Древнейший восточный месяцеслов

Источник

Английский ориенталист В. Райт (W. Wright) в 1865–1866 году (в журнале of Sacred Literature, Т. VIII) издал на сирском и английском языках, по нитрийской рукописи, сирский месяцеслов, написанный или точнее, переписанный в 411–412 году по Р. Хр.

Эмиль Егли в 1887 г. издал исследование об этом месяцеслове, а также о первохристианских мучениках св. Поликарпе, епископе смирнском, Игнатии Богоносце и об Феликитате и Симфорозе, матерях семи сыновей мучеников, и древнейшие уже известные западные календари. Мы начали исследование этого месяцеслова, имея под руками только книжку Е. Егли и увидели в ней тот важный недостаток, что он, при своем исследовании, не имел в виду Иеронимова мартиролога и восполнили недостаток, от этого происходивший. Но вот, мы получили из-за границы первую часть первого тома месяца ноября Деяний Святых (Acta Sanctorum), изданного в 1894 году. В начале этого тома помещен Иеронимов или лжеиеронимов мартиролог, изданный Иоанном Баптиста де Росси и Людовиком Душеном (Duchesne). В предисловии к Иеронимову мартирологу говорится и о восточном (сирском) мартирологе (стр. L–LXIX). Исследование о нем и само издание его принадлежит Л. Дюшену. Сирский месяцеслов издан на сирском языке с переводом на греческий и с выписками из Иеронимова мартиролога, с которым, большей частью, согласен сирский. Об этом месяцеслове не мало писано и прежде этого года, что и показано Дюшеном (стр. LI).

Сирский месяцеслов имеет такое оглавление: «имена господ наших мучеников и победителей, и дни их, в которые они приняли венцы». Егли вместо мучеников ставит везде исповедников, что ближе к сирскому, но Дюшен переводит: мучеников, что ближе к общепринятому названию тех, которые приняли смерть чрез страдания и которые приводятся в месяцеслове. Месяцеслов сирской рукописи 412 года есть памятник первой важности для восточной агиологии. Доселе ничего подобного не было известно между восточными агиологическими памятниками. Он проливает большой свет на агиологию, вообще и на римский Иеронимов мартиролог, в частности. Древнейшие доселе известные восточные месяцесловы не восходят ранее VIII–IX веков; из них один издан в I томе нашего Полного месяцеслова в первом приложении. Сирский, начала V века, весьма разнится от него и других подобных в памятях, но весьма согласен с римским Иеронимовым мартирологом. Но Иеронимов мартиролог много полнее его восточными памятями. Видно, что и сирскому месяцеслову, и Иеронимову мартирологу предшествовал в IV веке полный во сточный месяцеслов, в котором, с течением времени, произошли столь существенные перемены, что из древнего месяцеслова осталось в позднейших восточных месяцесловах VIII–IX и последующих веков очень немногое; точно так и на западе очень немногое из Иеронимова осталось в более поздних римских мартирологах. Сирский месяцеслов и Иеронимов мартиролог друг друга восполняют и объясняют. Все почти памяти сирского месяцеслова находятся в нашем Полном месяцеслове Востока в т. II, в приложении втором, в котором выписаны восточные памяти из Иеронимова мартиролога.

Месяцеслов восточный составляем был и восполняем постепенно от первых времен христианства. Сирский месяцеслов окончательно составлен в конце IV века; позднейшая в нем по времени бесспорная память – это память св. Иакова, епископа Низивийского, сковавшегося в 350 году. Месяцеслов начинается с праздника Р. Хр. 26 декабря, а по Узенеру1, празднование это введено в Антиохии в 388, в Константинополе в 379 году, то и месяцеслов составлен после этого времени.

Сирский месяцеслов или предшествовавший ему другой, составлен из разных источников или месяцесловов, что и естественно; до него существовали, судя по времени его составления, раньшие его месяцесловы; в нем повторяются памяти некоторых святых, которые праздновались в разных местах и в разные времена в разные дни; повреждения в именах также свидетельствуют о позднем его написании сравнительно с первоначальными источниками.

Дюшен доказывает, что автор сирского мартиролога пользовался не только месяцесловами церковными, но и сочинениями историка Евсевия о христианских мучениках, и потому де в благодарность поместил в своем месяцеслове 30 мая его имя так: Память Евсевия епископа Палестинского.

