II. Доктрина творения и повседневная жизнь
4. Человеческое достоинство
Существуют два принципиально разных подхода к человеческому достоинству. Один из них связан с доктриной сотворения и основан на том, что человек обладает достоинством в силу того, что он Божие творение, более того, он создан по образу Божию. Человек дорог в глазах Бога; и что особенно важно, эта драгоценость человека в глазах Бога не определяется его красотой, умом, богатством или даже хорошим поведением; даже люди, которые кажутся ничтожными, дороги в очах Бога. Как говорит Господь Иисус:
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. (Мф.18:10)
У Федора Достоевского в романе “Идиот” есть хорошая иллюстрация:
Чрез час, возвращаясь в гостиницу, наткнулся на бабу с грудным ребенком. Баба еще молодая, ребенку недель шесть будет. Ребенок ей и улыбнулся, по наблюдению ее, в первый раз от своего рождения. Смотрю, она так набожно, набожно вдруг перекрестилась. «Что ты, говорю, молодка?» (Я ведь тогда все расспрашивал.) «А вот», говорит: «точно так, как бывает материна радость, когда она первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно бывает и у Бога радость, всякий раз, когда он с неба завидит, что грешник пред ним от всего своего сердца на молитву становится». Это мне баба сказала, почти этими же словами, и такую глубокую, такую тонкую и истинно-религиозную мысль, такую мысль, в которой вся сущность христианства разом выразилась, то-есть все понятие о Боге, как о нашем родном отце и о радости Бога на человека, как отца на свое родное дитя – главнейшая мысль Христова! Простая баба! Правда, мать…
Ценность и достоинство человека определяется тем, что он ценен и дорог в глазах Бога. Эта ценность и достоинство неотъемлемы; их можно было бы утратить, только перестав быть человеческим существом, только перестав быть Божиим творением, созданным по Его образу. Они не зависят от каких-то качеств человека, его положения в обществе или того, как к нему относятся окружающие.
Идея, что люди обладают неотъемлемой ценностью и достоинством просто потому, что они – человеческие существа, христианская, или, вернее, иудео-христианская по своему происхождению. Она коренится в доктрине творения.
Сейчас и вполне неверующие люди могут говорить правильные вещи о великой ценности человеческой личности, о достоинстве и неотъемлемых правах, присущих всем людям, но тут они просто движутся по той христианской инерции, которую сохраняет наша цивилизация. Нехристианский мир ни о каких неотъемлемых правах человека не знал, и не узнал бы – вера в достоинство человека просто потому, что он человек, является порождением Библии.
Фактически, секулярные гуманисты верят в то, что люди обладают достоинством. Ни из теории эволюции, ни из научной картины мира такое убеждение никак не следует. Это иррациональное убеждение, приверженность догмату, который, в рамках неверия, невозможно обосновать. Это попытка сохранить теистическую по своим основаниям этику, отвергая теизм. Поэтому, говоря о таком подходе, который утверждает безусловную и неотъемлемую ценность и достоинство человека. Тот, кто утверждает человеческое достоинство, отрицая Творение, похож на человека, говорящего о пользе электирического света, но отрицающего при этом существование электричества. Существует, однако, и не теистический взгляд на ценность и достоинство человека.
Этот взгляд на ценность и достоинство человека, который также присутствует в нашей цивилизации, считает людей более или менее ценными и достойными, в зависимости от их качеств; считается, например что нобелевский лауреат – более ценное и достойное человеческое существо, чем человек, страдающий олигофренией и едва способный к членораздельной речи. Этот подход говорит (или подразумевает “по умолчанию”), что люди обладают разной ценностью и достоинством. Разделение на более и менее ценных может проводиться по признаку расы, нации, интеллектуальных способностей, внешней привлекательности, социального статуса, или каким-нибудь другим. При этом право судить, кто более, а кто менее ценен, усваивается обществу или его вождям.
Я еще раз обозначу разницу между двумя этими подходами.
Теистический подход: ценность и достоинство человека
Основано на факте творения по образу Божию
Определяется Богом
Не может быть утрачено
Нетеистический подход: ценность и достоинство человека
Основано на качествах самого человека
Определяется людьми (как правило обществом и его вождями)
Может быть утрачено с утратой качеств, на которых было основано, или отвергнуто решением людей.
