Анализ основных доктрин протестантизма

Источник

Аннотация

Статья включает в себя анализ пяти основных доктрин протестантизма: Sola Scriptura, Sola Gratia, Sola Fides, Solus Christus и Soli Deo gloria. Последовательно раскрывается суть этих доктрин, а также рассматриваются факторы, повлиявшие на их формирование. Текст также содержит краткую критику протестантских доктрин с точки зрения православного вероучения.

* * *

Если рассматривать протестантское богословие, то его основополагающими столпами являются пять богословских доктрин, сформировавшихся в эпоху Реформации и получивших название Quinque sola (с латинского языка «Пять только»). В этих пяти фундаментальных догмах протестантизма излагались принципы, согласно которым должен строить свою жизнь истинный христианин. Факт оглашения догм Quinque sola окончательно обособил протестантизм от Римско-католической церкви, так как прямо противоречил ее действующему учению.

Первоначально основные доктринальные принципы Реформации не получили четкой систематизации и были сведены в единую систему только в начале XX века. Хотя с самого начала Реформации неизменными оставались уже два принципа спасения: 1) только верой (sola fide); 2) только Писанием (sola Scripture). К примеру, мы можем об этом прочитать в произведении Мартина Лютера «Свобода христианина»: «Таким образом, ясно, что как душа нуждается только в Слове Божьем для своей жизни и праведности, так она оправдывается одной лишь верой и не оправдывается никакими делами. Ибо если бы она могла быть оправдана чем-либо другим, она не нуждалась бы в Слове, а следовательно, она не нуждалась бы и в вере» [8, с.27].

В 1916 году лютеранский ученый Теодор Энгельдер опубликовал статью под названием «Три принципа реформации: Sola Scriptura, Sola Gratia, Sola Fides » (с латинского «только писание, только благодать, только вера») в книге «Four Hundred Years: Commemorative Essays on the Reformation of Dr. Martin Luther and Its Blessed»(Четыреста лет: памятные очерки о реформации доктора Мартина Лютера и его благословение) [12]. Об этом же пишет современный американский лютеранский богослов Д.Ф. Джонсон в статье «Лютеранская традиция» в «Теологическом энциклопедическом словаре»: «Отличительные доктрины лютеранской теологии обычно соотносятся с ключевыми положениями Реформации: sola Scriptura, solo gratia, sola fide» [5, с. 639].

Еще два дополнительных тезиса протестантизма Solus Christus («только Христос») и Soli Deo gloria («только Богу слава») упоминает католический богослов И.Б. Метц в своей книге «Церковь и мир» в 1965 году [9].

Остановимся на каждой из этих протестантских доктрин более подробно.

«Sola scriptura» – одна из двух старейших догм, согласно которой единственной основой для всех христианских доктрин может выступать непосредственно только Библия, так как она является боговдохновенным и самоинтерпретируемым изречением Господним. Sola Scripture также считается основанием для второй старейшей догмы – sola fide, поэтому она часто упоминается как формальный принцип Реформации. Именно из-за доктрины sola Scripture все обычаи христиан, которые не имели буквального подтверждения в Библии, были отвергнуты протестантами, как противоречащие духу Священного Писания.

Именно для того, чтобы закрепить за Библией статус божественного инструмента, которым Господь является человеку, прилагательное «sola» и существительное «Scriptura» были записаны не в именительном падеже, а в творительном, то есть как результат непосредственного божественного творения.

Приведем в статье цитаты, на которые обычно опираются протестанты для подтверждения своей позиции по данной доктрине. Первая цитата из книги «Формула Согласия»: «Во-первых, таким образом, мы принимаем всем сердцем Пророческие и Апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов, как чистый и ясный израильский источник, являющийся единственным истинным критерием, по которому следует судить обо всех учителях и доктринах» [11].

