пред Господом. Ищай же да обрящет разум с правдой и сердца мужа да мыслит праведная, да от Бога исправлены будут стопы его. Праведен ведает судити убогим, нечестивый же не умыслит разумети. Муж мудр исправляя ходит и начало пути благому – творить правды. Внимайте и сие, якоже рече Господь: не на лица убо (зряще) судите сынове человечестии, но праведен суд судите39, им же (судом) судите, судится вам, в нюже меру мерите, возмерится вам40. Накажитеся убо, рече, все судящии земли; работайте Господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом, примите наказания, да не41когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного42. Блажени хранящие суд и творящие правду на всякое время. И паки: аще убо во истину правду глаголете, право судите, сынове человечестии. Вся убо, елика суть праведна, та суть любезна Богу и угодна, и якоже правое суждение любезно Богу и угодно, и якоже правые меры. Праведен сый печалуется о правом весу и о равнокуплении, и равномерении. Не подобну бо есть и паче всякой неправды прегорше двоя мерила иметь, малые и велия, и ближняя лишати, сокрушати лукавно. Горе убо, рече, желающему день Господень, он же есть тма, понеже сотвористе малу меру и куплю неправедну. Не оправдится куплей беззаконный и в бремени мерила льсти лживы сынове человечестии. Вкупе не уповайте на неправды и на восхищение, не желайте богатства; аще течет, не прилагайте сердца43; меры и купли, и мерила права да будут вам, не приступите предела, их же положити отцы наша, суд делайте и правду ищите, яко да покрыется в день гнева Господня, суд и правду сотворите, мерило право и меру праву, и мера права будет вам. Понеже мерила лукава мерзка суть пред Богом и купля права приятна ему есть. Истязающи людские дани ничтоже паче повеленного вам творите, ниже восхощете обидети или отнять от братии своей что. Неправедницы бо и грешницы царства небесного не наследят.

Все же христоименитые народы, нарочитии града, промышлите о исправлении и чину прибытка вашего и жития, благодаряще Господа, наставляюще и другие на правое и доброе течение благочиния и благолепия, и о смирении друг со другом, и любви, и совокуплению, простии люди повинование и послушание к начальникам имейте, и ко обретающимся властем, поставленным от44 богодарованного нашего царя. Они бо имеют о нас попечение и промышление, и о нашем утверждении, и о исправлении слово должны суть Богу воздать. И к духовным же началам и властям послушание, и повиновение показайте, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздать хотяще, яко да с радостью се творят, а не воздыхающе. Богатые милостыню и человеколюбие стяжите, и к нищим изобильно, и богато подаванье, нищие благодарение и благоразумно терпение приносите, и веру несомненну Богу, той бо есть убожай и богатяй, и смиряй, и возношай, и воздвизая от земля нища и от гноища……45 богата. Елицы в браце суще нетленной ризой облечены и брачной одеждой одеяны, да не осквернится нечистотами прегрешения, содомским блудом со отроки и растлением девиц, и чужих жен, и всякого любодеяния и прелюбодеяния. За сии бо грехи Господь грады потребляет и напрасные смерти, и злые казни посылает. Но сохраните мужи и жены постели неосквернены, да и брак честен соблюдется, и чист везде без зазора будет. Вся же благая, елика можете творити, творите, никого же уничижите, никого же окрадите, никому же не солжите, ни на кого же превозноситесь, никого же не возненавидите. Собора церковного не отлучайтесь, требующих милуйте, чужие части не желайте, доволитеся мужи своими женами, чистой любовью, также и жены доволитеся своими мужи, со страхом и правой верой, и повинуйтесь им во всем, се бо есть благоугодно Богу. И аще тако творите, не далече будете царства небесного. Апостол Павел глаголет: тако ли несть ни един в вас мудр, иже может рассудить межу брата своего, но брат с братом судится? И се от неверных, се бо отнюдь срам вам есть, яко тяжбы имате меж собою. Почто не паче обидимы есте? Почто не паче лишены бываете? И се братие или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят. Не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакия, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни тати, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не наследят. Иногда46, что бысте? Но омыстеся, но освятистеся, но оправдастеся именем Господа нашего Иисуса47 Христа и Духом Бога нашего48. Все убо братия вся исправить потщитеся, бывайте друг до друга блази, милосердны, благонравны, кротцы, исполнены милости и плодами благими. Смирим себя пред Богом, братие и обратимся, от всего сердца нашего воскликнем к могущему спасти нас Господу: с мольбами прилежными и теплыми слезами, да49 отвратит еже на нас уготованный гнев его и не яростью своей обличит нас, но призрит милостивым оком на наследие свое и освободит нас от враг наших томления и плена, и скорби, и наставит сердца наши на послушание божественных его повелений, и убежим от всякой злобы, и неправды, и грех, делом и словом, и помышлением десмых в нас, и обрящемся пред Богом благоугодно живуще.

