Покровский Хотьков девичий монастырь

Источник

Покровский Хотьков монастырь находится в Дмитровском уезде, Московской губернии, в 10 верстах от Троицкой Лавры, к юго-западу. Монастырь стоит на реке Паже, которая отсюда протекает в Городок (древний Радонеж), и за селом Воздвиженским впадает в реку Ворю. Происхождение названия Хотькова монастыря неизвестно: есть мнение, что слово Хотьков образовалось из ходоков, ходков; в этом названии хотели видеть освященный древностью и доныне многими соблюдаемый обычай, по которому ходоки, или богомольцы, путешествующие в Троицкий монастырь, наперед заходят в Хотьков для поклонения гробам родителей Пр. Сергия. Но такое объяснение не сообразно ми с названием, ибо в древних грамотах монастырь называется: «на Хотькове, Хотьков;» ни с историческими обстоятельствами, потому что название монастыря образовалось ранее богомольных хождений. Епифаний, писавший житие Пр. Сергия еще до открытия его мощей (1422 г.), упоминает уже о монастыре Пречистой на Хотькове. Не имея нужды отыскивать происхождение имени монастыря, заметим, что это название не единственное: в Волоколамском уезде в первой четверти XVII века упоминается село Хотково1; известно нам еще имя Хотьк, как имя лица: так назывался воевода князя Юрия Галицкого, живший в XIV веке2.

Основание Хотькова монастыря относят к 1308 году3. В первый раз он упоминается в житии Пр. Сергия, писанном учеником его Епифанием, и внесенном с некоторыми изменениями в Никоновскую летопись. Там рассказывается, что родители Пр. Серия, Кирилл и Мария, вследствие различных неблагоприятных обстоятельств, переселились из Ростова в Радонеж, что два старшие сына их, Стефан и Петр, женились, но младший Варфоломей (в монашестве Сергий) весьма желал постричься в чин иноческий. Однако родители Сергия упросили не оставлять их в старости, и святой отрок согласился, н служил им со всяким смиренномудрием и долготерпением. Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям, и сами они постриглись в Хотькове монастыре. Епифаний пишет об сем: «постригостася во мнишеский чин, и оть- ндоша койждо сю во своя времена в монастыря своя4. » Как понимать эти выражения? Известно, что Кирилл и Мария приняли монашество в Хотькове монастыре, и в нем погребены. Потому словам: «отидоша во своя времена в монастыря своя » должно придать такой смысл, что, по истечении известного срока, может быть сорока дней, назначенных новопостриженным для молитвенного пребывания во храме, они разошлись по особым отделениям монастыря. Следственно, Хотьков монастырь, при недостатке монастырей в то время в Московском княжестве, был обителью и старцев и стариц, какое значение, как увидим, удерживал он даже в начале XVI века. Вскоре родители Преподобного скончались, и Варфоломей, похоронив их, 40 дней провел в молитве и раздавал милостыню.

Старший брат его Стефан не более трех лет жил в супружестве, и, овдовев, постригся в Хотькове монастыре и в нем поселился. Между тем Варфоломей, передав оставшееся после родителей имение брату Петру, пришел в Хотьков монастырь и упросил Стефана идти с ним на взыскание пустынного места. Они избрали место в дремучем лесу, за 10 верст от Хотькова, и построили церковь в честь Живоначальной Троицы. Вот начало Свято-Троицкой Лавры!