Вторая цитата из Священного Писания: «Что же касается тебя, то ты должен продолжать делать то, чему научился и в чём убедился. Ты знаешь, от Кого ты узнал это, и знаешь также, что ты знал Священные Писания ещё с детства. Они принесли тебе мудрость, ведущую к спасению через веру в Христа Иисуса. Всякий отрывок Писания, так как оно вдохновлено Богом, полезен при наставлении истины и убеждении грешников, а также для того, чтобы помочь людям стать на путь истинный и исправиться, чтобы человек Божий мог исполнять всё, что от него требуется, и вооружён был для совершения добрых дел» [2Тим.3:14–17] (В данной статье все цитаты приводятся по Библии онлайн (https://bible.by/wbtc/), по переводу Международной Библейской лиги, ранее Всемирный Библейский Переводческий Центр (WBTC – World Bible Translation Center), редакция 1993–1996 гг. Это связано с тем, что все цитаты, приводимые из стандартного Синодального перевода Библии программой антиплагиата считаются заимствованиями).

Отвергая любые способы интерпретации Библии, протестантизм открыто противоречит в этом Православной церкви, которая прямо говорит, что все библейские тексты можно подлинно и достоверно интерпретировать, но опираясь при этом на творения святых отцов – на Священное Предание Церкви.

Вот как пишет по этому поводу святитель Игнатий Брянчанинов: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2Петр. 1:21). Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие, и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание. И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его зловонием, исходящим от смерти, мечем обоюдоострым, которым они закалывают сами себя в вечную погибель (2Петр. 3:16; 2Кор. 2:15–16)» [6, с.108].

Вторая важнейшая доктрина протестантизма «Sola fide» – доктрина, провозглашающая возможность спасения с помощью одной только веры, праведные же поступки (следовательно, и праведная жизнь) и добродетель не являются условием спасения души. Добрые дела в протестантизме хотя и не обесцениваются вовсе, но считаются только результатом истинной веры, а не источником спасения.

Такая формулировка доктрины акцентирует внимание на том, что спасение осуществляется лишь верой, которой совсем необязательно быть деятельной.

Приведем цитаты, на которые обычно опираются протестанты для подтверждения своей позиции по данной доктрине.

Первая цитата принадлежит Мартину Лютеру, которую он изложил в произведении «Свобода христианина»: «...поскольку только лишь вера оправдывает, ясно, что внутренний человек не может быть оправдан, освобожден или спасен какими-либо внешними делами, или вообще действиями, и что эти дела, какого бы они ни были свойства, не могут ничего сделать с этим внутренним человеком» [8, с.28].

Набор цитат, указываемых протестантами из Священного Писания, следующий.

Первая цитата из евангелия от Матфея: «Вера твоя спасла тебя» [Мф. 9:22].

Вторая цитата принадлежит святому апостолу Павлу и излагается им в послании к Римлянам: «Человек оправдан уже благодаря своей вере, независимо от того, подчиняется ли он требованиям закона» [Рим. 3:28].

Третья цитата принадлежит также святому апостолу Павлу и излагается им в послании к Галатам: «Как сказано в Писании об Аврааме: «Он верил в Бога и был оправдан этим». Значит, вы должны знать, что те, кто верует, – настоящие потомки Авраама. Писание предсказало, что Бог оправдает язычников через их веру, и Аврааму было заранее объявлено через благовестие: «Все народы получат через тебя благодать». И таким образом все, кто веруют, благословенны вместе с Авраамом, который веровал. Но все, кто полагается на соблюдение закона, – прокляты, ибо сказано в Писании: «Будь проклят всякий, кто не соблюдает всё, что записано в книге закона». Значит, ясно, что никто не будет праведен перед Богом через соблюдение закона, ибо «тот, кто через веру свою обратится к Господу, обретёт жизнь вечную"» [Гал.3:6–11].

Православные вполне согласны с данным положением протестантизма, но при этом Православие точно указывает на назначение добрых дел для спасения души. В широком небогословском понимании считается, что в любом своем исполнении добрые дела всегда содействуют спасению души. На самом же деле правда и добродетели ветхого и нового человека не дополняют друг друга, а полностью противоположны друг другу. Добрые дела не должны выступать в роли главной жизненной цели, а должны служить средством соблюдения главной заповеди Христа о любви. Но ведь нередко добродетель совершается не из любви, а из тщеславия и по гордыне. Такие добрые дела только способствуют росту гордыни в совершающем их человеке, ослепляют его собственной значимостью и в итоге уводят его в сторону от Христа.