Аз же убо написах сие любви ради твоей от Божественного Писания ово убо на утверждение

христоименитым Господним людям, оно же на соединение святой Божией церкви, и на обращение заблудших Агарян. Тебе же убо, благоверный княже Александре, тако же и всему священническому чину, и всем христианам, достоит вам всем единомудренно вседушно молиться о соединении святой Божий церкви и о спасении своем, такожде и о поспешении, и о укреплении, и о пособлении, еже на враги победу и на вся иноплеменники браням хотящая, наипаче молитесь вкупе о заблудших онех всех, агарян и черемисы, преданных их нам от Бога, во еже просветить их святым крещением, яко да единомышленно вкупе будет в праведном законе едино стадо и едина паства Христу Богу нашему, ему же слава со Отцом и святым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Благоверный княже Александре! Аще угодно ти будет от нашего скудного разума Божественное сие писание, еже по твоему прошению писать ти, ты же себе внимай разумно о всем и пользуйся душевно, и аще благоугодно ти будет, не скрой святого сего писания и прочим государским воеводам, советным ти о государеве деле, и священному чину, и христоимянитому стаду, да со вниманием прочетше на пользу душам своим, и начнут вся сия творить и учить, яже есть писано, Господу поспешествующу и слово утверждающе, и велию благодать обрящете от Бога вкупе и многим душам спасение получите во оставление грехов и жизнь вечную.