Так как история Хотькова монастыря соприкасается с историей Радонежа, то скажем нечто и о сем городке, которого имя слилось с именами Кирилла и Марии и Святого их сына. Радонеж (от Радуница?) при Калите называется весью и селом. В 1328 году, по завещанию Калиты, село Радонежское назначено великой княгине с малыми детьми, и досталось меньшему сыну Великого Князя, Андрею5. Так как наместник княжеский, Терентий Ртищь, обещал особенные льготы переселенцам, то в Радонеж скоро собралось довольное число жителей из Ростова: вместе с семейством Св. Сергия переселились в Радонеж еще пять семейств6. Князь Андрей подарил Преподобному Сергию землю, которую сей избрал для построения монастыря. При сыне Андрея, Владимире, Радонеж является уже городом «с тамгою и с мыты, » и поступает в 1410 году, как удельный город, в ведение сына Владимирова Андрея, который в нем основал свое местопребывание, и по смерти (1426) погребен в Троицком монастыре. В это время шла чрез Радонеж дорога в обитель Преподобного Сергия7 . В военное время Радонеж наравне с другими городами отправлял своих ратников в полки Великого Князя. Так в походе Иоанна III на Новгород участвовали и Радонежцы. При Иоанне III в 1491 году в Радонеж переведена из Троицкой обители ярмарка, происходившая 25 Сентября на Сергиеву память, и это сделано по приказанию самого Великого Князя8. Древняя церковь Радонежская была построена в честь Рождества Христова, и близ неё жили родители Преподобного Сергия; она в том же виде существовала и в первой четверти XV века, как свидетельствует Епифаний. Судьба её до нашествия Литвы в начале XVII века неизвестна; но в это время Радонеж опустошен и церковь разрушена. В 1617 году Царь Михаил Фёдорович указом велел приписать Радонеж к Троицкому монастырю в вотчину «с пустошами, и с пашнею и с сенными покосы и со всякими угодьями». В грамоте замечательно известие, что «до Московского разоренья был ям на городке Радонеже, а охотников (ямщиков) на нем устроено было сорок человек9». Новое доказательство, что через Радонеж шла из Москвы большая дорога в Троицкий монастырь и далее в Ростов и Ярославль. Приняв Радонеж во владение, архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын били челом Государю, что «на том городке (Радонеже) храм поставить и монастырский двор устроить нечем, хоромного лесу близко нет», и просили дать им на храм из села Воздвиженского с царского двора «повалушу» или избу. Царь согласился исполнить их просьбу и повалушу с своего двора на храм им отдал10.

За недостатком сведений касательно истории Хотькова монастыря, древнее состояние его мало известно. Знаем только, что монастырь был скуден средствами к содержанию и числом иночествующих: в начале XVI века, в первый год велико княжения Василия Иоанновича, монастырь по просьбе священнослужителей и монашествующих поступил наружное княжеское содержание. Вот что пишется об этом в грамоте: « Се яз князь великий Василей Иванович пожаловал есми попа Лукьяна, да дьякона Захарья, что служат в Радонежском уезде у Покрова Пречистые Богородицы в монастыре на Хотькове, где лежат Сергия Чудотворца родители, отец его Кирилл, да мать его Марья, или кто у той церкви у Покрова Пречистые в монастыре иной поп и дьякон будет, велел есми им давать ругу с году на год на сборе; попу пятнадцать четей ржи, да пятнадцать четен овса, да пять пуд соли; а дьякону десять четей ржи, да десять четей овса, да три пуда соли; а проскурнице шесть четей ржи, да шесть четей овса, да пуд соли, да на проскуры две чети пшеницы, да пуд соли, да на свечи безмен воску; да на семнадцать старцев и стариц, что живут в том монастыре, по окову (т. е. по кадке) ржи, да по окову овса, да по пуду соли на человека. А емлют тот хлеб и воск и соль поп и дьякон и проскурница и старцы и старицы у моего дворецкого у Петра Васильевича. Дана грамота на Москве 7014 (1506) году, марта в 11-й день». В 1554 году Иоанн IV утвердил сию грамоту отца и рушить ее не велел никому ничем11.

В грамоте замечательно то, что Хотьков монастырь не был тогда исключительно мужским или женским, но был обителью и старцев и стариц. Впрочем, это не единственный пример: по два отделения имели и другие монастыри, напр. Введенский Подольный, находившийся под стенами Троицкого монастыря 12.