Замечательно, что сирский месяцеслов начинается с 26 декабря не потому, чтобы первые листы были затеряны, а так он действительно начинался. Ибо первыми словами его: согласно со счислением греков начинаются все месяцы, начиная с апреля. Если начинается он с 26 декабря – по времени Рождества Христова, то, в таком случае, естественно было бы ему начаться с 25 декабря, как начинаются западные мартирологи. Так начинается и римский календарь 354 года и опять кончается после всех месяцев 13 декабря, так что декабрем начинается и декабрем кончается. Сирский кончается 24 ноября, так что в нем не достает целого месяца – конца ноября и 25 дней декабря. Вообще, в этом календаре видится неполнота, не равномерность и неоконченность. Рождество Христово, по свидетельству Златоуста, начали праздновать в Антиохии 25 декабря около 388, а до того праздновалось оно совместно, с Богоявлением, а как сирский месяцеслов составлен вскоре после того или около времени этого нововведения на Востоке, то и оказалась нерешительность в определении дня праздника Рождества Христова, и это повело и к тому, что и в конце месяцеслова не оказалось декабрьских святых и в начале праздника Рождества Христова, который разумелся под Богоявлением 6 января.

Сирский месяцеслов есть почти исключительно восточный. Из римских епископов и мучеников в нем только один папа Сикст II, показанный 1 августа, как у нас в Филимоновском подлиннике, но кончина его обыкновенно полагается 6 августа. Нет в сирском даже знаменитого римского мученика Лаврентия, скончавшегося через три дня после Сикста в 268 году. Нет ни одного папы, ни предшествовавшего Сиксту, ни последовавшего ему. Это сильно говорит против главенства римского папы.

Из африканских мучеников, не принадлежавших к александрийской епископии, известна Перпетуя, 7 марта, с дружиной, пострадавшая в Карфагене. Затем 10 марта упоминаются Кирилл и Киндей, страдание которых полагается по западным месяцесловам в Африке, неизвестно в какой части ее, западной или восточной, подчиненной Александрии. Августа 24 значится Марин, по Феррарию, пострадавший с другими при импер. Валериане и Галлиене в Африке, но в какой части, неизвестно. Вот все святые западные, если к ним относить и последние две памяти. Должно еще заметить, что в первые века карфагенская церковь не зависела от римской.

В сирском месяцеслове 162 дня с памятями, а памятей 180. Под памятями мы разумеем не только одно имя, но и целую соединенную дружину мучеников, в одном месте пострадавших. В один день бывают две, три дружины и более. В сирском большей частью по одной памяти в день2.

Наибольшее число памятей приходится на знаменитые восточные города: Александрию, Никомидию и Антиохию.

На Александрию приходится 18 дней и памятей. Надобно к этому прибавить еще 3 дня, 12 июня Миней, по Иеронимову он же 12 июля в Александрии, о чем скажем ниже, 8 сентября Фавст и Аммоний (по Иеронимову в Александрии), 10 сентября Меммий или Немезий и 12 других (по Иеронимову Немезий со многими другими в Александрии). Таким образом, на Александрию падает 21 день и 21 память.

На Никомидию по сирскому падает 29 дней и 30 памятей. Но еще следует прибавить четыре: 10 марта Кирилл и Кинд (по Иероним. 8 и 11 марта в Никомидии), 24 апр. Анфим, знаменитый епископ

никомидийский, коего память у нас 3 сент. и 28 декабря, 21 октября Дасий, Гай и Зотик (Иероним. и у нас в Никомидии), 8 ноября Евсевий (по Иеронимову в Никомидии). Итак, на Никомидию приходится 34 памяти. Епископ антиохийский Вавила неверно в сирском показан в Александрии и не считается нами.

На Антиохию приходится 16 памятей и дней, и кроме того, 7 памятей епископов. Это число следует восполнить еще четырьмя: это 24 августа Марин (по Иероним. в Антиохии), 27 августа Сава и Александр (по Иеронимову в Антиохии), 4 октября Феотекн (по восточным месяцесловам в Антиохии), 20 ноября Василий (по Иеронимову в Антиохии). Итак, на Антиохию приходится 27 памятей.

