Троице-Сергиева Лавра за последние 100 лет

Источник

Содержание

Предисловие

Часть I. Из жизни Лавры до ее закрытия в 1920 г. Архимандрит Антоний Медведев Забота митр. Филарета и архим. Антония о нищей братии Юродивый Филаретушка Похороны Московского митрополита Филарета Погребение И.С. Аксакова Празднование 500-летия со дня кончины Преподобного Сергия в 1892 году Картины из быта Лавры в 60–80 годах XIX века Из жизни в Лавре иеромонаха Зосимы – братского духовника Замечания к предыдущему Из жизни двух иеромонахов Личный состав Лавры в начале XX века Начальствующие лица (перед закрытием Лавры) Начальствующие лица на Подворьях Лавры Духовники Лавры Иеромонахи о. Ипполит и о. Зосима О личном составе Лавры в 1917–1922 гг. Личный состав Лавры в 1919 году 114 Всероссийские съезды монашествующих, бывшие в Лавре в 1909 и 1917 гг. и их итоги Первый Всероссийский монашеский съезд 1909 г. и его решения Всероссийский съезд ученого монашества Второй Всероссийский монашеский съезд Распределение голосов за делегатов на Поместный Собор Праздничные дни в Лавре Сергиев день в Посаде (М.А. Голубцова) Сергиев день в Посаде в 1919 году (О.Н. Трубецкая. «Пережитое») В Пасху (Из дневника проф. А.Д. Беляева) Посещения Лавры Царем Николаем ІІ-м В 1896 году, 22 мая В 1912 году, 1 июня При Юбилейном путешествии в 1913 г. Митрополит Вениамин (Федченков) о торжествах 1913 года Закрытие Лавры в 1919–1920 гг. Часть II. Из жизни Лавры после ее открытия в 1946 г. Первые насельники Лавры – в 1946 году «У Троицы окрыленные» Послушник Константин Архимандрит Вениамин (Милов) Архимандрит Маврикий (Томин) Архимандрит Доримедонт (Чемоданов) Схиигумен Алексий Иеромонах Антиох Послушник Александр Архимандрит Филадельф (Мишин) Иеродиакон Даниил (Маланьин) Архимандрит Иоасаф (Альбовский) Игумен Тарасий (Мишин) Иеромонах Прокопий (Зинин) Иеромонах Пахомий (Уржумецкий) Иеромонах Никон (Преображенский) Архимандрит Антоний (Семенко) Монах Александр (Кумачев) Иеромонах Гавриил (Лихоманов) Архимандрит Дионисий (Садиков) Схиархимандрит Серафим (архим. Петр Семеновых) Архимандрит Феодорит (Воробьев) Игумен Марк (Лозинский) Протодиакон Феодор Юдин Архимандрит Алипий (Воронов) Архимандрит Серафим (Шинкарев) Схиигумен Савва (Остапенко) Монахиня Иулиания (Соколова) Архиепископ Сергий (Голубцов) Иеромонах Ростислав (Оборотов) Архимандрит Андрей (Крячко) Схиархимандрит Рафаил (Игумен Нил Кабанов) Иеромонах Мефодий (Кухар) Игумен Максим (Полянкин) Схиигумен Гавриил (Смирнов) Архимандрит Николай (Самсонов) Архимандрит Вениамин (Тощев) Игумен Никифор (Ртищев) Схиигумен Селафиил (иг. Зосима, Мигачев) Иеросхимонах Моисей (и-м. Филадельф Боголюбов) Устав Троице-Сергиевой Лавры 1. Основания монашества 2. Устройство Троице-Сергиевой Лавры 3. Должностные лица Лавры 4. Условия принятия в братство Лавры 5. Поведение новоначальных иноков 6. О духовном руководстве 7. О богослужении 8. О трапезе 9. О келейном пребывании 10. О посетителях и посещениях келий 11. Условия отлучек из Лавры 12. Условия увольнения из Лавры Приложение Перечень лиц, постриженных в монашество Наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) в 1958–1964 годах Фрагментарные сведения о некоторых монахах  

 

Тропарь гл. 4

(поется с 25 сентября)

Иже добродетелей подвижник,/яко истинный воин Христа Бога,/На страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником./Тем же и вселися в Тя Пресвятый Дух,/Его же действием светло украшен еси,/но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/посещая чад твоих,/Сергие Преподобне отче наш.

Тропарь. Гл. 8

(поется с 5/18 июля)

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, / мужески в пустыню вселился еси / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем быв Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою, /исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Стихира гл. 8 (по 50-м пс.)

Преподобне отче Сергие,/ мира красоту и сладость временную отнюд возненавидел еси,/ монашеское житие паче возлюбив,/ и ангелом собеседник быти сподобился еси/ и светильник многосветлый Российския земли,/ чудесами якоже второе солнце сияя,/ но всех нас поминай, совершающих священную память твою,/ мы бо чада твоя и овцы (словесных) твоих учений/ и тя на помощь призываем,/ просяще тобою прияти мир и велию милость.

