Правда ли, что у всех религий одни и те же заповеди?

Источник

Содержание

Нравственный закон в сердцах всех людей Почему же представление о том, что заповеди всех религий совпадают, ошибочно? Уникальность Христианства Заповеди как проявление Завета Нравственные заповеди Нового Завета Вечная жизнь – только в Иисусе Христе  

 

«Все религии учат одному и тому же», «заповеди всех религий совпадают» – это практически первое, что можно услышать, когда в той или иной компании речь заходит о религии. Так ли это? На самом деле, нет, но этот вопрос стоит рассмотреть подробно.

Нравственный закон в сердцах всех людей

Начнем с того, что порождает эту ошибку. Во всех традиционных религиях мы можем найти широкую область согласия относительно представлений о добре и зле, о том, как человеку должно поступать по отношению к своим ближним. Никто не одобряет причинения вреда невинным людям, алчности или распущенности; все восхваляют милосердие, верность, и скромность.

Как говорит святой Апостол Павел: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14,15)

Сознание нравственного закона – это не признак принадлежности к истинной вере, это признак принадлежности к человеческому роду. В Библии есть примеры людей, которые не принадлежали к народу Божиему, но, тем не менее, совершали достойные поступки, которые Бог одобряет. Мы можем вспомнить, например, египетских повивальных бабок, которые «боялись Бога» (Исх.1:17), и отказывались исполнять жестокий приказ фараона убивать всех новорожденных еврейских мальчиков; персидского царя Кира, который, хотя он и не принадлежал к народу Божию, прославляется Пророком Исайей как Божий избранник, утверждающий на земле правду (Ис.45).

В Новом Завете мы видим, например, римского сотника Юлия, который поступал с Апостолом Павлом «человеколюбиво», и жителей Мелита (Мальты), которые оказали Апостолу и его спутникам, потерпевшим кораблекрушение «немалое человеколюбие» (Деян.28:2)

Люди, не принадлежащие к Церкви, могут как сознавать разницу между добром и злом, так и усердно творить добро, – и нам стоит это с благодарностью признать. В желании объявить всех, кто не разделяет нашей веры, законченными злодеями, было бы что-то глубоко неверное и сектантское.

Почему же представление о том, что заповеди всех религий совпадают, ошибочно?

Прежде всего, нам понадобится уточнить саму цель религиозной жизни. Зачем нужна религия, что люди в ней ищут? Очень часто люди видят в религии только средство улучшения нашей земной, особенно, социальной жизни. Религия должна утешать, поддерживать, помогать хорошим людям оставаться хорошими и перевоспитывать преступников.

Конечно, такая функция у религии есть, это правда, и если наш горизонт ограничен только земной жизнью, то, все, что требуется от веры – это решать эти, чисто посюсторонние задачи.

Но религия может глубоко менять поведение людей в этом мире именно потому, что не полагает этот мир главной целью. Цель религии – это спасение.

Люди разделяют не только сознание нравственного закона, но и нечто большее – представление (иногда смутное) о том, что у человека есть подлинное благо и предназначение, которое он должен найти, чтобы обрести настоящее счастье. В человеческом роде присутствует и смутное сознание того, что что-то пошло не так, мы отпали, сбились с пути, мы страдаем, как поврежденные существа в поврежденном мире. Мы потеряли что-то самое важное, что мы должны найти.

И вот с этого момента между религиями начинаются огромные различия.

Мы обнаруживаем их немедленно, как только пытаемся перейти от разговоров о религии к собственно религиозной жизни, и пытаемся понять, во что нам предлагают поверить разные традиции, и как, исходя из этого, действовать.

Например, буддизм вообще не предполагает веры в Бога. Спасение, которое видится как преодоление мучительного колеса перерождений, понимается в негативных терминах – как избавление от страданий, а не обретение полноты жизни. Конечно, в народном буддизме появляются небесные фигуры, к которым взывают о помощи и милости: милосердный владыка Авалокитешвара, богиня Тара, многочисленные будды и бодхисаттвы, – но сам по себе буддизм не интересуется Богом и полагает спасение вовсе не в Нем, а в усилиях самого человека.

Индуизм предлагает множество богов.

Монотеистические религии, напротив, настаивают на том, что существует только один истинный Бог, наша беда в том, что мы согрешили против Него, и наше подлинное благо определяется нашими отношениями с Ним. Мы должны обрести Его милость и прощение, стать такими людьми, которые войдут в Его вечное Царство.

В единого Бога верят иудеи, христиане и мусульмане. Их взгляды во многом пересекаются. Бог создал мир и направляет его к своим целям; Он открыл свою волю через пророков; человек ответственен перед Ним за свои поступки и, в конце концов, придет на Его суд.

Уникальность Христианства

Однако Христианство резко выделяется из мира религий поразительным возвещением о том, что Бог, сотворивший все существующее, стал человеком – эмбрионом в утробе Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, Младенцем у Нее на руках, Мальчиком, Юношей, Мужчиной. Членом человеческого рода, во всем подобным нам, кроме греха.

Господь наш Иисус Христос – одновременно полностью Бог и полностью человек.

Через Свою жертвенную смерть на Кресте и славное Воскресение Христос дарует нам прощение грехов и жизнь вечную

Таким образом, Евангелие обещает нам нечто бесконечно большее, чем просто свод правил, по которым нам следует жить. Оно обещает тем, кто последует за Христом, воскресение из мертвых и жизнь вечную и блаженную. Как говорит Христос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Иоан.11:25–26).

