Указатель к обозрению Гефсиманского скита
Содержание
1. Построение скита 2. Успенская церковь 3. Трапезная церковь 4. Воскресенская кладбищенская церковь 5. Пещеры 6. Боголюбивая киновия 7. Пустыня Параклита (св. Духа утешителя) 8. Скитская часовня 9. Порядок богослужения в Гефсиманском скиту 10. Высочайшие посещения
1. Построение скита
Гефсиманский скит, находящийся в двух с половиною верстах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, по дороге, ведущей к Александрову, так назван потому, кто устроен в память предсмертного моления Спасителя в палестинской Гефсимании и в память погребения Богоматери в той же Гефсимании.
Скит основан в 1844 году тщанием Филарета митрополита московского, при содействии наместника Лавры, архимандрита Антония. Первая церковь, поставленная в скиту, перевезена из села Подсосенья, где в старину был женский монастырь. Церковь эта в Подсосеньи была построена преп. Дионисием, который был архимандритом Троицкой Лавры в царствование Михаила Феодоровича. Она деревянная, и стены её чрез 225 лет сохранились крепкими.
2. Успенская церковь
Сия древняя деревянная церковь имеет два престола: верхний храм, в честь вознесения Богоматери на небо после её успения, освящен митрополитом Филаретом 28-го сентября 1844 года, а нижний храм, в память Гефсиманского моления Спасителя, освящен им же 8-го июля 1845 г. Иконостас в верхнем храме сделан из кипариса. В церкви нет ни позолоты, ни красок; все богатство её – в простоте. Замечательные предметы в ней следующие: 1) в притворе старинные иконы во весь рост святителей Иоасафа и Серапиона и архимандрита Дионисия – те самые, которые прежде стояли над гробницами их в Троицкой Лавре. 2) В церкви на левой стене – образ Иорданской Божией Матери, который, говорят, принадлежал св. Иоанну Дамаскину. 3) Тут же старинное, писанное на холсте, поясное изображение преп. архиманрдрита Дионисия. 4) На правой стене образ распятия Спасителя, принадлежавший, как говорят, св. Феодору Студиту. Он привезен А. Н. Муравьевым с Афонской горы, где стоял в келлии патриарха Иеремии, жившего там на покое в половине XVI века. 5) Между местными иконами в образе преп. Сергия вставлен крест с золотым сосудцем, в котором хранятся капли крови Христовой. 6) На аналогии в ковчеге – часть древа животворящего креста Господня; крест с мощами, устроенный из дски престола древнего Подсосенского храма; камень от гроба Богоматери и часть масличного дерева из палестинской Гефсимании. 7) В олтаре на горцем месте запрестольный крест и образ Божией Матери взяты из древнего Подсосенского храма. 8) На стене за стеклами висят два холщовые антиминса, один 1616, другой 1619 года. Взяты также из Подсосенской церкви. На первом антиминсе следующая надпись: «лета 7124 (1616) месяца маия в 12 день, на память иже во святых отца нашего Епифания, освятися олтарь пречистыя Богородицы, честнаго её успения, при Благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, при митрополите Филарете, при архимандрите Дионисие, и при священнике Феодоре.» На другом антиминсе написано: «освятися олтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго её успения, при Благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, и при митрополите Филарете Московском и всея Русии, и при келаре Аврамие Палицыне, и при казначее Иосифе Панине, в лето 7127 (1619) марта в 21 день, на память св. мученика Иакова исповедника, индикта в 1.»
Деревянная колокольня при Успенской церкви с боевыми часами устроена в 1850 году. Вокруг часов надписан стих: кто тя может убежати смертный час? Грустный напев этого стиха слышится в звуках часовых колоколов.
