Исследование библейской хронологии

Источник

Содержание

Введение

Часть первая. От Адама до призвания Авраама А 1. Древние свидетельства о том, что хронологические показания еврейского текста некогда были такие же, какие мы теперь читаем в переводе LXX 2. Древние свидетельства о том, что хронологические показания теперешнего текста LXX были и в древности те же самые. Б 1. О летах до рождения Мафусалом Ламеха 2. О летах до рождения Ламехом Ноя 3. О Каинане, сыне Арфаксада 4. На котором году своей жизни Нахор родил Фарру? 5. На котором году своей жизни Фарра родил Авраама? 6. О времени призвания Авраама Часть вторая Отделение первое Отделение второе А. Способы к примирению 3 Царств 6 главы 1 ст. с хронологией книги Судей Б. Способы к примирению 3-й книги Царств 6:1 с хронологией апостола Павла: Деян. 13:19–20. Отделение третье Отделение четвертое Хронологическая таблица, показывающая время главнейших событий библейской истории от сотворения мира до Р. Х., по указанию свящ. книг.  

 

Καὶ τῶν χρόνων τὸν πάντα ἀριθμὸν, κατὰ τὸ δυνατὸν, οἶμαι τανῦν ἀκριβῶς ἐιρῆσθαι. ΄Ει γὰρ καὶ ἔλαθεν ἡμῶν χρόνος, ἐι τύχοι είπεῖν, ἔτη 50, ἢ 100, ἢ καὶ 200, οὐ μέντοι χιλιάδες ἐτῶν.

Θεόφιλ. π. Αύτόλυχ. γ. § 58 Σελ. 427

‘Ολίγοις μὲν οὐν ἔτεσι διαμαρτεῖν ιὸν χρόνον δοίη τις ἂν ίςορικοῖς ἀνδράσιν, ἀρχαίας καὶ πολυετοῦς συνταττομένης πραγματείας, γενεαῖς δὲ δυςὶ καὶ τριςὶν ὄλαις ἀποπλανηθῆναι τῆς ἀληθείας οὐκ ἂν ἐπιτρέψειεν.

Διον. Αλικαρν. ‘Ρωμ. ‘Αρχαιολ. Ζ Σελ. 418. Lips. 1691.

Введение

Под именем Библейской Хронологии разумеется счисление времени от сотворения мира или от Адама до Иисуса Христа, по книгам священного Писания.

В священных книгах описан в историческом порядке целый ряд событий, происходивших от сотворения мира до основания на земле Церкви единородным Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом. Правда, в книге Деяний Апостольских и в посланиях святых Апостолов повествуется о событиях Церкви новозаветной, происходивших в ней в самом начале ее утверждения и распространения, а в Откровении святого Иоанна Богослова изображаются судьбы ее до самой кончины мира. Но поскольку в сем Откровении времена событий, имеющих произойти в мире, не означаются хронологически, и самые события будущие описаны с свойственною тайновидцам прикровенностию, повествования же о деяниях апостольских объемлют весьма незначительный период начинающейся только истории новозаветной Церкви: то последним пределом нашего исследования Библейской Хронологии мы полагаем крестную смерть Христа Спасителя. С другой стороны, для нас бесполезно испытывать, что должно разуметь под днями творения мира, особенные ли великие периоды лет, или дни обыкновенные. Этот вопрос в хронологическом отношении не имеет важного значения, ибо, если бы даже под днями творения мира разуметь значительные периоды времени, что, впрочем, отнюдь несправедливо, то невозможно определить их пространства, а если под сими днями разуметь, как и должно разуметь, обыкновенные дни, то это продолжение времени вовсе незначительно. Посему первым пределом исследования Библейской Хронологии полагаем начало рода человеческого или сотворение первой четы – Адама и Евы, или, вообще говоря, сотворение мира.

Предмет нашего исследования, как видно из существа самого дела, составляют, так называемые, хронологические тексты Библии, или те места священного Писания, в которых означаются времена исторических событий. Таковых мест очень много. Нет необходимости разбирать все сии места, мы будем следить за главною нитью событий и постараемся определить время происшествий важнейших; частные хронологические события и частные хронологические указания легко могут быть определяемы по первым. Таким образом, на пример, летосчисление книг Маккавейских может и не войти в наше исследование Библейской Хронологии, поскольку времена событий, описанных в сих книгах, войдут в период 70 седмин пророка Даниила, разбором коих мы заключим наше исследование.

Метод исследования Библейской Хронологии определяется хронологическими указаниями, встречающимися в священном Писании и составляющими предмет нашего исследования. Хотя в священных книгах лета событий не считаются от одной какой-либо эры (на прим. от сотворения мира и т. п.); хотя в них определяется время только частных происшествий: но через снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам священного Писания, можно приходить к общему определению времени, протекшего от начала рода человеческого до Иисуса Христа. Исключение в сем отношении составляет время от 6-го года царствования Дария Истаспа до первого года Артаксеркса Лонгимана, которое не определено в священном Писании и простирается только на 40 лет с небольшим. Поскольку хронологические указания связаны с историческими событиями разного свойства, и потому сами носят на себе неодинаковый характер: то и образ определения времени по священным книгам не везде одинаков. Так в книге Бытия общая сумма лет от Адама до Авраама слагается из частных лет, протекших до рождения каждым патриархом следующего за ним. Время от призвания Авраама до исхода из Египта означено в книге Исход общим числом лет. В период Судей общая сумма лет получается чрез сложение лет каждого порабощения Евреев иноплеменниками с летами правления каждого судии. В книгах Царств и Паралипоменон время определяется по летам правления каждого царя. От падения иудейского царства до Рождества Христова время определяется по пророчествам: Иеремии – о 70-ти летнем плене и Даниила – о 70-ти седмицах.