Затем на другие восточные азиатские города приходятся: на Кесарию Каппадокийскую 7 дней: 2 марта, 20 и 28 мая, 11 июня, 3, 19 и 24 ноября; на Анкиру Галатийскую (сн. Иеронимов) 5, именно: 22 июня, 30 авг., 4, 16 и 23 сент. На Лаодикию, по двум указаниям Фригийскую, три: 23 и 26 июня и 9 октября; на Синнаду во Фригии 4, именно: 30 июня, 19 июля, 13 авг. и 20 сент.; на Низивию три: 23 мая, 15 и 30 июля; на Мелитину армянскую 3, именно: 7 янв., 3 мая и 21 ноября; на Никею 2:19 и 27 января; на Халкидон 2:17 сент. и 13 окт.; на Азию 2:23 февр. и 16 окт.; на Орфу (Едессу) 2:2 сентяб., 15 ноября; на Кесарию Палестинскую 2:16 февр. и 30 мая; затем, по одному дню: в Александрии на Иссе 3 сент., в Галатии 15 сент., в Вифинии, вернее, в Афинах 18 мая, в Иераполе во Фригии 25 окт., в Евмении во Фригии 27 окт., в Илиополе 6 янв., в Пергаме 13 апреля, в Афродисии в Карии 30 апр., в Листре 23 мая.

Много внесено мучеников из областей Балканского полуострова. Восточное влияние на эти области началось с первых времен христианства из Греции и Македонии, и из колоний греческих на юге на Средиземном море, на востоке на Понте Евксинском. Со времени Диоклетиана, перенесшего свою резиденцию в Никомидию, это влияние еще более усилилось. Разделив империю на западную и восточную, он страны Балканского полуострова отнес к восточной империи, вручив управление иллирийскими провинциями своему помощнику Галерию, жестокому ненавистнику христиан, который имел пребывание в Сирмии. Император Константин, разделив римскую империю на четыре префектуры: восточную, Иллирийскую, Италийскую и Гальскую, а сии на диоцезы и провинции, отнес Фракию к восточной префектуре, обнимавшей Азиатские области и Египет.

Иллирийская префектура восточная обнимала области Македонию, Иллирию и Дакию; в состав Македонии входили провинция Ахайя и часть греческих островов. В состав Италийской префектуры входили, между прочим, области: два Норика, две Паннонии, Далмация, Савия и Валерия рипенская. Таким образом, к Италийской префектуре отнесена только сравнительно небольшая северо-западная часть Балканского полуострова. С возведением Византии в столицу империи в 326–330 годах влияние восточное греческое на страны Балканского полуострова еще более усилилось. Оно особенно сказалось во время арианских споров и гонений. Тогда, как Египет и Греция с Македонией строго содержали православное учение, северо-восточная часть Балканского полуострова, начиная от Сирмия, на северо-западной части заражена была арианством, наиболее сильным в то время в Антиохийском патриархате и в Царьграде.

Разбираемый сирский месяцеслов показывает ясно, что почти весь Балканский полуостров относился издревле к Востоку и потому в нем приведено довольно святых мучеников из разных местностей этого полуострова; граничные города в агиологическом отношении на северо-западе этого полуострова были Сирмий и Салона. Сирмий, ныне Митровица на р. Саве, с округом принадлежащим к Нижней Паннонии, относился к Дакийскому восточному диоцезу. Салона же в Далмации (ныне Солин) относилась к западной Италийской Иллирии. Представим исчисление мучеников в сирском месяцеслове по городам Балканского полуострова.

В Перинфе или Гераклее (Перинф после назывался Ираклией-Гераклеей) во Фракии 5 памятей: 7 янв., 26 марта, 29 сент., 13 и 14 ноября; в Сирмии, резиденции Галерия, 4:6 и 9 апр., 20 июня и 29 августа; в Томах в Скифии (Кюстенджи) 3:3 апр. 5 и 10 июня; в Солуни 3:14 марта, 2 апр., 1 июня; в Византии или Константинополе 2:11 и 19 мая; в Адрианополе 2:22 и 23 окт.; в Новиодуне в Малой Скифии 2; 25 мая и 4 июня; в Салоне в Далмации 2:11 и 18 апр., затем по одному дню: в Никополе 11 августа, может быть, в Эпире (впрочем, естъ довольно городов с этим именем в других провинциях), в Коринфе 16 апр.; в Аксиополе (в Болгарии на южном берегу Дуная) 12 мая, в Доростоле (там же) 24 мая.