Вот что пишет о поврежденности человеческой души святитель Игнатий Брянчанинов: «Не осталось в естестве нашем никакой частицы, не поврежденной, не зараженной грехом: никакое действие наше не может обойтись без примеси зла. Когда вода смешана с вином или уксусом, тогда каждая капля ее содержит в себе подмесь, так и естество наше, будучи заражено злом, содержит примесь зла в каждом проявлении деятельности своей» [7, с.333]. Далее святитель Игнатий Брянчанинов продолжает:

«Падение наше состоит не в истреблении добра из естества нашего – это отличительный признак падения отверженных ангелов, а в смешении нашего естественного добра с неестественным для нас злом, то падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели. Совершают их язычники, магометане и все, чуждые Христа. Добрые дела и добродетели эти, как оскверненные примесью зла, недостойны Бога, препятствуют общению с Ним, противодействуют спасению нашему. Отвергнем это мнимое добро или, правильнее сказать, это величайшее зло!» [7, с.330]. Затем святитель Игнатий Брянчанинов развивает свою мысль следующим образом: «Тогда имеет цену это добро, когда оно приводит ко Христу. Когда же оно, удовлетворяясь собой, отлучает от Христа, тогда оно делается величайшим злом, отнимает у нас спасение, даруемое Христом, спасение, которого оно, само собой, никак подать не может» [7, с.332]. Иными словами, добрые дела способны нанести большой ущерб, если они не направлены на осознание скрытых в собственной душе грехов и не ведут человека к покаянию, а через покаяние к спасению.

Перейдем теперь к третьей важнейшей доктрине протестантизма «Sola gratia» – доктрина о том, что человек может получить спасение от Бога только как незаслуженную милость и Божью благодать, а не в качестве заслуженной награды грешнику. Согласно этой доктрине, душеспасение дарится человеку Богом незаслуженно ради Его Сына Господа Иисуса Христа.

Праведность дается Богом; это – дар Его Отцовской благодати и источник оправдания. Основанием для оправдания служит Христос, Который смертью на кресте искупил грехи человечества.

Согласно формулировке «Аугсбургского исповедания», «мы не можем обрести прощения грехов и праведности перед Богом собственными заслугами, делами и покаяниями, – получить прощение грехов и стать праведными перед Богом возможно только по благодати, во имя Христа, по нашей вере, что Христос пострадал за нас, и что во имя Его простился наш грех, и что праведность и вечная жизнь даны нам».

Бог освобождает человека от всех его грехов не потому, что человек невиновен. Бог оправдывает нас и объявляет человека праведным во имя Иисуса Христа, в силу Его праведности, Его послушания Божьему закону, Его страданий и смерти. Оправдывая человека, Бог не только прощает ему грехи, но и наделяет его совершенной Христовой праведностью. Бог объявляет грешников праведными во имя Христово, независимо от их заслуг и дел.

В качестве подтверждения данной доктрины протестанты ссылаются на следующий текст из Нового Завет, который находится в послании к Ефесянам: «Да будет благословен Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он во Христе благословил нас всеми духовными благословениями небес. Ведь Он избрал нас в Нем еще до создания мира, чтобы нам быть святыми и непорочными перед Ним. Он по своей любви, по своему доброму желанию и воле предопределил нам через Иисуса Христа стать усыновленными Им детьми для восхваления славы Его благодати, которую Он дал нам в своем любимом Сыне. В Нем мы получили искупление Его кровью и прощение грехов по Его бесконечной благодати, и которой Бог щедро наделил нас. Со всякой мудростью и знанием» [Еф.1:3–8].

Доктрина sola gratia ведет, во-первых, к отрицанию посреднического служения Церкви т.к. предполагает получение благодати вне таинств и института священства, и разрушает, во-вторых, сакраментальное и иерархическое начала Церкви.

В ходе истории мнение протестантов о Церкви формировалось как ответная реакция на весомые пробелы и несоответствия в католической экклезиологии, которая в основном рассматривала Церковь как идеологическое общество. Повсеместно угнеталось духовное начало, а также бытие таинств, претворяющее это общество в Тело Христово. Земному, видимому образу Церкви Реформация противопоставила неземной и невидимый. По словам самого Лютера, «святая христианская Церковь говорит: верую во святую христианскую Церковь, а Церковь папская говорит: вижу христианскую Церковь. Та говорит: ’’Церковь ни здесь, ни там” – а эта говорит: ’Церковь здесь-то и там-то”» [4, с.66].