Предисловие

Становление Великого княжества Московского, начавшееся в условиях татарского ига в самом начале ХIV-го века при князе Данииле и святом митрополите Петре, было ускорено при Московском митрополите Алексии (+ 1378) и благоверном великом князе Дмитрии Донском, нанесшем сокрушительный удар полчищам татар на Дону в 1380 году. Духовным вдохновителем этой борьбы был игумен небольшой монашеской обители, удалённой почти на 70 вёрст на северо-восток от Москвы, Преподобный Сергий Радонежский (1314/1315–1392). С той поры значение этой обители в духовной и гражданской истории Русского народа росло и ширилось. Монастырь стал постепенно духовным центром, главной обителью, Лаврой (с 1744 года) – для центральной Руси, в то время как для южной Руси значение духовного центра сохраняла Киево-Печерская Лавра. В начале XVII века Троице-Сергиев монастырь стал неприступной твердыней для польских интервентов, героически выдержавшей 16-месячную их осаду, а в 1682 и 1689 гг. послужил убежищем Петру І-му, спасавшемуся от восставших стрельцов.

К молитвенному предстательству Преподобного Сергия, как Печальника и Заступника Русской земли прибегают все русские люди на протяжении вот уже более шести столетий. Народные вклады и пожертвования бояр, князей и царей позволили создать уникальный комплекс монастырских храмов и зданий, собрать богатейшую ризницу, заключающую в себе разнообразную утварь, облачения, иконы и оклады к ним с драгоценными камнями. Художественным достопримечательностям Лавры посвящено немало изданий. В предлагаемой же книге, рассчитанной на широкий круг читателей, дано собрание небольших очерков, почерпнутых как из дореволюционных изданий, так и из современных, а также архивных и самиздатских документов и трудов, дающих сведения из жизни Лавры прошлого и настоящего времени и об отдельных событиях, имевших в ней место,1 а также о некоторых ее насельниках. Сборник довольно разнороден по характеру своего материала, как в силу своего содержания, так и в силу разных уровней и взглядов авторов помещённых в нём очерков. Мы не стремились дать какой-то иконописный или, тем более, елейный образ Лавры, а, по возможности, дать объективные сведения о ней в целом, также и о некоторых её представителях. Сборник открывается очерками об архимандрите Антонии, наместнике Лавры, который под руководством Московского митрополита Филарета, ее священноархимандрита, оказал наиболее значительное влияние на жизнь Лавры и её быт в XIX столетии в течение почти полувекового своего пребывания в ней.

Представленные материалы свидетельствуют о том, что состояние монастырей (на примере Лавры) до революции было не столь благополучно, как это кажется идеализирующим тогдашний образ жизни и монархический строй вообще. Многочисленность монастырей и особенно их большие размеры, по нашему мнению, вели к тому, что под их сенью часто укрывались лица, явно не монашеского духа, дискредитировавшие своим поведением высокий институт монашества в глазах мирских лиц. Бесправность народа в условиях крепостного права, да и в последующую эпоху – эпоху господства капитала в разных его формах отнюдь не способствовали нравственности народа, а отсюда – и его представителей в монастырских стенах. Вскрытию причин падения нравственной жизни в монастырях и мерам её исправления были посвящены прошедшие в Лавре съезды руководителей обителей в 1909 и 1917 гг. Их материалы, помещенные здесь в кратком изложении, заслуживают пристального внимания и в наше время. Можно с отрадой отметить, что пока нынешний религиозно-нравственный уровень монастырей и Лавры, в частности, – весьма высок и стабилен за прошедшие почти полвека после открытия Лавры в 1946 году, как это в разговоре с автором утверждал один из её духовных руководителей и старейших насельников архимандрит Кирилл (Павлов).2

Архимандрит Кирилл

Это подтверждает и машинописная книга «У Троицы окрылённые» архимандрита Тихона (Агрикова), откуда мы заимствовали сведения примерно о трети лиц, представленных там. Они дополнены нами о позднее скончавшихся монахах из других источников. Однако в самое последнее время, когда на Руси вновь «сатана стал править бал и люди гибнуть за металл», когда нам мысленно всё чаще преподносится апокалиптическое число «зверя» – «666», как символическое обозначение этого «металла»,3 и нравственность населения стала катастрофически падать, как пала нравственность и Соломона, ситуация в стране резко меняется в худшую сторону, и иерархии Русской Православной Церкви и начальствующим монастырей не лишне поэтому будет ознакомиться с материалами здесь представленными, и особенно с вопросами и решениями, прозвучавшими на монашеских съездах в 1909 и 1917 гг.