Сирский месяцеслов имеет особенности в отношении к месяцам: декабрю, июню и июлю. В декабре с 1 по 26 число, как сказано, святых не имеется, тогда, как в Иеронимовом имеется в это время не менее 15 дней с памятями восточных святых. В июне в сирском есть много памятей (около 15), которые находятся в Иеронимовом в те же дни, но в июле. Который месяцеслов вернее? Повидимому, Иеронимов, ибо в сирском в июле только три дня с памятями, а это может привести к мысли, что в сирском памяти с июля перенесены на июнь. Но если признать, что находящиеся ныне в сирском в июне перенесены с июля и возвратить их по Иеронимову в июль, то по сирскому наоборот в июне останутся только два дня первые с памятями, а прочие без памятей. Судя по Маркиану в Томах, который в восточных месяцесловах есть 8 июня, а в Иеронимовом 5 июля с именем Марин и потому что на Востоке, где совершалось само празднование, труднее представить такое превращение, вернее считать поврежденным Иеронимов мартиролог. Так как сирский месяцеслов есть древнейший из дошедших до нас, то показания в нем дней памятей святых должно вообще признать верными или более близкими к действительности в отношении времени кончины святых.

Есть в нем святые и целые дружины, память коих положена дважды и даже трижды в разные дни, это может быть объяснено частью тем, что в разных местах Востока им праздновали в разные дни, частью тем, что было, и в одном, и том же месте неоднократное празднование, что бывает и теперь в отношении к некоторым святым.

Из вышесказанного видно, что сирский месяцеслов есть вообще месяцеслов восточных церквей, но в нем очень заметно и местное антиохийское влияние. В нем, во-первых, приведено 7 епископов антиохийских, тогда, как из александрийских только два: св. Петр († 311) 24 ноября и Аристион сомнительный, нет с таким именем между александрийскими епископами. Во-вторых, дни празднования некоторым святым, особенно антиохийским, согласуются с временем, показанным св. И. Златоустом в его беседах; так праздник апостола Павла в сирском 28 декабря предшествовал в Антиохии первому января и по Златоусту. После крещения Господня и у Златоуста следует празднование св. Лукиану (т. II, стр. 625 у Монфокона), празднование Просдоки, Вероники и Романия (то есть, Домнины), положенное в сирском 20 апреля, согласно со словами Иоанна Златоуста, по которым празднование им было весной, а не 4 октября («Христ. Чтение» 1864 г., ч. II). Празднование муч. Варлааму, в сирском 14 августа, по Златоусту совершалось летом, а не 19 ноября (т. II, стр. 756 изд. Монфокона). В третьих, сирский месяцеслов дошел до нас на сирском языке и это немало говорит за антиохийское происхождение, или, по крайней мере, за антиохийское влияние на него. Но Дюшен полагает, что сирский месяцеслов никомидийского происхождения. Почему? В нем воспоминаются никомидийские епископы: Анфим священномученик 27 апреля и Евстолий 8 июня, присутствовал на Анкирском соборе в 314 году. Но Анфим есть знаменитейший на всем Востоке, священномученик, он находится в других древних восточных месяцесловах. А Евстолия совсем нет в сирском месяцеслове, но есть 8 июня в Иеронимовом. Хотя Иеронимов очень сходен с сирским в памятях, но нельзя делать заключение верное от одного к другому. Напротив, антиохийских епископов в месяцеслове, как сказано выше, 7 или даже 8. Перечислим их по порядку сирского месяцеслова: 1) января 24 Вавила антиохийский священномученик (238–250), в сирском ошибочно страдание положено в Никомидии вместо Антиохии. По Иеронимову и житию, он пострадал в Антиохии; 2) февраля 4 Максимин, епископ антиохийский (189–201). В Иеронимов. и во всех других нет; 3) марта 4 Амфимил, епископ антиохийский (это или св. Феофил 176–181) или св. Асклепиад (227–233): 4) марта 27 Филипп, епископ антиохийский (234–235). В Иеронимовом и во всех других нет; 5) мая 5 Ерос, епископ антиохийский (150–175). Нет в Иероним. и во всех; 6) мая 14 Серапион, епископ антиохийский (202–206). Есть в римском Барониевом мартирологе, но в Иеронимовом нет; 7) октября 17 св. Игнатий, епископ антиохийский (68–107); 8) к ним можно присоединить Зевена 13 января, хотя он не назван епископом (336–337). Замечательно, что в сирском имеются такие антиохийские епископы, которых нет между святыми ни в Иероним., ни даже во всех известных месяцесловах восточных и западных. Это не мало говорит за антиохийское происхождение или, по крайней мере, за антиохийское влияние на этот месяцеслов.