II

Пишешь50, господине, ко мне о своей великой, неутолимой скорби и требуешь помощи от моей в худости, и аз грубый не уразумею, что отвечать тебе, или чем пользовать тебе, или даровать тебе какову помощь. Божиим смотрением, еже к пользе душам нашим, посетила тебя скорбь велия в прежние времена и великое страшное царское наказание было, отлучение царских очей и всякого ближнего совета, и отнятие дома, и взятие всякого стяжания, и отослание в далечные страны; тебе же, любимиче, впадшему в такие великие неизреченные скорби ни едино же, ни дважды, но и у смертного часу в наказании у казни бывающу, но и потом наипаче во благочестивых сияюще и в велицей славе всеми обладающу. И ныне приде на тебя великое искушение от Бога и царское великое страшное наказание, отлучение дома и праотеческого стяжания, и всякого имения восхищение. Дивное и предивное великое Божие милосердие! Яко же чадолюбивый отец наказуя чад своих, показуя и наказуя Господь, смерти же не предаст нас, приводя ны на истинное покаяние. И паки рече Господь: не хощу смерти грешника, но еже обратиться и живу быти ему. И в толицей в велицей скорби, и в оном сетовании паки писал ми есть многажды моей худости со многим молением и умилением выше моей меры, и помощи требуешь от мене от недостойного и многогрешного, отягченному мне многими бременами греховными. Аз же окаянный, поправ всю свою совесть и забыв свои тяжкие грехи, и к словохотной сласти приплетохся, не токмо о тебе болезновах, но и свою душу преобидих бесстрашием и нерадением, и словоохотием мира сего. И аще Господь человеколюбец, не хотя смерти грешника, но обратит мя на покаяние; ты же, любимиче, от мене грешника и тленна человека, помощи ищешь, самому мне в кале греховном валяющуюся. Аще не Господь о сем подаст цельбу, кто может помощи? И не отчаяться своего спасения достоит, и не отпадать надежи, просить у Бога милости. Он, человеколюбец, многих погибших и заблудших наставляет на путь спасения и богатую милость дарует. Аще кто истинно кается и плачется греха своего, а вперед ото всех зол удаляться учнет и Бог таковым вскоре не токмо отпущение грехов подает, но и великую милость дарует, якоже Монасию царю и Навуходоносору, царю и Тиридату. Каково зло пред Богом сотвориша и много, и тяжко согрешиша, и Господь Бог какой тяжкой казни на них посла и злолютое великое наказание; они же уцеломудришася и вниде страх в душу и трепет в кости их. Навуходоносор царь в скота претворен бысть и на поле со зверьми питашеся семь лет, душою и умом возопи к Богу, и Бог услышал и помиловал, и паки на царстве бысть. А Тиридат царь свиньей претворен бысть, Бога призвал и помилован бысть. Манасия в вола в медна всажен бысть гневом Божиим, понеже пятьдесят и два лета идолом поклоняшеся, и весь мир преврати своей области на идолопоклонение, и о сем каялся и молитвой Бога умолил, и помилован бысть; его же церковь Божия поет и до сего дня: Господи, вседержителю, Боже отец наших. Такоже и себе внимай, какие наказания быша Божии царским гневом и паки в предню честь, ино и паче почтен был еси; и ныне скорбь свою утоляй молитвой и постом, и слезами, и истинным покаянием, и престатием от всяких зол, что Богу неугодно. Близ Господь боящихся его, молитву их услышит и царский гнев утолит. Ныне же прощение твое, господине мой и речь от тебя прииде ко мне, за скорбь, нашедшую тебе, хощеши от меня некие помощи и ходатайства, и неким, имущим ко государю дерзновением, еже о твоей скорби ко государю печаловаться. Но, господине, не имею о тебе к тому о сем ходатайством что сотворить, токмо должен у Бога полезных о тебе просить, аще и недостоин есмь. А к тебе мало некое воспоминание творю от Божественного писания: вся бо приходящая скорбная человеком не без Божия промысла бывают, – или грех ради, (егда) к Богу согрешаем, или попущению Божию за приложение правды, якоже праведному Иову и всем святым, да прославится от Бога, – или во отмщение, еже кто сам кому что зло сотворил есть, якоже и от святых писаний предложу ти о Божиих судьбах; никто же бо сих убегнуть может, яко вся Бог зрит. Аще минется на время не отдаяти, но егда время придет к