Реформация совершенно справедливо пыталась исправить недостатки духовного начала католической Церкви, но в своем стремлении к истинному образу Церкви она избрала ложную идею этого начала. Она создала идею Церкви, совершающейся верой отдельно каждого ее члена. Лютер отстраняется от идеи Церкви, как земного сообщества людей, он заменяет крайность католической Церкви на противоположную крайность – вместо того, чтобы обратить внимание на сакраментальное начало церковной жизни, берет за основу религиозный опыт отдельного человека, а не опыт сообщества людей, опирающихся на Священное Предание Церкви.

Субъективно постановив начало веры, в котором человек, «состоя из двух природ, тела и души, ...не по телу, которое совершает те или другие дела считается членом христианства, а по душе, т.е. по вере» [4, с.67]. Реформация тем самым утверждает, что человек считается частью Церкви и пребывает в ней исключительно по своей вере, а не посредством действия благодати или таинств, совершаемых этой Церковью. Эта мысль продолжает развиваться и дальше: «Для единства церкви не нужны человеческие установления, <...> оправдание, приходящее чрез веру, не связывается внешними церемониями» [4, с.67]. В свою очередь, Церковь имеет возможность существовать не из-за совершаемых в ней таинств, а в силу веры ее членов, и тогда она есть «духовное собрание душ в одной вере» [4, с.67]. Таким образом, невидимая церковь наделяется от принявших дар веры и осветившихся ей верных собственное качество святости.

Кроме того, Реформация предлагала свои пути решения второй проблемы, которая долгое время является общей для всего христианского мира, – греховности внутри Церкви. Очень часто люди, наполнявшие Церковь, оказывались недостойными и своими поступками низлагали ее святость, о чем свидетельствует история в период Средневековья и не только. Возможно ли Божественное происхождение Церкви и ее святую миссию примирить с греховностью земной жизни?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, было создано учение о невидимой Церкви, с помощью которого отцы Реформации хотели отделить грешников от праведников. Согласно этому учению, в видимой христианской Церкви существует и невидимая истинная Церковь, в эту невидимую Церковь входят истинно верующие праведники. Как мы можем прочитать в Апологии Аугсбургского исповедания, «лицемеры и порочные люди были в Церкви, и они являются членами Церкви по внешним признакам», однако после второго пришествия станет ясно, что истинная Церковь незримо отделилась от этих временных верующих по причине их греховности. Церковь, членом которой становится уверовавший человек, должна быть незримой, точно так же, как и вера, являющаяся началом внутренним и невидимым. Такая Церковь превращается в предмет веры, так как основана только на ней. Всю историю христианства истинная незримая Церковь существовала в видимой, но показала себя видимо только во время Реформации, и более того «Церковь невидимая заключается в видимой как душа в теле». В этом смысле Мартин Лютер отождествляет невидимую Церковь с Царством Небесным.

Все эти действия привели к тому, что земное существование Церкви фактически отрицалось и попытки создать невидимую Церковь заставили протестантов пойти против собственных принципов, так как невидимая Церковь начала становиться несуществующей в глазах верующих. Для решения этой проблемы отцам Реформации пришлось наделять свою невидимую Церковь видимыми внешними признаками, за которые до этого они стремилась разрушить католичество. Апология Аугсбургского исповедания объясняет это так: «Истинная Церковь имеет внешние признаки, по которым оно может быть признано, а именно – чистое учение Евангелия и отправление Таинств в соответствии с Евангелием Христовым»[ii].

Еще одна основополагающая истина Реформации «Solus Christus» – доктрина о том, что человек обретает спасение души только через веру в Иисуса Христа, так как Христос это единственное связующее звено верующего с Богом. В протестантской Церкви отсутствует церковная иерархия, так как любой человек, уверовав и приняв крещение, «посвящается» на общение с Богом и никак не отличается от священнослужителя – он может без ставших ненужными посредников (вроде церкви и священства) проповедовать и даже совершать богослужения. В свою очередь, для протестантов первостепенную важность имеет покаяние непосредственно перед самим Богом, а исповедоваться перед кем-то вовсе необязательно, естественно, отсутствует и отпущение грехов, которым обычно заканчивается таинство исповеди.