Многие люди не верили – и не верят – в равное достоинство всех людей. Многие считают, что умственно отсталые, некрасивые, глупые или просто неудачники по жизни менее ценны, чем другие. Я подробнее объясню, о чем идет речь, на примере, который затронет то, о чем речь пойдет во второй главе – человеческий грех. Известно, что гитлеровский режим уничтожил миллионы евреев, цыган и славян; менее известно, что первыми жертвами нацисткой расовой доктрины были немцы – неизлечимо больные и умственно отсталые. Их уничтожили первыми в ходе программы эвтаназии. По отношению к этим людям использовался термин, который в буквальном переводе означает “недостойные жизни”. Ценность неизлечимых душевнобольных или умственно отсталых считалась настолько низкой, что их можно было перебить, чтобы сэкономить средства, которые тратились на их содержание. Ужас нацизма не в том, что нацисты – это такие черти из ада; ужас в том, что они – подобные нам человеки. В уничтожении “неполноценных” проявился тот подход к человеческому достоинству, который свойственен множеству людей, вовсе не нацистов и вообще не злодеев. Нацисты только довели его до логического завершения. Этот подход говорит, что ценность и достоинство человека зависит от каких-то его качеств, которые в принципе могут быть утеряны, и определяется его ценностью для общества.
Верующим людям относительно нетрудно согласиться, что ценность и достоинство человека не определяется его умом, красотой или талантами; труднее признать, что это достоинство не изчезает и из-за недостойного поведения самого человека.
Часто принято считать, что некоторые люди достойны презрения; что мы имеем право – и даже как бы обязанность – не признавать их человеческого достоинства. “Я всегда презирал предателей и стукачей” или “я не подам руки подлецу” или “я не собираюсь разговаривать с этим… на букву п.” Если задать людям вопрос “Почему Вы уважаете такого-то человека?” Большинство ответит – за то, что он умный, добрый, справедливый, честный. Никогда не подведет и т.д. Но если мы верим в сотворение, мы ответим по-другому – “потому, что он создан по образу Божию”. Он может быть некрасивым и неумным. И даже не добрым и не справедливым. Мы можем противостоять ему в том, что он делает. Но мы не можем его презирать, потому, что он создан по образу Божию.
Если я всерьез верю в Творение, я не могу презирать кого бы то ни было. Взгляды человека могут быть глубоко ложными и пагубными, а его поведение – крайне греховным; но он остается Божиим творением, созданным по образу Божию.
Отказаться от презрения к людям очень трудно; упиваться своей правотой, своим моральным превосходством так приятно, что это может стать чем-то вроде наркомании. Но презирать человека – значит показывать неверие в Создателя.
Одна пожилая благочестивая женщина, пронесшая веру в Бога через самые мрачные советские годы, рассказала о том, как один верующий, сломавшись под давлением КГБ, согласился сотрудничать с властями. Один его старый знакомый потом сказал: “встретил Иуду в костеле.. Конечно отвернулся”. Эта женщина была глубоко расстроена такими словами; она-то знала, что вера проявляется именно в том, чтобы не отворачиваться. Как бы ни было ужасно предательство, предатель остается человеческим существом, созданным по образу Божию.
Многие, даже верующие люди могут с этим не согласиться или даже возмутиться, но я сошлюсь на Того, кто тоже вызывал несогласие и даже возмущение. Люди были возмущены тем, что Иисус ест в компании продажных сборщиков налогов и позволяет проституткам прикасаться к Нему. Иисус как раз подавал руку подлецам. В Его глазах они обладали достоинством и ценностью. Они стоили того, чтобы прийти к ним; они стоили того, чтобы за них умереть.
Из веры в Творение следует и определенное отношение к самому себе. Я тоже создан Богом по Его образу; у меня тоже есть неотъемлемое достоинство. Часто люди – как христиане, так и нехристиане – путают это сознание достоинства с гордыней; часто верующим кажется, что признавать свое достоинство неправильно, это гордыня. На самом деле, гордыня – это нечто противоположное. Кто является высшим образцом смирения? Господь Иисус. Сознавал ли он свое достоинство? Да. Именно поэтому Он был чужд гордыне. Если Вы знаете, что обладаете достоинством просто потому, что Вы – человеческое существо, Вам незачем “самоутверждаться”. Это было бы очень глупо. Если Вы считаете, что Ваше достоинство может быть выше или ниже, или Вы можете его вовсе потерять – Вы столкнетесь с соблазном утверждать Ваше достоинство, уничижая других людей.