Вторая причина, почему сирскому месяцеслову приписывается никомидийские происхождение. Это то, что в нем много мучеников никомидийских. Но это объясняется тем, что в Никомидии было очень сильное гонение на христиан, когда она была столицей Востока. Третьей причиной поставляется то, что Никомидия есть центральное место тех городов и областей, мученики которых приводятся в сирском месяцеслове. Но что же делать, когда антиохийский патриархат был на границе христианского мира. На город Антиохию падает 27 памятей святых. Это много, судя по ее положению. После Никомидии ни на один город далеко не падает памятей святых, сколько на Антиохию. И мы не утверждаем, что сирский месяцеслов есть местный антиохийский, но что в нем несомненно заметно сильное влияние антиохийское. Это восточный сводный месяцеслов, восполненный в Антиохии. Конечно, очень могло быть и вероятно, было влияние на него и никомидийское еще ранее антиохийского, и даже не одно какое-либо другое.

Сирский месяцеслов далеко не полон. В нем, несомненно, опущены имена многих древних святых, которым было уже празднование в IV веке. В сентябре, например, месяце в сирском месяцеслове 20 памятей, но из них только три находятся в настоящих восточных месяцесловах и полных синаксарях, а, между тем, в нашем месяцеслове и синаксаристе Никодима в сентябре 133 мученических памятей. Из 180 памятей всего месяцеслова около 45 находятся в настоящих месяцесловах восточных; откуда в восточных месяцесловах взялись многие памяти святых мучеников древних, если бы не было в древности собраний памятей мучеников. Сами сочинения Евсевия о мучениках явились за довольное время до составления сирского месяцеслова, но, несомненно, что за долго до Евсевия были собрания памятей мучеников для празднования им. Римский Иеровимов мартиролог, сродный сирскому, гораздо полнее его в отношении восточных памятей, хотя и его нельзя назвать полным, ибо в нем нет многих восточных древних святых. В нем в одном сентябре более сирского на 14 памятей мученических, которых нет также в восточных месяцесловах.

В сирском месяцеслове есть памяти святых, которых нет в римском Иеронимовом, но таких памятей очень немного (около 10). Они у нас указаны в самом месяцеслове ниже.

Православный ли сирский месяцеслов или арианский?

В сирском месяцеслове, как мы видели, положена память Евсевия, епископа палестинского, 30 мая. О том, что здесь разумеется известный историк Евсевий, свидетельствует и Иеронимов мартиролог, в котором 21 июня положена память его так: В Кесарии палестинской успение Евсевия историографа. Но Евсевий был склонен к арианству, и слава его этим много помрачена на Востоке и на Западе.

Мало того, в сирском месяцеслове 6 июня пишется: в Александрии Арий пресвитер. Дюшен поэтому пишет: «без сомнения в это время и раньше были другие Арии, из которых один мог быть Александриец и пресвитер, и мученик. Итак из этого ничего не выходит кроме подозрения, но которое получает некоторую силу от отечества автора (?) и возвеличения Евсевия. Гарнак прямо называет этот месяцеслов арианским, Нейман, вероятно, арианским. Мы, к подозрению Дюшена, прибавим следующее: память Ария поставлена 6 июня. Известно, что он скончался в 336 году, как свидетельствует св. Афанасий александрийский, с субботы на воскресенье. Решено было ввести Ария в церковное общение в Константинополе в воскресенье по проискам ариан и воле императора Константина». Но, пишет св. Афанасий, Господь Сам явился судьей и решил дело против неправедных. Еще не закатилось солнце, как Арий, побуждаемый нуждой, пришел в известное место и там упал, лишившись вдруг того и другого, и общения и жизни3. В 336 году пасха приходилась на 18 апреля, а 6 июня на воскресенье. Арий же скончался уже по наступлении празднования воскресения в субботу пред закатом солнца. Это первое. Второе, в сирском месяцеслове, изданном Дюшеном, Арий не называется мучеником и 3-е, внесение Евсевия в месяцеслове, вероятно, церковный, едва ли могло быть, когда православие в епископии господствовало, но, раз внесенный, он мог остаться и после того, как арианство сменилось православием. Но против этого можно сказать. В месяцеслове сирском помещен св. Иаков, епископ низивийский, присутствовавший на первом вселенском соборе, осудившем Ария. В одном, из дошедших до нас слов его (16), он доказывает из Св. Писания божество Сына Божия4. Во-вторых, говорят, известен другой Арий, пресвитер шетнуфиский, страдавший за Христа в Александрии, память коего в копто-эфиопских месяцесловах под 9 месори (2 августа)5. В-третьих, в сирском месяцеслове нет ни одного арианского епископа, ни знаменитого Евсевия никомидийского-константинопольского, ни Георгия александрийского, убитого язычниками 24 декабря 361 года. В-четвертых, в списках в Иероним. 6 июля (соответствующего 6-му июня в сирском) стоит Аритон (или Аритот, Арток, Артот) с дружиной, как мученик; у Ария дружины не было. Как имя Аритона в Иеронимовских списках повреждено, так могло быть оно и в сирском повреждено в Ария, тем более, что 5 июня есть Арий в восточных месяцесловах в дружине других мучеников. Кроме Евсевия и Ария во всем месяцеслове нет ничего, побуждающего подозревать, что это месяцеслов арианский.

Самое большее, что можно подозревать, это то, что сирский месяцеслов поврежден арианином, как ариане повреждали по местам списки Свящ. Писания и жития св. мучеников, и повреждение его только относится к Евсевию и Арию, но от этого он не теряет своего важного значения, именно он свидетельствует, что до IV века и еще в IV веке, месяцесловы восточные весьма много отличались от дошедших до нас позднейших месяцесловов, что в позднейших месяцесловах опущены весьма многие древние мученики, что в отношении к месяцесловам было великое единение западной церкви с восточной, тогда, как не видится единения в этом отношении восточной церкви с западной по сирскому месяцеслову. И в последующих восточных месяцесловах западных святых немного.

Сирский месяцеслов содержит имена почти исключительно мучеников, кроме очень немногих некоторых епископов, мирно скончавшихся; поэтому справедливо следует дать ему название: мартиролог (мученикослов), как называется Иеронимов мартиролог и другие западные, и сам он оглавляется: «имена господ наших мучеников и победителей, и дни их, в которые они приняли венцы». Конечно, наименование римских месяцесловов мартирологами перешло от восточных месяцесловов, называвшихся мартирологами.

Несомненно, что сирский есть очень сокращенный месяцеслов, хотя содержит имена мучеников многих городов Востока, начиная от Сирмия на Балканском полуострове до Александрии Египетской, и от Коринфа до Низивии. Но почему избраны из многих мучеников только означенные в нем, а не другие, решить трудно, тем более, что в последующих месяцесловах восточных им предпочтены другие мученики. В нем опущены: св. Иоанн Креститель Господень, хотя есть ветхозаветные мученики Маккавеи 1 августа, из 12 апостолов только четыре находятся в месяцеслове: св. Петр и Павел, Иоанн Богослов и Иаков, брат Господень, прочие не находятся и между ними знаменитый Иаков, брат Иоанна Богослова, убиенный Иродом в Иерусалиме, а в Иеронимовом находятся все, кроме Матфея, который, однако, есть в немногих списках Иеронимова. Не находятся в сирском: Фекла первомученица, приводимая трижды в Иеронимовом мартирологе 23 сентября, 22 февраля и 20 декабря, Дионисий священномученик, архиепископ александрийский, 5 октября, Григорий чудотворец, епископ неокесарийский 17 ноября, св. Евфимия, великомученица Халкидонская 16 сентября, 40 воинов севастийских 9 марта и многие другие подлинные жития, которых или окружные послания церквам о мучениях их дошли до нас, или страдания которых описаны Евсевием епископом кесарийским в дошедших до нас сочинениях его. Праздник Воздвижения креста Господня установлен в Иерусалиме в 335 году собором епископов. Его нет в сирском, в Иеронимовом есть.

В конце сирского месяца, как бы в приложении, перечислены имена мучеников персидских и почти исключительно по степеням иерархии, сперва епископов, потом пресвитеров, затем диаконов, но без обозначения месяцев и дней празднования им. Некоторые имена их, переведенные с персидского на сирский язык, трудно восстановить в точности. Некоторые из означенных мучеников вошли в восточные месяцесловы.

Сергий, архиепископ Владимирский

* * *

1

Das Weinachtfest. Bonn. 1889 г.

2

Апостолы Иоанн Богослов и Иаков, брат Господень 27 дек. считаются нами за одну память, равно Петр и Павел 28 дек.

3

Созомен. Ц. Истор., кн. II, гл. 30.

4

Учение об отцах Филарета. Т. II, стр. 23. Изд. 1859 г.

5

Христ. Чтение, 1893 г., ч. I, стр. 178. У нас он – Ор, пострадавший при Диоклетиане 2 августа. Приложение II к II тому Полного месяцеслова Востока.


Источник: Сергий (Спасский), архиепископ. Древнейший восточный месяцеслов // Христианское чтение. 1900. № 5. С. 697-709.

Комментарии для сайта Cackle