Источник

Глава 15. Свидетельства Священного Предания за святые иконы и голос за них вселенской церкви

Предание, дошедшее до нас от древних христиан и древними записанное, свидетельствует, что святые иконы ведут свое начало от самого Господа Иисуса Христа, святых апостолов и первых христиан. Правда, враги святых, икон отвергают и предание апостольское. Но это послужит к большему обвинению их на суде Божием. Самое Св. Писание осуждает их за отвержение ими Священного Предания. Святые апостолы заключили в Св. Писании не все, необходимое для нашего спасения, не все, что они говорили и делали для спасения людей. Потому св. апостол Павел в своих посланиях убеждает христиан сохранять наставления, преподанные им словом или устно: "братия, – писал он Солунянам, – стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15), и «завещает им именем Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от него» (2Фес.3:6). Так и ныне христиане должны удаляться от тех, которые отступают от св. церкви, отвергая предания св. апостолов. Коринфянам же св. апостол писал: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам» (1Кор.11:2). Епископу Тимофею он писал: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного разума, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1Тим.6:20,21). «Держись образа здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовию во Христе Иисусе,... и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.1:13, 2:2).

Св. Иоанн Богослов, дополнявший в своем Евангелии сказания других евангелистов, говорит: «много сотворил Иисус перед учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» (Ин.20:30). Последние же слова Евангелия его таковы: «многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно; то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25).

В книге Деяний апостольских сказано, что Иисус Христос по Воскресении Своем «в продолжении сорока дней являлся апостолам и говорил о Царствии Божием» (Деян.1:3), но что он говорил, этого не сказано, а явления Его апостолам по Воскресении описаны в Евангелиях кратко и притом не все; так у апостола Павла в послании к Коринфянам (1Кор.15) говорится о явлении Его пятистам человекам, а также апостолу Иакову, о чем не сказано в Евангелиях. Сами книги Св. Писания утверждаются на предании. Мы приемлем 27 книг Нового Завета, написанных святыми апостолами; но почему мы уверены, что эти книги написаны действительно св. апостолами? Единственно по преданию, переходившему от времен апостольских до наших дней.

Если и признать, что в Св. Писании изложены все главные истины, необходимые для спасения людей; то в нем не изложены священные действия при совершении Святых Таинств и правила церковного управления; то и другое дошло до нас через Священное Предание. Без таинств, через которые преподается христианам спасающая благодать Божия, невозможно спасение. Без Духа Святого, преподаваемого в таинстве Миропомазания, невозможно даже верное понимание самого Св. Писания.

Возьмите таинство Крещения. В Евангелии сказано, что крестить следует водою во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но сколько раз погружать при крещении, этого не сказано. По апостольскому правилу (50-му), сохраненному через предание, при Крещении должно погружать непременно три раза, иначе Крещение не действительно, и потому еще в древней церкви крещенных еретиками через одно погружение перекрещивали.

Следует ли крестить младенцев, об этом в Писании прямо не сказано, а между тем этот вопрос весьма важный и он решается апостольским преданием. Ориген, умерший спустя 150 лет после кончины св. Иоанна Богослова, следовательно близкий к временам апостольским, говорит: «Церковь приняла от апостолов преподавать крещение и младенцам»24. В таинстве Миропомазания преподается христианам Дух Святой. Из книги Деяний апостольских (Деян.8) видно, что в первое время Он преподавался через молитву и возложение рук апостольских, но вскоре для преподаяния Духа Святого вместо руковозложения стали употреблять помазание миром, на которое низводится Св. Дух молитвою и крестным знамением; в Св. Писании есть указания на заменение руковозложения Миропомазанием (1Ин.2:20; 2Кор.1:21,22), но не решительные; решительные основания за Св. Миропомазание находятся в предании о том, которое принято всеми древними церквами, и сам Дух Святой утверждает это предание, сходя на христиан через Миропомазание и совершая через них видимые знамения и чудеса; впрочем о сем скажем еще ниже.

Велико таинство Причащения и весьма важны священные действия литургии; но о совершении таинства Причащения в Св. Писании говорится весьма кратко (Мф.26:26–28). Чины же литургий от апостолов, и между ними на востоке известнейший чин литургии св. апостола Иакова, дошли до нас через предание. В Писании ясно не сказано также, кто должен совершать это таинство, хотя этот вопрос может быть решаем и на основании Писания через выводы и умозаключения. Из предания же апостольского мы ясно знаем, что совершать литургию могут только епископы и священники (и о сем ниже).

Итак, самое главное – благодать Святого Духа, необходимые для духовной жизни верующих, преподается через св. таинства, а таинства совершаются по преданию. Считаем излишним говорить о необходимости предания в деле церковного управления. «Если бы вздумали мы отвергать неизложенные в Писании обычаи, как неимеющие большой силы, говорит св. Василий Великий, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя»25. Это и исполнилось на еретиках, отвергших Священное Предание26.

После сих кратких замечаний о необходимости Священного Предания в деле спасения, обратимся к преданию о святых иконах.

* * *

24

Догм. Богосл. Макария, изд. 3. Т. III, стр. 340.

25

Твор. Вас. Вел. Т. III, стр. 332. Русск. перев.

26

Поэтому нельзя согласиться с теми, которые утверждают, что в борьбе с молоканами и штундистами надобно говорить только от Св. Писания. Следует доказывать им от Св. Писания необходимость Свящ. Предания и потом говорить и от Свящ. Предания, где это необходимо.


Источник: Православное учение о почитании святых икон / [Соч.] Д-ра Богословия, Сергия, еп. Могилевского и Мстиславского. - Могилев на Днепре : Скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887. - [2], 138, V с.

Комментарии для сайта Cackle