Иерархам и Руководителям монастырей, как и монашествующим, или желающим вступить на этот путь, небесполезно будет ознакомиться с Уставом Троице-Сергиевой Лавры, составленным Святейшим Патриархом Пименом в бытность его Наместником Лавры и дополненным и отредактированным его преемником, архимандритом Пименом (Хмелевским), впоследствии бывшим архиепископом Саратовским и Вольским (+10 дек. 1993). От него же автором получен и список постриженных им в монашество в бытность его наместником Лавры. Правда, и этот Устав, возможно, потребует некоторой корректировки с учетом решений упомянутых монашеских съездов, так и с учетом местных условий для того или иного монастыря.

Автор выражает благодарность: А. Гукиной и Н. Симаковой за набор текста, И. И. Ковалёвой за внесение редакторских правок, значительную часть которых мы сочли необходимым использовать, сотрудникам ПСТБИ

О. Лифанову, Л. Тихонову, И. Ильяшенко и А. Постернаку за техническую консультацию и помощь в компьютерной верстке.

 

 

* * *

1

Сведения об основных событиях в истории Лавры, её наместниках и регентах за последний период бытия Лавры даны автором в книге «Сергиев Посад и Лавра за последние сто лет», готовящейся к печати в 1997–98 гг.

2

«Отец Кирилл – из крестьян с Рязанщины, родился в Касимове в 1919 году, окончил Политехнический техникум по специальности «холодная обработка металлов резанием». Проработав год на металлургическом комбинате, ушел в армию на Дальний Восток. Воевал, был ранен, лежал в госпитале. В Отечественную войну попал в самое пекло, в Сталинград, где, по широко распространенным слухам, держал якобы оборону одного дома («Дома Павлова»), превратив его в неприступную крепость. На просьбу автора, подтвердить это, он ответил, что служил в это время при штабе писарем. Действительно, оборону держало подразделение разведчиков во главе со ст. лейтенантом Яковом Федотовичем Павловым (1917–1981), Героем Сов. Союза (1945). В интервью с Э. Николаевой сказал, что он с детства верил в Бога, и что в Сталинграде, после того как армия ушла вперед, а их оставили охранять объекты, он среди развалин нашел разбитое Евангелие. «Книга вселяла в меня тишину, радость, уверенность. Собственно, тогда и зародилась мысль о том, что война послана Богом как наказание людям, нравы которых упали... Но самое ярчайшее воспоминание о войне – это Тамбов. 44-й год. Проповедь священника. Сердечная, с чувством. И весь народ рыдал. Храм ободранный, без окон. Сталин к Богу повернулся. Слезы, молитвы народные и Господь дали нашему оружию победу... Наш самоходный полк прошел Румынию, попал в Венгрию. Сильные бои возле оз. Балатон. Потеряли 20 самоходок, но мне с Евангелием было не страшно. Господь хранил. Семь лет прослужил. Демобилизовался в 46-м. Сильного желания уйти в Церковь не было...Приехал в Москву, зашел в Елоховский собор узнать – нет ли семинарии. Ответили, что есть в Новодевичьем. Так и пришел, в шинели, в сапогах. Закончил семинарию, поступил в Академию. Тогда уж и появилось желание посвятить свою жизнь только Богу... Была ли любимая девушка? «Нет, что Вы! Некогда было, да и голодно... Карточная система, кушать особо было нечего. Не до любви тут. Знал только уроки... Закончил Академию в 54-м и поступил в Лавру. Сначала в послушании был пономарем в Троицком соборе. Людям масло раздавал, зажигал лампадки, за порядком следил. Народу в те годы много приходило. В воскресные дни были очереди. Война людей к Богу приблизила. В монастыре я обрел себе радость, успокоение». На вопрос, случалось ли, что монахи уходили из монастыря, ответил, что за все его пребывание был единственный случай – один иеродиакон поддался искушению и женился. На замечание Николаевой, что многие, не отвергая идеи Бога, не верят в Его существование на небесах и потому не ходят в церковь, о. Кирилл ответил, что «тогда надо жить по совести, справедливо, добросовестно, не грешить, не творить беззакония. Жить по заповедям Божиим, читать святое Евангелие. Бог, Он все видит...» (Э. Николаева. Служение отца Кирилла. – «М.К.» 1990 г., 12–17 августа, газетная вырезка.

3

Заимствованное автором Апокалипсиса из библейской книги 3Цар.10:14, где оно обозначало количество золота, ежегодно поступавшего к царю Соломону.


Источник: Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет : Монашество и его пробл. События и лица. Устав лавры (Обзор и исслед.): Для любящих Лавру и ее историю и для всех, ищущих спасения в монастырях: Приложен Акафист Преподобному Сергию (с пояснениями) / Протодиакон Сергий Голубцов. - Москва : Изд-во Правосл. братства Споручницы грешных, 1998. - 223 с., [4] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle