VI. О вещах простых и ясных
2. Об учительном авторитете Церкви
Авторитет посла определяется не его личными качествами, а тем, что он представляет пославшую его державу. Если, скажем, британский посол делает какое-то неприятное нам заявление, мы станем предъявлять претензии по этому поводу правительству Британии, а не послу. Едва ли имеет смысл суждение “говорят, он вчера на приеме Тимошенку за косу дергал, так что его нынешние заявления по ливанскому кризису нельзя принимать всерьез”. В самом деле, заявление ему поручает делать его правительство, а если он плохой посол – ну так его правительство с него и спросит. Другое дело, если мы не верим в существование Британии и полагаем его послом выдуманной страны. Но тогда непонятно, зачем вообще обращать на него внимание.
Так вот, вероучительный авторитет Церкви держится не на личных качествах людей Церкви – но на ее Государе, Иисусе Христе. Он сказал: и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Со времени земного служения Христа до Его славного возвращения на земле будет присутствовать общность людей, которую Он считает Своей Церковью; общность, верно хранящая и возвещающая свидетельство о Нем.
Человек, конечно, может сказать, что он не верит Евангелию; но тут важно отдавать себе отчет – дело не в том, что “священники плохие”, а в том, что он Евангелию не верит.
Я иду к Причастию не потому, что там собрались замечательные люди, а потому, что этого от меня хочет Христос, о чем я узнаю из Нового Завета. Я бы даже сказал, что христианин не находится под властью Церкви; он находится под властью непосредственно Христа, а Христос посылает его в Свою Церковь.