К южной стороне Успенской церкви примыкают келлии митрополита, чуждые всяких украшений: мебелью служат в них простые деревянные лавки. Из малой моленной окно выходит в Успенскую церковь. В этом скромном жилище летом и осенью много дней и ночей провел приснопамятный основатель скита, великий святитель Московский Филарет, недавно почивший. Любил он эти скромные келлии, в которых укрывался от шума столицы. Здесь не встречал он препятствий уединенному Богомыслию; здесь не вынуждал его мир к строгому блюдению внешнего величия, – старец один с посохом ходил по лесу пустынному, людей не видя, с Господом собеседуя. И конечно одною из главных мыслей, занимавших здесь его ум, была мысль о кончине, – мысль, которую поддерживало в нем обитание рядом с приготовленною им для себя могилою в Гефсимании. Эта мысль его о пустыни, о приготовлении к смерти совпадает по времени с самым основанием скита. В тот тяжелый год (1842), когда понужден был святитель принять необычное для пего отдохновение от трудов в соборе церкви всероссийской, – в этот скорбный для него год изрек он в своем знаменитом слове: «могу ли сказать себе, или когда наконец возмогу сказать: се удалихся бегая и водворихся в пустыни? Когда облегчуся от бремен чужих, чтобы обратить все попечение к облегчению собственного?» В этом же слове указал он знаменательно и на Гефсиманское уединение Спасителя. На другой же год мысль его об удалении в пустыню начала осуществляться; – в сентябре 1843 года обозрел он место для устроения скита и благословил сие место, а чрез год освятил здесь первый храм. По освящении потом второго храма в честь Гефсиманского моления Спасителя, – благословил он устроить в нем для себя место вечного покоища, и это было слишком за двадцать лет до его кончины. В последствии времени, когда устроен обширный трапезный храм в Гефсимании, место покоища, по его же благословению, перенесено под своды сего храма. С этою мыслью о близком ему месте вечного отдохновения обитал святитель в своей Гефсимании и крепко занимала его думы судьба любимой пустыни: «что далее будет, говорил он, с сим обновленным храмом и с новыми окрест его смиренными жилищами, – Ты веси Господи! Будет то, чему повелит быть Твое вседетельное слово, которое нарицает не сущая, яко сущая, воссозидает разрушенное, возстановляет смиренное, воскрешает умершее, спасает погибшее; будет то, что испросят молитвы святых и преподобных отец наших Сергия, Никона, Михея, Иоасафа, Серапиона, Максима, Дионисия и прочих сподвижников и сообитателей в земной и в небесных обителях. Будет то, чему не воспрепятствуют быть наши грехи, наши немощи, наше недостоинство». Любя безмолвие Гефсимании, псаломски говорил святитель: «се покой мой, зде вселюся.» Но Ты ведал, Господи, что будет покой его не здесь, но близ Гефсимании, в прославленном месте покоища Богоносного Сергия и учеников его, – в самом сердце Лавры; за полтора месяца до кончины, избрал он себе место покоя в обители прея. Сергия, и изобразил свою волю в следующих словах: «да сохраняется безмолвие Гефсиманского скита, и да не будет от меня причины к нарушению оного. Преподобный Отец наш Сергий да призрит милостиво, и да благословит мой последний покой в обители его, под кровом молитв его и других по нем здесь богоугодно подвизавшихся. Прошу о сем, и завещаваю сие». Завещание его исполнено; святыня тела его сокрыта в обители Сергиевой, но и в возлюбленной им Гефсимании витает дух его; пустынные пути её освящены его стопами, келлии – его чистым, святым житием, храм – небошественным молитвами. Там в Лавре – гроб его; здесь в Гефсимании его священные и келейные одежды, живо напоминающие дорогого гостя пустыни. В храме Успения под окном, из которого взирал он молитвенно к алтарю, хранятся его мантия, посох, митра, омофор, панагия и крест, которые употреблял он, когда освящал сей храм, а на другой стороне – его ряса, подрясник, клобук и четки – все предметы достойные благоговейного лобызания. Сверх того, напоминает о нем в Гефсимании храм, посвященный имени его Ангела, и им самим освященный. Наконец там есть и еще предмет неизгладимых о нем воспоминаний: это больница для неизлечимых (на шесть кроватей), носящая имя митрополита Филарета. Да будет же священна память его и в Гефсимании, как в Лавре, как в Москве, как во всей Руси православной!
3. Трапезная церковь
Помещается близ св. ворот в средине большого каменного корпуса и имеет два престола; верхний храм священ 27 сентября 1853 г. митрополитом Филаретом в честь преп. Сергия и Никона, а нижний – во имя св. Филарета Милостивого устроен тщанием московского купечества при содействии московского купца В. А. Сопелкина (скончавшегося в 1865 г.), и священ митрополитом Филаретом 27 сентября 1860 г. Иконостас верхнего храма из орехового, а нижнего – из королевского дерева.
Замечательные священные предметы в сем храме: 1) ковчег с частицею ризы Господней и с мощами святых; 2) схима, в которой был погребен преп. Сергий; 3) схима, бывшая 16 лет на мощах святителя воронежского Митрофана; 4) схима патриарха Никона; 5) писанное на полотне изображение Воскресения Христова, присланное в дар скиту в 1854 г. Государыней Цесаревной, ныне Императрицей Марией Александровной.
В ризнице, помещающейся на западной стороне верхней трапезной церкви, показывают: 1) деревянные сосуды преп. Дионисия; 2) кипарисный потир работы Николая Максимилиановича, сына В. К. Марии Николаевны, 3) Евангелие, напечатанное золотыми буквами, пожертвованное в скит Императрицей Марией Александровной в 1851 г., когда она была еще Цесаревной; 4) антиминс шелковый, на котором иерусалимский патриарх совершил литургию на Иордане; 5) фелонь из старинной льняной набойчатой материи.
На западной стороне нижнего храма помещается братская трапеза, в которой столы поставлены крестообразно.
В правой стороне трапезного корпуса помещаются: братская больница и больница митрополита Филарета, а в левой – братские келлии.
4. Воскресенская кладбищенская церковь
Каменная, и стоит на восток за главным Успенским храмом. Освящена во славу Воскресения Христова наместником Лавры архимандритом Антонием 27 сентября 1853 г. Иконостас сей церкви устроен из железа, и имеет вид зелёных пальмовых дерев. В сей церкви отпевают усопших скитских братий, которые и погребаются на кладбище близ церкви, где па холме воздвигнута часовня, и в ней поставлен деревянный крест, который перенесен сюда из часовни креста, находящейся на большой московской дороге, в 9 верстах от Лавры. Насупротив часовни погребены кроме других братий три иеросхимонаха и четыре схимонаха, из которых двое, Матфий и Харитон, известны как богоугодные мужи, являвшиеся в одном чудном видении (Монастырские письма стр. 39).
5. Пещеры
На северной стороне от Гефсиманского скита по ту сторону пруда находятся келлии пещерников с двумя храмами. Нижний, устроенный между пещерными Келлеями, освящен в честь Архангела Михаила и прочих безплотных сил митрополитом Филаретом 27 сентября 1851 года. В сем храме находится чудотворная икона Богоматери, именуемая Черниговскою-Ильинскою. Икона сия дана вкладом в пещерную церковь в 1852 году девицею Александрою Григорьевною Филипповою, которая погребена за олтарем пещерной церкви. Первое чудо от иконы совершилось 1-го сентября 1869 года над 28-летнею женою крестьянина из Тульской губернии Феклою Адриановою, которая более 9 лет была в разслаблении, лежала на одном боку неподвижно и не могла действовать ни руками, ни ногами, ни поднять головы; после поездки по разным святым местам она привезена была в скит, внесена в пещерную церковь и по молитве пред иконою Богоматери внезапно исцелела, стала на ноги и теперь находится в полном здравии и пребывает в Воронежском Покровском девичьем монастыре. С того времени исцеления от иконы истекают неистощимою струей. Празднование иконе 16 апреля.
Верхняя, надпещерная церковь посвящена имени преп. Антония и Феодосия Печерских и св. Василия Парийского, и освящена митрополитом Филаретом 7-го июля 1857 года. Пещерных келлий 12. Водою пользуются иноки пещерные из кладезя, вырытого их трудами в коридоре между пещерами. У врат, ведущих к пещерам, можно получать книги духовного содержания, священные изображения, резные кресты, ложки и другие вещи – работы Скитских братий.
6. Боголюбивая киновия
Неподалеку от пещер, к западу, на берегу того же пруда, устроена киновия для погребения Лаврской братии. Здесь построена иждивением купчихи Логиновой каменная церковь с двумя престолами: нижний храм – во имя святых жен Матроны и Капитолины освящен 27 сентября 1859 г., верхний в честь Боголюбской иконы Богоматери освящен митрополитом Филаретом 18 Июля 1861 года.
7. Пустыня Параклита (св. Духа утешителя)
В пяти верстах от Гефсимании к востоку. Основана в 1861 г. Каменная двухъярусная церковь в сей пустыни построена иждивением московского купца И. К. Королева; верхняя в честь сошествия св. Духа освящена 2 июля 1861 г., а нижняя в память обретения главы св. Иоанна Предтечи – освящена 16 марта 1862 года.
8. Скитская часовня
Гефсиманскому скиту принадлежит часовня, построенная в Москве у Ильинских ворот усердием московских купцов и освященная митрополитом Филаретом 11 июля 1863 г. В ней хранятся части мощей святителя Николая, преп. Сергия, великомученика Пантелеймона и других святых.