В 1544 году, когда Великий Князь Иоанн Васильевич был в Троицком монастыре, власти Троицкого били ему челом, чтоб он передал Хотьков монастырь в управление Троицкому, и просьба их была удовлетворена. В грамоте своей Великий Князь по этому случаю пишет: «к Се яз князь великий Иван Васильевич всея Русии пожаловал есми Троицкого Сергиева монастыря игумена Никандра с братьею, или кто по нем иный игумен будет, что мне били челом, что в Радонежском уезде на Хотькове мой девичий монастырь Покров Святой Богородицы, а в том монастыре лежат чудотворца Сергия родители, и нам бы их пожаловать, дати тот монастырь в дом Живоначальной Троицы и Чудотворцу Сергию. И яз князь великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал Троицкого Сергиева монастыря игумена Никандра с братнею, дал им тот девичий монастырь Живоначальной Троицы и Чудотворцу Сергию и с поповскою пашнею. А которая от нас та руга шла в тот монастырь, хлебная, и денежная, и соль и та им руга имати по томуж с нашего дворца по книгам, как имали при отце нашем при великом князе Василии Ивановиче, а нынче при нас. Писана у Троицы в Сергиеве монастыре лета 7052 августа в 1-й день». В 1551 году грамота подтверждена Государем13. В этой грамоте достойно замечания следующее:

1) о передаче Хотькова монастыря под ведение Троицкого бил челом Государю Троицкий игумен, вероятно имея желание поддержать упадавший монастырь, драгоценный для обители Преподобного Сергия, так как он был усыпальницею его родителей;

2) Хотьков монастырь называется монастырьком – знак его оскудения. Таким же именем в грамотах Иоанна IV назывался бедный монастырь Николо-Дерюзинский, находившийся в 10 верстах от Лавры по Александровской дороге14;

3) монастырь Хотьков именуется девичьим: следственно при Иоанне IV уже не было в нем отделения для старцев.

Поступив в управление Троицко – Сергиева монастыря, Хотьков монастырь постепенно начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI столетия в нем было уже до тридцати пяти стариц15. В Лихолетье, когда Троицкий монастырь был в осаде, Хотьков монастырь предан был опустошению. Сие можно заключать из того, что Радонеж в это время был разорен и церковь в нем не осталась в целости16. В это время священник Хотьковский Сергий искал убежища в Троицком монастыре, и скончался во время осады обители17. Впрочем, по молитвам Пр. Сергия, Хотьков монастырь вскоре возник из среды опустошения: в 1642 году в нем, вместе с игуменьею, было уже сорок четыре монахини, и упоминается деревянная церковь Покрова Богоматери18. Находясь под зависимостью Лавры, Хотьков монастырь во всех случаях, касавшихся его внутреннего положения, относился к духовному собору Лавры. Прием новых лиц в монастырь, пострижение в монашество, решение спорных дел зависели исключительно от обители Сергия, которая посылала туда свои предписания и определения в форме указов. И после того, как уничтожено в Хотькове монастыре отделение для старцев, в нем постоянно, до 1764 года, имел пребывание Иеромонах Троицкого монастыря, который избираем был собором старцев и назначался, как читается в некоторых бумагах, «для службы и духовности», то есть, он отправлял службу в монастыре и должность духовника. На него же возлагаемо было смотрение за нравственною жизнью инокинь и посредство в официальных сношениях монастыря с Лаврою. Сам архимандрит приезжал в подведомственную обитель во дни её праздников, именно ко дню Покрова Богоматери, на день Николая Чудотворца и в шестое Воскресенье по Пасхе в которое в Хотькове монастыре совершался крестный ход – учреждение древнее, соблюдаемое и до ныне. В 1755 году 1-го октября, архимандрит Афанасий, в бытность свою в монастыре, заметил, что «внутри и вне монастыря бывает продажа разного звания от людей калачам, яблокам, орехам, пряникам и прочему съестному харчу, от чего в ином людстве случается шум и прочие монастырю неприличности», и предписал с того времени на всегда пресечь в монастыре торг съестными и прочими товарами19.