возбуждению, отомстится всяко, якоже и святой Ефрем глаголет о себе. В юности моей, рече, внегда, бех на селе по злобе у некоего странноубогого юницу в полунощи отгнах от стояния из ограды, юже растерзал зверь; и по времени мнози прииде ми отмщение от Бога оного ради. Идущу ми, рече, негде во отхождение, обнощевах у некоего пастыря; в полунощи же волцы пришедше овцы растерзаша. Пастырю заспавшу от пьянства, пришедше же господин овец оных, емше мя и предаша судии, и в темнице бых семьдесят дней и раны подъях. Аще хощеши повесть сию прочесть, вельми чудно во Ефреме на пользу скорби твоей. И другое поведал авва Агафоник кастелийский и рече, идох в Руву ко отцу Пимену пастовному. Яко убо бысть вечер, остави мя во единой пещере, он же отъиде в другую пещеру. Бе же зима, и бысть во ону нощь студень великий, и зело зима ми бысть. На утро же ми приде старец и глагола ми: како еси чадо? И глаголах ему: прости мя отче, люто прейдох нощь сию от студени. Глагола ми он: естеством, чадо, не бысть ми зима. Почудив же ся аз слышав, бе бо наг. глаголах ему: сотвори любовь и рцы ми, како не бысть ти зима? Он же глагола ми: лев пришед лютейший зверь и спал близ меня, и той греяше мя; обаче глаголю ти, брате, яко от зверей хощу снеден быти. глаголах ему: почто отче? Он же рече ми. В стране нашей, егда бых пастырь овцам и презрех, странна путника и изъядоша его пси мои; ибо мог оборонить его и не оборонил, и вем, яко и аз сице хощу умереть. И по трех летах снеден бысть от зверей дивный он старец. Видишь ли, о возлюбленные и судьбы Божии, яко и святым его не оставляет Бог, еже неотмщенным быть, кольми паче нам, много согрешающим к Нему и к братьям нашим, сиречь ко всем человекам. Многа убо иные наказания святых в божественном писании писана суть, но аз от многа мало написах тебе на увидение о сем, да не продолжу слово в долготу. Тем же и мы сами себе испытаем, со истинной, и разумевши, аще будем сотворихом нечто по злобе кому, и того ради нам приходят скорбные и напасти от Бога и от человек, якоже и сам Господь рече: им же судом судите, судится вам и в нюже меру мерите, возмерится вам51. И пророк глаголаше: им же образом, рече, кому сотворил еси, тако и тебе будет. Тако и о согрешениях наших, им же к Богу согрешаем, наказуемы есмы от него, достоит убо впадшему в скорбь и испытывать себе вину своих согрешений, коих ради грех оставлен бысть от Бога и приде прощение и гнев от владящего, или от сильных насилование, и от врагов, и от другов наветы и оклеветание, или от меньших и безродных уничижение и бесчестие, и в скорби, и в недуги, и в страсти бессчетные, и в срамоту предаем есть кто. Ты же, о любимиче, о сем нескруподушествуй и внимай своей совести, наносящих ти злая и злословящих, и поносящих не враждуй на них, ни злослови, да не погубит мзды от Бога о своем великом терпении, но моли о них, якоже Господь рече во святом евангелии: любите враги ваша, добро творите ненавидящим и молитесь о творящих вам обиду и напасти52; но все сии на тебя находящие скорби и обиды, и поношения с благодарением терпи по праведному суду Божию. Аще кто со истиной себе испытает о своих согрешениях, еже к Богу согрешил есть или человекам, егда убо сам зло кому ни како сотвори или неправдова кого в чем, или обиду содея кому, или чужое имение себе лихоимством и всякой неправдой восхитил, или срамоту и уничижение содела кому, или злое дело на кого наведе и продан бысть от него человек, или неправедно судя или по вражде, или по дружбе, или по мзде права виновата сотвори, или нужных не помиловал, или вопля нужных не слыша, не управя, или дани тяжкие и уроки, и всякие налоги немилосердно и неправедно возлагая, и к своим повинным немилосерден бе, или нужных отъемля иным даем или порадовался дружно скорби и беде, или зло советуя на кого, или государю неправдова и не повинуясь, или злословя, и таковых ради согрешений и сами предаемся от Бога в душевные и телесные страсти, и в срамоту; насчитают бо ся наша яже по времени согрешения до количества некоего и тогда казни наводит праведный судья Бог. Ничтоже убо от случающихся нам скорбных, согрешающим нам, без правды находит, но вся по