Как ни прост, по-видимому, метод исследования Библейской Хронологии, однако ж он сопряжен с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собою, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное. Далее, одни и те же места священного Писания, по которым определяется время известного периода, различно понимаются толковниками, так что не легко бывает иногда найти истинный смысл их. Наконец, неполные лета в библейском летосчислении принимаются весьма часто за полные; от чего время событий и в самой Библии определяется не с совершенною точностью, а только приблизительно. Все это служит побуждением к точнейшему, усиленному исследованию Библейской Хронологии, при том существенно важном ее значении, какое она имеет для всеобщей истории; но в тоже время самому исследователю дает право в своих хронологических изысканиях довольствоваться выводами только приблизительными, наиболее вероятными, там, где нельзя достигнуть истины исторически точной и несомненной. В науке не бесполезно и такое исследование. Не дает оно окончательного решения данному вопросу, зато освещает собою длинную ткань, исторический порядок и ход библейских событий, которые всегда составляют предмет знания самый важный, живой и питательный для того, кто размышляет о судьбах царства Божия на земле, о дивно-премудрых делах спасительного домостроительства Божия; не обещает истины решительно и точно доказанной. но зато устраняет много заблуждений и погрешностей относительно летосчисления, весьма опасных, в известном отношении, для истории вообще, для истории Церкви в особенности и наконец для исторической достоверности самого откровения.

Какое значение может иметь хронология других народов в исследовании библейского летосчисления? Ни один из народов древнего мира, даже и позднейших (каковы Греки и Римляне), не оставил нам летосчисления полного и однообразного. История древних народов начинается весьма поздно, спустя целые тысячи лет от начала существования рода человеческого, и потом долго еще существует в виде сбора отрывков, легенд и мифов о происхождении и событиях того или другого народа, так что ни один народ не представляет нам целой и непрерывной летописи своей исторической жизни. Равным образом и летосчисление древних народов существует только в отрывках и всегда не полно. Если и встречаем иногда у них показания больших периодов или счет лет от общих эр (каковы на прим. потоп и т. п.); то в сих случаях, по неопределенности и отрывочности самой истории, летосчисление их не имеет надлежащей основательности и достоверности1. С другой стороны, образ измерения времени не у всех народов одинаков, на прим. у одних год больше. у других меньше; от чего происходят различные у разных народов показания лет в одном и том же периоде, чрезвычайно огромные числа лет в промежутках времени самых небольших и проч. При таком положении древней хронологии гражданской истории, очевидно, мы никогда не пришли бы к выводам относительно хронологии – общим, определенным и однообразным, если бы в священной Библии не имели руководства к сему: она одна содержит в себе истинную историю от начала сотворения мира, почти непрерывно продолжающуюся до пришествия на землю Спасителя. Впрочем, хотя библейская хронология сама по себе верна, поскольку содержит показания лет открытые Богом, записанные богоугодными людьми по внушению Духа Святого, но исследование ее, как дело человеческое, при упомянутых трудностях, имеет нужду в подтверждении, для того, чтобы имело вид достоверности. В этом отношении и хронология других народов, составленная по их памятникам и историческим записям, может иметь некоторую важность при исследовании библейского летосчисления. Исследование Библейской Хронологии получит окончательную достоверность, если итоги лет от сотворения мира до Р. Х., найденные по другим источникам (мужами учеными, достойными внимания и уважения), будут приближаться к сумме лет, найденной в том же промежутке времени по указанию священных книг.

Исследование Библейской Хронологии может быть разделено главным образом на две части. Первая часть объемлет время, протекшее от Адама до призвания Авраама; вторая – время, протекшее от призвания Авраама до Иисуса Христа. Это разделение имеет основание не только в истории божественного промышления о роде человеческом, но и в самом характере летосчисления библейского.

Каждая из сих частей делится на различные периоды. Первая потопом делится на два периоды. Вторая содержит четыре периода: а) от призвания Авраама до исхода Израильтян из Египта; б) от исхода Израильтян из Египта до заложения храма Соломонова; в) от заложения храма Соломонова до разрушения его; и г) ото разрушения первого храма до последних судеб второго. По порядку сих периодов расположим, и мы исследование Библейской Хронологии.


Источник: Сергий, архиепископ Владимирский [Спасский]. Исследование библейской хронологии / Соч. студента Киев. дух. акад. Ивана Спасского. – Киев : Унив. тип., 1857. – [4], 154, [5] с. : табл.

Комментарии для сайта Cackle