Особенная строгость наблюдаема была в делах об отпуске монахинь из монастыря в Москву и другие города для богомолья и для других нужд. Вот что писал касательно сего архимандрит Варлаам в указе от 17-го ноября 1727 года, данном на имя игуменьи Иринархи Латышевой: «писала ты к нам в монастырь, а в отписке своей написала: бьют де челом тебе игуменье Хотьковского монастыря местные и безместные старицы и просятся ради всяких своих нужд в Москву, в Переславль-Залесский, в Александрову слободу и в иные города, и ты де игуменья без нашего указа иных стариц отпускать не смеешь; и как тебе сей наш указ подан будет и тебе б Хотьковского монастыря стариц в Москву и в иные города без нашего указа отнюдь не пускать, разве к нам в Троицкой монастырь, и то тебе игуменье, коль кто отпросится и для какой нужды, записывать, а кому в Москву или в другие города позовёт какая нужда, то им бить челом нам, а тебе игуменье такой силы действовать мы не позволяем20». В 1731 году, когда состоялся в Святейшем Синоде указ о неисходном пребывании монахов и монахинь в монастырях, игуменья Хотьковская Иринарха, по получении указа «заперла монастырь и со всякою нуждою монахинь не спускала.» Вследствие сего они били челом властям Троицкого монастыря, «что имеется у них в деревнях насечено лесу и хлеба, а прибрать некому, также на одежду и на пропитание рукоделья своего продать негде». Архимандрит Варлаам, вняв челобитной, предписал игуменье руководствоваться синодским указом, в котором сделано некоторое ограничение, именно: что по нужде выход из монастыря может быть дозволен.

До 1764 года Хотьков монастырь получал хлебное и денежное жалованье из Троицкой Лавры, первое с житного двора, второе из казенной Троицкой Палаты. Хлебного жалованья без местным (то есть не имевшим собственных келий) монахиням выдавалось по четверику ржи и по четверику овса на месяц. Кроме сего отпускали из Лавры для Хотькова монастыря гречневых круп, гороху, конопли, солоду ржаного и ячного21.

Денежное жалованье было скудное: игуменья получала из Лавры в год пять рублей; монахини и белицы, имевшие какие-либо должности, получали полное жалованье 1 р. 50 к., прочие половинное 75 к. К должностным лицам принадлежали: церковница, стряпчая, уставщица, две головщицы, будильница, две конархистки, псаломщицы, трапезница, просфорница, верховыя девицы и крылошанки. Искусницы, то есть, находившиеся под искусом, жалованья не получали. Крылошанки пользовались частью дохода от панихид, совершавшихся над гробами родителей Пр. Сергия, и от других служб церковных22.

По учреждении штатов, в 1764 году, положено жалованья игуменье 40 р., казначею 15 р., рядовым монахиням по 10 р. В конце прошедшего века (1797 г.) Император Павел увеличил оклады жалованья духовенству и монастырям: игуменье назначено 100 р., казначею 50 р., монахиням по 20 руб. С 1764 года положено быть в Хотькове двум белым священникам с жалованьем каждому по 20 р. в год; на весь причт отделен участок земли 55 десятин. Кроме сего, для обеспечения содержания священно- и церковнослужителей к Хотькову монастырю приписано 8 деревень: Бобыльская слобода, Комякино, Машино, Морозово, Филимоново, Матренки, Ильино, Гаврилково.

В 1764 году Хотьков монастырь отписан от Троицкой Лавры и помещен в разряде третьеклассных со штатом 17 монашествующих. Монахинь в самый год учреждения штатов было 41, белиц вдов 54, девиц 40, всех 115. В конце прошедшего века, при игуменьи Македонии, число их возросло до 280; а в первой четверти настоящего столетия при игуменьи Евраксии Коротаевой, оно простиралось до 350 и до 400 человек. Покойная Евпраксия, бывшая игуменьею с 1809 до 1848 года, умножила число рядовых монахинь до 27 и в 1840 году ввела в обители общую трапезу. В настоящее время всех сестёр в Хотькове монастыре считается 350.