праведному суду Божию; и неправды наши ходатайствуют нам злая, от Господа бо вся праведного, ими же бо кто согрешает, теми и мучится. Разумный убо человек Божии судьбы, яко врачевание ко исцелению согрешения от Бога посылаемо помышляет и благодарно терпит, яже сих ради бывающие ему скорби, беды и никого же иного сим повинна творит, разве свои грехи помышляет; не мысленный же человек, Божий премудрый промысл неведый, о грехах его нашедшие ему скорби или Бога, или человек своих ради зол виновны творит, и тех укоряет и злословит, и скорби убо и напасти стрижет, и избавления же от сего не приемлет и мзды лишается. Ты же, о господине возлюбленне, со благоразумием потерпи нашедшую на тебя скорбь и печаль, чающе надеясь от Господа избавления и помощи, наипаче же утверждай себя, да не внидет в сердце твое всяко слово и помышление лукаво, или к Богу не благодарение, или на государя хулен помысел и глагол неблагочестив: сердце бо царево в руце Божией и слуга бо есть Божий в наказание согрешающим; а поставлен есть от Бога на всех творящих обиду и содевающих неправду, якоже и апостол пишет: Бога чтите, а царя бойтесь, не туне бо меч носит, в похвалу добродеям, а во отмщение злодеям. Инде писано: аще не хощеши бояться власти, твори благое, и похвалу начнешь иметь велию от него, се бо есть благоугодно пред Господом53 тем избавление скорбям бывает и от Бога оставление грехов приемлет. Многажды бо согрешающего и не кающегося влагает Бог в напасти и скорби, и тех ради напастей приходит в покаяние; и от Бога убо наказание, и искушение на пользу приходящее человеку; и блажен, его же наказует Господь; вмещет бо его в покаяние. Несть праведен, иже не имать согрешений и несть грешник, иже не имать что благо, якоже есть писано: аще бо видишь праведна кого впадше в великие скорби и напасти, и в болезненные недуги, да не смутишься, но помысли о нем и рцы: сей праведный зло нечто мало сотворил есть яко человек и восприемлет зде отмщение, яко да не тамо мучится. Паки сице ведите грешника грабяще, лихоимствующе, тмами творящая злая, а в житейских же пребываниях изобилующа и славно живуща, якоже аз окаянный, и во здравии пребывающий, и в веселии без скорбно провожающий дни свои, не чудесно рцы: сей грешный, иже тмами творя злая и ничтоже люто стража, благо что всяко сотворил есть, и восприемлет зде, яко да тамо мучен будет люто; аще же напрасно и без болезни умрет зле и умрет зло погребение нося грех54, смерть бо грешникам люта. Ибо Лазарь убогий праведен бе и все дни свои в скорбях и в недузях изжит, богатый же он в чести и здравии, – и обоих конец показа: сей убо блаженный от ангел носом бысть в царствие Божие и в радость неизреченную, окаянный же он, занеже пострада зде ничтоже люто и упитався в настоящем житии, отъиде тамо о всем оном ответ воздать, и от огня зло палим, взыска перста омочена в воде, да прохладит мало поне язык, и того не обрете, и утешения злу не бысть ему. Благо есть, брате, человеку, еже зде наказание примет от Бога и оставление грехов своих сподобится. Ты же, возлюбленне, аще кроме тех всех вин еже не сотворил еси кому зла, и ничтоже и к Богу, яже не согрешил еси ни в чем же, и прииде на тя скорбь без правды, и се бо благодать Божия, и любя тя Господь послал есть, да аще со благоразумием претерпишь, блаженство от Бога примешь, якоже и все святые претерпевшие и многие страсти, Богу благоволивши, яко да явится правда и крепость их, да прославятся от Бога. И божественный убо верховный апостол Петр пиша глаголет: се бо есть благодать, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. И паки, возлюбленне, не дивися, иже на тебе, скорбям, ко искушению твоему бываемом, яко без правды тебе случающуюся, но якоже приобщаешься Христовым страстям, радуйся, яко да в изъявление славы его возрадуешься, веселящееся. Аще убо обидим и укоряем еси о имени Христове, блажен еси, яко славы и силы Божии дух на тебе почиет; оными убо хулится, а тобой прославляется. Да никто убо от тебя пострадает, яко убийца, или яко тать, или яко злодей, или чужд посетитель, аще ли яко крестьянин55 не стыдится, да прославляет Бога в части сей, яко время