Чтобы оправдать догму «Solus Christus», протестанты ссылаются на несколько цитат из Библии. Одна из них находится в Евангелии от Матфея и принадлежит Господу Иисусу Христу: «Но вы не позволяйте называть себя учителями, ибо есть только один истинный Учитель, а все вы лишь братья. И пусть никого из вас не называют отцом, ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не позволяйте людям называть вас господином, ибо один у вас Наставник – Христос» [Мф. 23:8–10].

Вторая цитата принадлежит святому апостолу Павлу и излагается им в послании к Тимофею: «Ибо существует лишь один Бог и лишь один Посредник между Богом и людьми, Христос Иисус, Кто Сам был человеком. Он пожертвовал Собой, чтобы заплатить за грехи всех людей. Таким образом Он засвидетельствовал любовь Божью» [1Тим. 2:5–6].

Третья цитата принадлежит также святому апостолу Павлу и излагается им в послании к Колосянам: «...чтобы радостно возносили вы благодарность Отцу, Кто даровал вам возможность получить свою долю в наследии, принадлежащем светлым людям Божьим. Он освободил нас от сил тьмы и привёл в царство возлюбленного Сына Своего. Через Него мы получили искупление, отпущение грехов наших. Он – зримое подобие незримого Бога, и стоит Он над всем сущим, ибо всё на небе и на земле было создано Им: то, что зримо и что незримо, будь то престолы и подданные, правители или власти. Всё пришло через Него и было создано для Него. Он существовал прежде всего и вся, и всё и вся существуют лишь благодаря власти Его. И он – Глава Тела, Церкви. Он – начало, и восстал Он из мёртвых, чтобы занять первое место среди всего и вся» [Кол. 1:12–18].

Прежде чем критически разбирать эту догму, рассмотрим последнюю из пяти доктрин, которая по своей сути мало чем отличается от только что описанной.

«Soli Deo gloria» – доктрина о том, что человек должен почитать и поклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия – не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом. Согласно протестантскому учению, верующие христиане других церквей оказывают святым незаслуженно много славы и почтения, так как святые являются всего лишь людьми.

Как и в предыдущем случае, протестантизм в объяснение этой доктрины опирается на библейские цитаты.

Первая цитата в первом послании к Коринфянам, где говорится: «И потому, пьёшь ли ты или ешь, что бы ты ни делал, делай всё ради славы Божьей» [1Кор. 10:31].

Вторая цитата находится в первом послании святого апостола Петра: «Тот, кто проповедует, должен делать это, как произносящий Божьи слова. Кто служит, пусть служит с силой, которую дает Бог. Пусть во всем этом будет прославлен Бог через Иисуса Христа. Ему принадлежат слава и сила во веки веков» [1Петр. 4:11].

И, наконец, последняя находится в книге Откровения, где святой апостол Иоанн Богослов пишет: «... и сделал нас священниками на службе у Бога, Отца Своего. Слава Ему и сила во веки» [Откр. 1:6].

Протестанты рассуждают так. Человек способен обрести спасение самостоятельно, без чьей-либо помощи, в том числе и божественной, так как между Богом и человеком есть всего один посредник – Иисус Христос, верой в которого обретается спасение. Этим объясняется любовь лютеран к любым цитатам в Библии о «едином Посреднике». Но именно по этой причине протестанты не видят главного, ограничивая собственное мышление. Естественно, Посредник действительно один, но почему это говорит о том, что люди, стремящиеся к спасению, должны быть разобщены? Верить во Христа, значит и верить в Церковь, за которую Он принял мучения и которую создал. Частью тела Христова, то есть частью Церкви, становятся все верующие в благодатном союзе, где все члены призваны заботиться друг о друге (ср. 1Кор.12:25), и совершается общее дело спасения, а не сугубо личное для каждого. Христос называется «Спаситель тела» [Еф.5:23], а не отдельных его частиц, зацикленных только на единоличной вере.

Воздавая почести святым, мы прославляем самого Христа, точно так же вера в Церковь только усиливает веру в Господа, а не умаляет ее. В Своей первосвященнической молитве Господь Иисус Христос провозгласил: «Истинно говорю: кто верует в Меня, сможет исполнить то же, что и Я, и даже больше того, что исполнено Мной, ибо Я иду к Отцу» [Ин.14:12]. И в другом месте: «Если кто верит в Меня, то, как сказано в Писании, реки живой воды потекут из его сердца» [Ин.7:38]. Таким образом, говорить о бесполезности молитвы о других и вообще о всем мире (главная задача монашества) лишь потому, что у нас уже есть Искупитель, нельзя, как и отвергать молитвенную помощь святых.