Святой Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1Кор.6:14). Наступит день, когда верующие воскреснут – в прославленных, преображенных, немыслимо прекрасных телах, недоступных смерти и разрушению, «нетленных», как говорит Писание, – чтобы войти в непостижимо дивную и прекрасную жизнь будущего века.

Мы обретаем тот Дар, который Христос приобрел для нас Своей Жертвой, через покаяние и веру – и именно в свете этой веры заповеди и обретают свой смысл.

Заповеди как проявление Завета

«Заповеди» у нас часто воспринимаются как что-то вроде «правил человеческого общежития». Однако с библейскими заповедями это не так – они, конечно, сильно пересекаются с такими правилами, как «не убий», «не укради», но существуют в другом контексте, в контексте Завета. И нам следует немного пояснить это одно из ключевых для Священного Писания понятий.

Вера, как она понимается в Библии, это не просто признание того, что Бог существует, – в мире, где проповедовали пророки и апостолы, не было атеистов, – но определенные отношения с Богом, то, что называется словом «Завет».

«Завет» иногда передают как «договор», и это отчасти верно – вступающие в завет стороны брали на себя определенные обязательства. Но слово «завет» гораздо теплее, человечней, оно указывает на отношения близкого доверия. «Заветом» например, может называться брак между мужчиной и женщиной.

Бог вступает с людьми в Завет, в отношения любви и верности, и послушание заповедям исходит из этих отношений. Знаменитые десять Заповедей, Декалог, находятся в той части Библии, которая называется Ветхим Заветом, и посвящена истории подготовки к приходу Спасителя.

Первые четыре заповеди Декалога говорят о наших отношениях с Богом, а остальные шесть – о том, как Бог хочет, чтобы мы поступали друг с другом.

Самая первая заповедь устанавливает фундамент для всех остальных: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2,3).

Послушание заповедям начинается с признания единого истинного Бога и отказа от поклонения каким бы то ни было другим божествам. Таким образом, даже про очень хорошего, нравственного иноверца или неверующего нельзя сказать, что он соблюдает заповеди. Он, конечно, может совершать хорошие и правильные поступки, но повиноваться заповедям можно только в рамках завета с Богом.

Господь Иисус заключает Новый Завет со всеми, кто уверует в Него и присоединится к Его Церкви.

Спасительная вера во Христа, как она описана в Библии, включает в себя, во-первых, исповедание Его тем, Кто Он есть – Господом, Богом и Спасителем, во-вторых, принятие установленных им Таинств – вступление в Церковь через Крещение и Миропомазание, и участие в Евхаристии, и, в-третьих, хранение Его заповедей.

Как говорит Он сам о Крещении: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16).

О Миропомазании (возложении рук), в Писании сказано: «Когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины… Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян.8:12,14–17).

О Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:53,54).

О хранении заповедей: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:15).

Быть нравственным человеком очень хорошо, важно, более того, совершенно необходимо, но недостаточно. Чтобы обрести жизнь вечную и блаженную, нам необходима вера во Христа и участие в Таинствах созданной Им Церкви, о которой Он сам сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18).

Нравственные заповеди Нового Завета

Заповеди, которые дает Господь в Евангелии, согласны с Декалогом, но идут дальше. Там, где ветхозаветные заповеди (и обычная человеческая этика) требуют лишь воздерживаться от причинения зла, Господь указывает путь активной, действенной любви. Не случайно «золотое правило», известное во многих культурах в формулировке «не делай другому того, чего себе не желаешь», Господь произносит в активной формулировке: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31).

Богач из притчи о богаче и Лазаре (Лук.16:20–31), как и отверженные из притчи о Страшном Суде (Матф.25:31–46) подвергаются осуждению не за то, что активно творили зло (об этом, во всяком случае, не упоминается), а за то, что отказывались проявить милость к нуждающимся.

Заповеди Блаженства не только раскрывают эту тему действенной любви, говоря о милостивых, кротких, чистых сердцем и миротворцах, но и возвышаются над всей человеческой этикой, говоря о том, что с мирской точки зрения кажется непостижимым, – блаженстве тех, кто плачет, кто изгнан за правду, и подвергается несправедливым нападкам.

Нравственные заповеди Нового Завета, таким образом, не отрицают той общей всем людям этики, которую могут разделять, в том числе, иноверцы и неверующие, но отчетливо возвышаются над ней, призывая не просто к порядочности, но к святости.

Вечная жизнь – только в Иисусе Христе

По заповеди Божией мы призваны относиться к нашим соседям, исповедующим другие религии, с искренней любовью – они наши ближние, созданные по образу Божию.

Любые проявления добродетели – в том числе, в нехристианах – заслуживают нашего признания и благодарности. Но этой добродетели недостаточно, чтобы прийти к цели нашей жизни – вечному спасению.

В книге Деяний Апостольских упоминается сотник Корнилий. Это был офицер римской оккупационной армии, стоявшей в Иудее, а отношения между иудеями и римлянами обычно были весьма натянутыми. Но про Корнилия сказано, что он был «муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским» (Деян.10:22). Офицер оккупационной армии, одобряемый всем оккупированным народом, – очевидно, он действительно был на редкость хорошим человеком.

Более того, Бог видит эту его добродетель – «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян.10:4).

Но из этого не следует, что Корнилий может обойтись без Христа и Церкви, – напротив, Бог посылает к нему Апостола Петра, чтобы тот рассказал ему о Спасителе, и крестил его и его домашних.

Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6).

Если мы любим Господа, – и любим наших ближних, – мы призваны помочь им найти этот, единственный, путь спасения.


Источник: Худиев С.Л. Правда ли, что у всех религий одни и те же заповеди? [Электронный ресурс] // Азбука веры. 06.08.2019.

Комментарии для сайта Cackle