научати суда Божия от дому Его56. И Господь рече: в мире скорбны будете и скорбь ваша на радость преложится; и блажены есте, егда поносят вам и ижденут вы, и рекут всяк зол глагол на вас, лжуще. Меня ради. Радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесах57. Но аще, что от имений постраждеши, от государя аще взято будет, или инако лишен будешь, не впади злохулений, но поминай блаженного Павла апостола, глаголюща: ничтоже бо внесохом в мир сей, не изнести, что можем, но нази родихомся, и нази отъити имамы. Иов праведен и лишен бысть богатства и имения, и чад, и не изыде глагол хулен от него, но благодарно рече к Богу: Господь дал есть, Господь взял, – буди имя Господне благословенно в веки; и в гною лежа от червей съедаем. Жена же его пришед бесу поучающую ее, рече к нему: рцы глагол хулен ко Господу и умри. Праведный же воспрети ей, рек: едина еси от безумных; благая, рече, восприяхом, злых ли не потерпим? И не согрешил Иов ни в устах пред Господом58. Тако и ты, боголюбезне, егда скорбью врагу угнетающе тебя или от человек, мнящих тебе добрая советующих, и взущающе тебе злословие, и укорение износить на государя, или на творящих тебе злая, – утверждайся благочестием и всегда глагол сей праведного да будет в сердце твоем и во устах: благая, рече, восприяхом, злых ли не потерпим; и Господь дал есть, Господь же и взял; буди имя Господне благословенно во веки. Ибо льстец душ наших дьявол не сего ради отнял имение Иову и зло наведе, дабы Иов убог был и во злострадании, но хотя его от благочестия низложить и в грех низвести, но не возможе. И праведный Иов от Бога больми прославился, в богатстве бо мнозе живуще и в беспечалии, и Бога забывают и к человекам неблази и немилостивы, и горды, и во многие согрешения и в безумие впадают; печали же нашедшей к Богу прибегаем, и к человекам смирении бываем, и о согрешении своем каемся; и якоже, и пророк: Господи, в печали помянухом Тя, и в печаль наказание Твое нам есть. Буди же и тебе о христолюбивой скорби терпеть со благодарением и доброразумием, яко да со святыми прославишься и мзду на небесах многу примешь по Господню слову. И радость не вечная, скорбь не без конца; все вскоре от Бога совершается – благая же и злая. Наказа тя Господь своим милосердием и ты убо плачась греха своего и у Бога милости просишь, и о своем грешении каешься. И видя Бог слезы твои и горькое стенание, и истинное покаяние, и умилостивилась душа царская, и за нужу поместейцом устроил тя, и вотчинку отдаст; а и вперед не оставит Бог слез твоих. Ты же, о боголюбезне, наипаче плачи и моли, и прибегай к Господу Богу нашему и пресвятой Богородице, и великим чудотворцам от всей души и помышления со истинным покаянием, и с постом, и молитвой, и с милостыней, отгребаясь от всех злых дел и душетленных страстей, и всякого лукавства. Обет полагай пред Господом волю Его творить и заповеди Его хранить во всем, а государю тщися верой служить и правдой, и покорением, чтобы и вперед самому в конец не погибнуть в сем веке и в будущем, и царской бы души не на вред. Близ Господь боящимся Его и уповающим на милость Его; Господь волю боящихся Его творит и молитву их услышит, и спасет их, якоже уповаша нань. Аще кто заблудит от пути правого и покаяния преступит, гнев Господень неутолим бывает и ярость велия: смерть грешникам люта. Мы же, аще и грешные, но обаче должны есмя Бога молить твоей ради добродетели и нелицемерной любви, и союза духовного еже к нам, да сотворит Господь на тебе милость свою и утвердит во благочестии, и правде; да избавит от всех скорбей твоих и наставит в разум истинный, и на путь спасения, и на истинное покаяние своею благодатью, и государю да возложит на сердце добрая о тебе. О сем же молим твое боголюбие, да не негодовательно будет тебе неудобренное наше и грубое писание, таковыми бо довольствуем; аще бо и просто, но от святого писания, а не наше, мы бо ничтоже есмы. Ты же, господине мой, не мудрости словесам взыскуй, но разум благочестия достоверно делательствуй. Господь же молитвами пречистой Его Матери и всех святых помощников, и покровитель, и избавление во всех купно тебе же и мне да будет.