Вступив на путь практического отрицания Церкви, ведущей непрерывное существование от апостолов, Лютер умалил и учительную роль Церкви, сего «столпа и утверждения истины», по выражению апостола Павла.

Неразрывно связанная со Христом, представляющая собой таинственный организм с непрекращающейся благодатной жизнью, Церковь является живой носительницей истины, одушевленной книгой Евангелия Христова, домом Духа Святого.

Итак, в данной статье были кратко проанализированы основные доктрины протестантизма «sola Scripture», «sola fide», «sola gratia», «solus Christus», «soli Deo gloria» с позиции вероучения Православной Церкви. Доктринальная база протестантизма значительно сужает вероучительное пространство традиционных церквей. Доктрина «sola Scripture» фактически отказывается от Священного Предания Церкви и, следовательно, отказывается от традиционного и правильного понимания Священного Писания. Доктрина «sola fide» предлагает отказаться от совершения добрых дел, и, следовательно, утрачивает понимание и ценность доброделания. Доктрина «sola gratia» означает отказ от традиционной сакраментологии, получения благодати через участие в таинствах и оставляет человека без благодатной помощи Божией. Доктрина «solus Christus» означает отказ от института церковной иерархии и Церкви как таковой, уничтожая институт наставничества и духовничества. Доктрина «soli Deo gloria» предлагает отказ от общения с Церковью торжествующей, которая находится на небесах и от призвания Божьей Матери, ангелов и святых в молитвах.

Подводя итог проведенному краткому анализу пяти основных доктрин протестантизма, мы видим, что большинство из них либо противоположны учению Православной Церкви и подрывают самые ее основы, либо сильно с ним расходятся вплоть до полного искажения смыслов основополагающих доктрин. Из статьи становится ясным, что Православная Церковь имеет достаточную серьезную аргументацию против описанных доктрин протестантизма и готова дать еще более содержательную критику любой из них.

Библиография

1. Апология Аугсбургского исповедания [Электронный ресурс] – Режим доступа:

2. https://web.archive.Org/web/20120626005139/http://lutheranchurch.narod.r u:80/apology.html

3. Аугсбургское исповедание [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20111113192223/http://lutheranchurch.narod.r u:80/augsburg_glavnye. html

4. Библия онлайн. Перевод Международной Библейской лиги, ранее Всемирный Библейский Переводческий Центр (WBTC – World Bible Translation Center), редакция 1993–1996 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bible.by/wbtc/

5. Васечко, В.Н. прот. Сравнительное богословие / В.Н. Васечко. [Текст] – М.:ПСТГУ, 2011. – 112 с.

6. Джонсон, Д.Ф. Лютеранская традиция [Текст] // Теологический энциклопедический словарь / Под ред. У. Элвелла. – М.: Духовное возрождение, 2003. – 1468 с.

7. Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты [Текст] /

И. Брянчанинов. – М.: Правило веры, 1993. – Т.1. – 574 с.

8. Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты [Текст] /

И. Брянчанинов. – М.: Правило веры, 1993. – Т.2. – 416 с.

9. Лютер, М. Избранные произведения / М. Лютер. [Текст] – СПб.: Андреев и Согласие, 1994. – 352 с.

10. Пять только (Five solae) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Five_solae

11. Савченко, П.Д. Сравнительное богословие [Электронный ресурс] /

П.Д. Савченко – Режим доступа:

https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/

comporative_bogoslov/Savch/_05.php

12. Формула согласия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.soluschristus.ru/biblioteka/kniga_soglasiya/kniga_soglasiya_ve roispovedanie_i_uchenie_lyuteranskoj_cerkvi/formula_soglasiya_detalnoe_ izlozhenie_iiii/

13. Четыреста лет: памятные очерки о реформации доктора Мартина Лютера и его благословение [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://archive.org/stream/fourhundredyear00daugoog#page/n12/mode/2up

Священник Евгений Караваев, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью).


Источник: Дергалев С.М. Анализ основных доктрин протестантизма // Труды Белгородской духовной семинарии. 2018. С. 119-129.

Комментарии для сайта Cackle