Здания Хотькова монастыря, существующего пять веков с половиною, не сохранили на себе отпечатка древности. Древле существовал один деревянный храм в честь Покрова Богоматери, и уже в 1648 году на место его построена каменная церковь тщанием и иждивением думного дворянина Василия Федоровича Янова, того самого, который в 1672 году на свое иждивение обил серебром иконостас в Троицком Лаврском соборе23. Антиминс в новый собор Покрова дан в 1670 году, как видно из надписи па нем: «1670 года при благоверном государе, царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великой и малой и белой России и при великом господине святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея России, положен в церковь Пресвятой Богородицы Покрова Хотьковского монастыря при Архимандрите Феодосии». В то же время в алтаре новой соборной церкви, на правой стороне, устроен придел во имя Пр. Сергия; антиминс, бывший в сем храме, поступил из Успенского Лаврского собора и имел следующую надпись: «осветился алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и церкви Св. Великомученика Георгия лета от создания мира 7165, индикта 4, а от воплощения Божия слова 1658 году, апреля в 23-й день, при благоверном государе, царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великой и малой России и при великом государе святейшем Пиконе Патриархе Московском и всея великой и малой России. Положен быть сей антиминс в церкви Пречистая Богородицы честного и славного Ея Успения в Сергиеве монастыре24». Другой придел на левой стороне алтаря во имя Святителя Алексия устроен уже в нынешнем столетии. Собор Покрова был увенчан тремя главами, и крыша на нем была тесовая25. В 1811 году он был разобран до основания и на его месте воздвигнут новый храм в большем размере старанием игуменьи Евпраксии. Он был окончен в 1816 году, и 9-го Июля освящен Августином Архиепископом Московским. В 1857 году в соборе возобновлена живопись и устроен новый позлащенный иконостас старанием игуменьи Евпраксии. Из священных предметов, находящихся в соборном храме, достойны примечания:

1) Местная Тольгская икона Богоматери, облеченная золотою ризою с драгоценными камнями; на нижней стороне иконы надпись: «Сей образ Пресвятой Богородицы Тольгския моление блаженная и вечно достойные памяти благоверной и великой государыни царицы Параскевы Феодоровны. Пожалован во благословение верховой девице Анне, что Троицкого Покровского Хотьковского монастыря монахиня Александра, а приложенный на сем образе убрус и цата жемчужные с запонами алмазными и на полях оклад – приклад блаженная и вечно достойная памяти В. Г. Императрицы Анны Иоанновны. Венец же и риза и надпись золотыя приложены от благоверная государыни принцессы Анны в 1741 году».

2) Смоленская икона Богоматери (в пределе Алексия Митрополита) с следующею надписью: «Сия икона благословлена царицей Параскевией Федоровной Тимофею Ивановичу Чевкину, а в сию обитель дана послушницею Александрою Матвеевною Чевкиною».

3) Гробы родителей Пр. Сергия, Кирилла и Марии, в трапезе собора на правой стороне. На верхней стороне гробницы, осеняемой балдахином, угодники Божии изображены во весь рост, и изображения их украшены серебряными ризами, которые устроены в 1827 году тщанием игуменьи Евпраксии. На передней стороне гробницы вычеканены надписи: «Лета 6845 преставился раб Божий инок Кирилл, отец Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Лета 6845 преставилась раба Божия, инока Мария, мать Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца». При гробах Кирилла и Марии для богомольцев отправляются панихиды, и на сей предмет были присылаемы вклады из царственного дома. Так в 1738 году Императрица Анна Иоанновна дала вкладу 5 руб. на панихиды по родителях Пр. Сергия.

Другой храм в Хотькове монастыре, смежный с соборным, посвящен имени Святителя Николая. Прежде он был деревянный, и построен в 1679 году. Еще в половине прошедшего столетия на престоле Никольского храма был антиминс полотняный с следующею надписью: «187 году, а от Рождества Христова 1679 при в. г. царе и великом князе Феодоре Алексеевиче всея великая и малая и белая России самодержце и при святейшем кир Иоакиме патриархе всея России священнодействовав Иоакимом Московским в храм Чудотворца Николая». Храм Никольский был теплый, и при нем была монашеская трапеза. Около половины XVIII века храм сей пришел в ветхость, и в 1745 году игуменья Хотьковская с сестрами просили у преосвященного Арсения, Архиепископа Переяславского, благословения начать строение каменной церкви вместо ветхой деревянной, и сами избрали для неё новое место над святыми вратами. Архиепископ дал благословение, но престарелые и недужные монахини представили учрежденному собору Лавры, что место для новой церкви над вратами неудобно по отдаленности от келий и по трудности восхождения в оную. Прошение их было уважено, и в 1748 году Арсений разрешил строить каменную церковь на месте старой деревянной. Однако же дело построения церкви не могло быть скоро выполнено: суммы монастырской было весьма недостаточно для предположенных работ, и монастырь обратился к доброхотным дателям с прошением вспомоществования на сооружение храма. В 1755 году из Консистории выдана книга Хотькову монастырю для сбора пожертвований, и когда собрана была значительная сумма, начали постройку церкви. Это было уже в 1765 году. Через три года храм был окончен и освящен архимандритом Троицкой Лавры Платоном, 2-го Февраля 1768 года при игуменьи Македонии. В 1844 году, в Никольской церкви, устроен новый иконостас, старанием игуменьи Евпраксии. На правой стороне придел в честь Апостолов Петра и Павла первоначально устроен почти в одно время с храмом Св. Николая, но перестроен и увеличен уже в настоящем столетии старанием игуменьи Евпраксии, именно в 1835 году; в тоже время пристроена и большая паперть к Никольскому храму на месте бывшей тут прежде малой каменной колокольни. Иконостас в сей придел устроен на сумму, пожертвованную Г-жою Савиной. Соразмерная с сим пристройка придела с левой стороны сделана в 1853 году, тщанием игумении Магдалины. Храм посвящен воспоминанию обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, и освящен Высокопреосвященнейшим Филаретом, Митрополитом Московским, 31-го мая. Кроме сих храмов, в Хотькове монастыре есть еще две церкви, одна над южными вратами при богаделенном доме, в честь Святителя Митрофана, освящена в 1833 году; другая над северными вратами во имя Рождества Иоанна Крестителя. Сия последняя для поселян заступает место приходского храма, и в ней совершаются для них таинства крещения, брака и другие требы.

Тщанием настоящей же игуменьи Магдалины, на восточной стороне монастыря значительно распространена площадь, на которую въезд из новоустроенных врат на той же стороне монастыря. В углублении сей площади производится торг изделиями инокинь, состоящими в малых иконах, украшенных фольгою, в нитках и других рукоделиях. Прежде сия торговля распространялась по всем пунктам монастыря и это могло нарушать тишину уединенной обители. Равным образом и ярмарка Покровская, продолжающаяся целую неделю с 1-го числа Октября, и происходившая прежде в средине монастыря, производится ныне за стенами, где устроена новая дорога, много облегчившая, прежде трудное, путешествие по причине гористой местности и глинистого грунта.

Из других зданий Хотькова монастыря достойны упоминания:

1) колокольня красивой постройки новых времен, с большими часами. Она прежде была малая, каменная и на другом месте. В прошедшем столетии на ней висел один замечательный колокол, вывезенный из Данцига; на нем была вверху следующая надпись: Vigilate, quia nescitis diem, neque horam, in qua Filius Hominis veniet DLXXXVIII. MIT GOTES HVFE COSMIGH HERMAN BEHHIGK. ZV DAHTZICK. ANN 1560.

2) Богаделенный дом у южных враг монастыря, называемых водяными. В 1802 году в сем месте построена была деревянная богадельня княгиней Феодосией Львовною Черкасскою, которая скончалась в 1810 году, и погребена в соборном Хотьковском храме против гробов родителей Пр. Сергия. Она пожертвовала и сумму для содержания шести престарелых богаделенок. Но в последствии времени это помещение при умножении числа богаделенных стариц оказалось тесным, и в 1826 году на место деревянной богадельни выстроена обширная каменная, заменяющая ограду с южной стороны, иждивением Натальи Матвеевны Нероновой, давшей вкладу в обитель 50 тысяч рублей.

3) Обширный каменный двухэтажный корпус. В верхнем этаже одна половина отделена для келий настоятельницы; другая для большой общей праздничной трапезы, при которой находится несколько келий для инокинь. В нижнем этаже помещается, на правой стороне, вседневная общая трапеза с необходимыми для неё принадлежностями, как-то: квасною, поварнею и т. п., на левой – заведение разных женских рукоделий. Этот корпус построен в 1839 г. тщанием игуменьи Евпраксии, которая в 1840 году устроила и общую трапезу для 90 инокинь клиросных и труждающихся послушниц, а в настоящее время в следствие предписания Его Высокопреосвященства Митрополита Московского, чтоб заведенною трапезою усовершать общежитие, старанием Игуменьи Магдалины число пользующихся общею трапезою удвоено и вместе с сим умножены разные хозяйственные заведения, в которых руками послушниц совершается все потребное для общежительного устройства. С этой целью в недавнее время построено новое каменное трехэтажное здание, для помещения нужных экономических запасов и вновь за колокольнею воздвигается пространный двухэтажный корпус, который предназначается для помещения престарелых и бедных инокинь и для учреждения больницы. Сумма для устроения этого здания и на полное устройство монастырской больницы пожертвована дочерью Статского Советника девицею Телепневою, иночествовавшею в этой обители.

4) Ограда монастырская. В 1759 г. на месте прежней деревянной ограды построена новая деревянная же. Но в 1778 году, по благословению архиепископа Платона, начата постройка каменной ограды на восточной стороне монастыря на протяжении 110 сажен, а в 1781 году возведена каменная стена на западной стороне, на пространстве 106 сажен.

5) За оградою монастырскою с южной стороны находится странноприимный дом для приюта бедных богомольцев, которые безвозмездно получают пищу, помещение и успокоение от обители, последовавшей в сем деле благотворения уставу Святого сына Кирилла и Марии. Кроме того в дни праздников своих обитель Хотьковская угощает трапезою множество бедных пришельцев.

В монастырской ризнице не сохранилось особенно древних вещей. Из сосудов можно указать на серебряные сосуды 7118 года – вклад вдовы Анны Ивановны Рыкаловой; таковые же сосуды – вклад Троицкой Лавры схимонаха Алексия Пятого 7227 года. Серебряные сосуды архимандрита Питирима Фоминцына 1742 года. В описи 1762 года упоминаются ризы из черного бархата – вклад по Императоре Петре II, ризы камки вишневой и другие – камки белой – вклад по царевне Марии Алексеевне.

Монахини Хотьковские с прошедшего века стали заниматься прядением тонких ниток и выделыванием кружев. Рассказывают, что Петр Великий, во время посещения Хотькова монастыря, увидев многое число инокинь, приказал им во время, свободное от молитвы, заниматься женскими рукодельями и обещал выписать в монастырь из Голландии мастериц, что и исполнил26. В 1724 году Петр указом предписал ввести мастерства в женских монастырях; в указе сказано: «монахиням принимать сирот без призрения после родителей оставших, и обучить их грамоте, также следующему мастерству: пряжи, шитья, плетенья кружев, для чего надлежит выписать из Брабандии сирот, которые выучены в монастырях». Императрица Елисавета Петровна, любившая обитель Хотьковскую, взяла себе из крылошанок Марфу Ивановну в сенные девушки, которая потом была назначена в мамушки Наследнику престола Великому Князю Павлу Петровичу.

* * *

1

Акты Истор. Том 3. № 108.

2

Ист. Карам, изд. 2. Т. IV, прим. 276. "Хотьк или Хотько имя южно-русское уменьшительное: в се­верной Руси встречаем равнозначащее ему имя: Хотя. Вероятно, оно употреблялось вместо: Фотий, Фот. Ка­рамзин. III. примеч. 162. 324.

3

Истор. Росс. Иерарх. часть VI. стр. ПОЗ.

4

Поли, житие Преи. Сергия – рукопись в Лавр. би­блиотеке.

5

Собр. Гос. Грам. Т. I. стр. 30. 34.

6

« Георгий сын Протопопов с родом си, Иван и Федор Тормосов с родом своим, Дюдень зять его с родом си, Анисим дядя его, вельможа бывый в Ростове, иж последи бысть диакон, и Протасий ты­сяцкий.» Ник. Лет. IV. 205.

7

Ник. V. 203. «Посла Великий Князь (Василий Васильевич) сторожи (из Троицкого монастыря) к Радонежу.» В Судебнике Иоанна III, в указе о езду читается: «а езду от Москвы до Радонежа четверть рубля, до Переславля 20 алтын, до Ростова рубль.» Доказа­тельство ясное, что езд был через Радонеж. Акт, Ист. I. № 405.

8

Истор. Карамз. VI. прим, 629. стр. 162.

9

Собр. Грамот. № 1. Крепости, архив, в библ. Троицк. Лавры Грамм. № 472, дана 28 Янв. 7125 г. на имя архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Пали­цына.

10

Там же № 579.

11

Грам. Троицк, в библ. Лаврск. № 193.

12

Соборным определением 1504 года запрещено жить в одних обителях инокам с инокинями: «а что в монастырях жили в одном месте черньцы и черници, и мы уложили, что от сего дни вперед черньцом и черницам в одном монастыре не жить». Акт. Экспед. Т. I. № 383, Если через два года после этого соборного определения, именно в 1506 году еще упо­минаются в Хотькове старцы и старицы, то должно думать, что указ еще не успел быть приведен в действие. В грамоте 1534 года уже не упоминается отделение для старцев.

13

Там же № 289

14

Там же № 171, 185.

15

В изустной памяти старца Тихона Чашникова 7105 г. приказано: «на Хотьково дать по мне стари­цам по алтыну». На обороте записи значится: дано к Богородице на Хотьково старицам и попу и диакону 37 алтын.

16

Грам. Троицк, мои. № 472 и 579.

17

См. Синодик. Лавры под 7118 годом.

18

Опись 7110 г. в библ. Троицк. Лавры.

19

Указ учрежд. соб. Лавры от 11 Ноября 1753 г. в арх. Хотьк. монастыря.

20

Там же дел. 1727 года.

21

В 1763 г. за треть выдано было в Хотьков монастырь 116 монахиням и белицам: ржи 107 четвертей 4 четверика, овса столько же, круп 8 четвертей, гороху 4 четверти 4 четверика 4 гарнца, конопель столь­ко же, ячного солоду 6 четвертей, ржаного 4 четверть 2 четверика.

22

Дел. архив. Хотьк. монаст. 1723. «Били челом нам (властям Троицким) Хотьковского девича монас­тыря крылошанки, уставщица старица Емельяна Василье­ва с сестрами, а в прошении их написано: напредь де сего ранние обедни пели одни они крылошанки с белым и с черным священниками, а дьячек и поно­марь обеден не певали, а пономарь де от обеден за отправление пономарское берет у священников по две деньги за обедню, а ныне де дьячок стоит в алтаре, а чтение и пение в крылосе не управляет и в церковь Божию ходит по своей воле, когда придёт, а иногда и не идет, а за труды себе берет; да он же дьячек бе­рет у священников сорокоусты по монахинях и по мирских и псалтири читает, а священники сорокоустье пм челобитчицам не дают, и нам бы их челобит­чиц пожаловать велеть с черным и с белым свя­щенниками обедни ранние петь по прежнему. И как ты игуменья указ сей получит и тебе б велеть оным крылошанкам петь ранние обедни по прежнему, как преж сего было.» 22-го Апр. 1723 г.

23

Запись в синодине Хотькова монастыря.

24

Надписи ма антиминсах с описи Хотьк монас, 1762 г.

25

Чертеж собора Покровского, писанный в 1778 г.–в арх. Моск. Дух. Консистории в делах Хотьк. монастыря. См. еще приходорасходн. книги Хотьк. мон. 1767 г. В этом году собор покрыт новым тесом.

26

Пут. Зап. о Троицк. Лавре, И. Снегирева 1840 г.


Источник: Покровский Хотьков девичий монастырь : [Исторический очерк]. / Смирнов, Сергей Константинович - Москва : тип. В. Готье, 1854. - 31 с.

Комментарии для сайта Cackle