Источник

Глава 8. Изображение Кесаря и отношение к нему Иисуса Христа

После плена Вавилонского, которым иудеи тяжело были наказаны за почитание идолов языческих богов, впали евреи в другую крайность, – стали бояться всяких изображений. Так и во дни Господа Иисуса Христа, преувеличивая и извращая смысл второй заповеди об изображениях Божества, они враждебно относились ко всем вообще изображениям и людей и животных и портреты людей считали греховным делом, тогда как сам Бог повелел Моисею сделать изображения херувимов, а Соломон в притворе храма сделал изображения львов и волов под медным морем и на подставах умывальницы.

Иосиф Флавий пишет, что правитель Иудеи Пилат, переведши из Кесарии в Иерусалим для зимования воинов, внес вместе с ним в город знамена, имевшие на себе изображения лица Кесарева, желая через сие опровергнуть закон иудейский, запрещавший делать таковые изображения (это неверно говорит Иосиф). Предместники его, продолжает Иосиф Флавий, уважая закон сей, хотя и вносили в город знамена, но не имевшие на себе таковых лицеизображений. Когда иудеи начали просить его, чтобы он перенес сии образы в другое место, то он повелел воинам окружить их и угрожал всем смертию, если они не успокоятся и не разойдутся по домам своим. Но иудеи, простершись на землю и открыв свои шеи, вопияли, что лучше желают умереть, нежели допустят нарушить святость своего закона. Тогда Пилат, удивившись такой их твердости, велел опять отнести знамена в Кесарию7.

Когда Ирод устроил в Иерусалиме театр, то иудеев ничто в нем столько не раздражало, как трофеи или простые чурбаны, покрытые оружием, и казавшиеся образами вооруженных людей8. Но по рукам тех же иудеев, к удивлению, свободно ходили римские монеты с изображением Кесаря. Книжники и фарисеи умели своими хитрыми толкованиями всякое противоречие в своих действиях примирить. За это обличал их Спаситель: «горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен» (Мф.23:16).

За два дня до предания Господа Иисуса Христа Иудою, Он учил народ в храме Иерусалимском. Фарисеи, составивши совет, «как бы уловить Его в словах, подослали к Нему учеников своих вместе с иродианами с вопросом: позволительно ли давать подать Кесарю (то есть, чужеземному царю язычнику), или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете меня, лицемеры? Покажите мне монету, которою платите подать. Они принесли Ему динарий с изображением Кесаря. Тогда Господь спросил их: чье это изображение и надпись? Они ответили: Кесаревы. Тогда Он сказал им: итак, отдавайте Кесарево – Кесарю, а Божие – Богу. Услышав это, они удивились и ушли» (Мф.22:15–22).

Итак, Спаситель не уничтожил изображения Кесаря, не нашел его противным второй заповеди, но велел принести его в храм и на нем основал обязанность иудеев платить подать Кесарю. Господь Иисус Христос, по плоти сын царя Давида есть царь неба и земли. Он по воскресении своем сказал апостолам: «дана Мне всякая власть на небеси и на земли» (Мф.28:18). Как же еретики дерзают уничтожать образ Его? Как образу царя земного прилично быть в судах и в домах его подданных, так образу Царя неба и земли прилично быть в церквах и в домах христиан.

Естественно, что, при великом и странном предубеждении иудеев против всяких изображений, распространение икон Спасителя и святых Божиих встречало наиболее сопротивления в христианах из иудеев и слова об иконах в то время многие из них вместить не могли. Мы ниже увидим на основании свидетельства историка Евсевия, что первые изображения Господа и апостолов Петра и Павла явились у христиан из язычников. Самый нерукотворенный образ свой Спаситель послал князю Авгарю язычнику; апостол и евангелист Лука, написавший иконы Богоматери, был из язычников (Кол.4:11,14). Как христиане из язычников послужили к отменению обрезания в Новозаветной Церкви, на что изъявлена воля Божия в знамениях и чудесах; так, конечно, они же более послужили к утверждению почитания св. икон в новозаветной Церкви, на что изъявлена воля Божия во многих знамениях и чудесах от этих икон. Впрочем за почитание икон говорят и Ветхий и Новый Завет, как показано выше.

* * *

7

Иудейск. Древност. кн. 18, гл. 3.1.

8

Иудейск. Древност. кн. 15, гл. 2 и 8.1.


Источник: Православное учение о почитании святых икон / [Соч.] Д-ра Богословия, Сергия, еп. Могилевского и Мстиславского. - Могилев на Днепре : Скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887. - [2], 138, V с.

Комментарии для сайта Cackle