* * *

1

История России, т. VII, изд. 2-е. стр. 238.

2

Правосл. Собесед. I860, ч. 3, стр. 279–231.

3

Быт русск. цариц, стр. 39 и след.

4

«Господа священноначальницы, пишет Скрипица, не благословно надсматриваете над верными людьми… надзираете церковь боярами, дворецкими, недельщиками, подводчиками для своих прибытков, а не по достоинству святительскому… Достоит вам пасти церковь священниками благоразумными, а не мирским воинством». См. чтения моск. общ. ист. и древ., 1847 г.

5

До того времени, поповские старосты были лишь в епархии митрополита и то не столько для надзора за благочинием, сколько для сбора пошлин.

6

По вычислению Карамзина, который следует в этом случав Никоновской летописи (Ист. Гос. Рос., т. VIII, стр. 215). Преосвященный Филарет, следуя Волоколамскому сказанию, относит учреждение Казанской епископии еще к более позднему времени – к 1555 г. (см. Истор. рус. ц., т. III, стр. 45).

8

Т. е. побеждал.

9

Испорченное место из церковного канона на день Воздвижения Св. Креста.

10

В рук. царской.

11

Здесь в рукописи одно слово вымарано.

12

У Курбского, а затем у Карамзина и Соловьева, Ати-гирей носит другое имя – Утемиш-Гирея. Что это, однако, одно и то же лицо – малолетний царь Казани, в правление которого Казань окончательно сдалась русскому царю, видно из того, что как в настоящем послании Сильвестра, так и у современных историков Ати-Гирей или Утемиш-Гирей носит, по крещении, одно и то же христианское имя – Александра. См., напр., Карамзина ист., т. VIII, стр. 113.

14

Ни y Курбского, ни у Карамзина и Соловьева ни об этой, ни о какой-либо другой победе Шуйского-Горбатого не упоминается.

15

Т. е. во Втор.32:30.

16

В рук. Ис.

20

Место испорченное. Вероятно, следует читать: уне богату мяс своих урезать и видя нужного, помиловать …

21

Об этом протопопе см. Соловьева, ист. России, т. VI, стр. 97.

22

Mф.23:4; Лк.11:36.

28

В рукоп. Еда когда.

29

Mф.13:16.

31

Mф.5:19.

33

В рук. Ис.

38

В рук. промышляет.

40

Mф.7:2.В.

41

В рукоп. егда.

44

В рук. поставленных и Богодарованного...

45

В рукописи стоящее здесь слово замарано, так что нельзя разобрать.

46

В рукоп, и тогда.

47

В рук. Ис.

49

В рук. даже.

50

В рукописи пишет.

54

Место испорченное. Оставляем его в том виде, как оно читается в рукописи.

55

Т. е. христианин.

56

Мы не знаем, как восстановить это место, очевидно испорченное переписчиком. Оставляем его в том виде, в каком оно читается в рукописи.


Источник: Из неизданных памятников древней русской литературы: 1. Послание патриарха Иова к Грузинскому митрополиту Николаю; 2. Учительные послания священника Московского Благовещенского Собора, Сильвестра, к Казанскому воеводе Шуйскому-Горбатому / С пред. и прим. Н. Барсова. – С.-Петербург, 1872. – 36, 40 с. / Учительные послания священника Московского Благовещенского Собора, Сильвестра, к Казанскому воеводе Шуйскому-Горбатому. 1-40 с.

Комментарии для сайта Cackle