Избрание места для построения скитской часовни близ «великого Ильинского торга» стоит в связи с воспоминанием об одном чудесном случае заступления Москвы, во время грозившего ей бедствия, предстательством Преподобного Сергия. В княжение Великого Князя Василия Иоанновича, в 1521 году в последних числах июля, неожиданно явился под Москвою с многочисленным войском Крымский Хан Магмед-Гирфй. Татары сожгли Угрешский монастырь и показались на Воробьевых горах. Великий Князь оставил Москву. Городу грозила беда неотвратимая. Тогда одна престарелая слепая монахиня Вознесенского девичьего монастыря сподобилась чудного видения. Стоя на молитве, она оглашена была необыкновенным шумом и видит, что из кремля в Спасские ворота исходит сонм святителей и других святолепных мужей, облаченных в священные одежды. Посреди них несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие похоже было на крестный ход. Между Святителями (по последующему разговору, который вели они, называя друг друга по именам) могла она распознать Митрополитов Московских Петра, Алексия и Иону, Леонтия Ростовского и других. Когда выступил из кремля этот Собор Святителей, навстречу им от великого торговища Ильинского вышел преподобный Сергий, а с другой стороны пришел преподобный Варлаам Хутынский. Преподобные, припав к ногам Святителей, вопросили их, зачем идут они вон из города. Святители отвечали, что исходят по воле Божией за нечестье города. Тогда преподобные стали умолять их, чтоб они умилостивили Господа и Богоматерь своим ходатайством, и тотчас вместе с ними начали петь молебен, после которого, осенив город крестообразно, все возвратились в кремль. Москва была спасена1. По окончании видения монахиня нашла себя прозревшею и пересказала о том, что видела, своему духовному отцу, игумену старого Никольского монастыря, Давиду. Рассказ этот был записан и внесен в летопись по повелений) Митрополита Макария, вступившего на Московский Святительский престол чрез 20 лет после события.
9. Порядок богослужения в Гефсиманском скиту
Ни днем, ни ночью нет почти времени, когда бы не было службы Божией в Гефсимании. В два часа по полудни начинается вечерня в пещерном храме, и как только окончится там, в пять часов начинается вечерня в самом Гефсиманском скиту; здесь она оканчивается в семь часов. В десять часов вечера начинается в пещерах полунощница, после которой поют двенадцать псалмов и потом отправляют утреню; это служение продолжается до двух часов утра, и тотчас же начинается утреня в ските. Литургия в пещерной церкви начинается в шесть часов, а поздняя в восемь часов утра. В Боголюбивой киновии утреня начинается в три часа, литургия в семь часов, вечерня в четыре часа. В киновии Параклита утреня начинается в самую полночь, обедня в восемь часов утра, вечерня в четыре часа по полудни.
В трапезной церкви Гефсиманского скита совершается каждые сутки днем и ночью непрерываемое чтение псалтири о здравии живущих и за упокой умерших. Для чтения назначены двенадцать братий, которые держат очередь по два часа.
Главный праздник в Гефсиманском скиту бывает 17 августа, когда празднуется вознесение Богоматери на небо после её успения. Накануне сего дня к вечернему и всенощному богослужению, равно как и в самый день праздника к литургии допускается присутствие женщин, которым один этот раз в году дозволяется входить в скит. Всенощное бдение совершается по чину палестинскому. После шестопсалмия читается сказание об успении Божией Матери. На кафизмах поют похвалы Богоматери, подобно как в великую субботу при воспоминании погребения Спасителя. После литургии совершается крестный ход внутри монастыря и раздаются богомольцам хлебы, кипарисные кресты и ложки – работы скитских братий.
Пение в скиту столповое. Устав такой же, как в Саровской пустыни. К службе братия призываются иногда звоном колокола, иногда ударами в било или деревянную доску.
10. Высочайшие посещения
Гефсиманский скит неоднократно был удостоен Высочайших посещений. В 1849 году в нем были Великие Князья: Константин, Николай и Михаил Николаевичи; в сентябре 1851 г. Государыня Цесаревна, (ныне Императрица) Мария Александровна со Своими детьми и Великие Княгини: Ольга Николаевна с наследным принцем Виртембергским и Екатерина Михайловна. В сентябре 1855, в июне 1861 и в сентябре 1865 годов, изволили посещать скит ныне царствующий Государь Император и Государыня Императрица с некоторыми из Своих Августейших детей.
* * *
Предание гласит, что Татарам представилось, будто вокруг города появилось бесчисленное войско русское, и когда о том донесено было Хану, он поспешно бежал от столицы.