Источник

2. Библия и наука: краткое пояснение4. Человеческое достоинство

II. Доктрина творения и повседневная жизнь

3. Цель и смысл

На вопрос о происхождении есть несколько ответов. Согласно одному из них, мир и человек – продукт действия каких-то безличных космических сил. У них не было намерения создавать природу или людей, не было намерения создавать каждого из нас по отдельности. Согласно атеистической точке зрения, каждый из нас возник в результате безличных природных процессов, и через какое-то время в силу безличных законов и случайностей навсегда перестанет существовать. Вселенной нет до нас никакого дела. Что бы мы ни делали – это все обнулится.Такая картина выглядит весьма уныло, и, надо сказать, многие защитники такого мировоззрения это признают. Вот что пишет, например, французский ученый, нобелевский лауреат, атеист, Жак Моно:

Чистая случайность, абсолютно свободная, но слепая, лежит у самых корней величественного здания эволюции, и в результате человек, наконец, знает, что он одинок в бесчувственных глубинах вселенной…

Жизнь вообще, и человек в частности – явление уникальное, единственное творение необъятной Вселенной, возникшее вопреки планам природы.

Человек должен наконец пробудиться от тысячелетнего сна, и, пробудившись, он окажется в полном одиночестве, в абсолютной изоляции. Лишь тогда он наконец осознает, что, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира. Мира, глухого к его музыке, безразличного к его чаяниям, равно как и к его страданиям или преступлениям… Человек наконец сознает свое одиночество в равнодушной бескрайности Вселенной, из которой он возник по воле случая.

Таков ответ атеизма. У одного очень популярного одно время и очень богатого рок-певца – Фредди Меркьюри есть песня “Show must go on”, “Представление должно продолжаться”. Он поет (или вернее, пел, потому, что он уже умер):

Знает ли кто нибудь, зачем мы живем?

Мое сердце разбито, но приходится улыбаться:

Представление должно продолжаться.

Большинство людей, которые говорят о своем неверии в Бога, не задумываются о том, что это на самом деле означает. Если прав Жак Моно и иже с ним, то мы появились на свет в результате слепой игры случайных сил, и вскоре, как мы, так все, кого мы любим, навсегда исчезнут под влиянием тех же случайных и бессмысленных сил. Никакого объективного смысла в жизни нет, и любой субъективный смысл, который мы попытаемся в нее привнести, навсегда погибнет вместе с нами.

По-другому на вопрос о происхождении – а значит о цели, смысле, надежде и достоинстве отвечает доктрина Творения. Библия начинается словами:

В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт.1:1)

Существование всего в мироздании – в библейском словоупотреблении “неба и земли” – коренится в воле и замысле личностного, всемогущего и нравственно благого Бога. В творении нет ни случайности, ни бессмыслицы; творение – это произведение искусства, вызывающее глубокое восхищение. В Библии есть книга псалмов – молитв, в которых верующие древности выражали свою веру и изливали свои чуства. В одном из псалмов говорится:

Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. (Пс.91:5)

Творение прекрасно и достойно восхищения. Мир не возник случайно; он с любовью создан великим Художником:

Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. (Пс.103:24)

У вселенной есть цель; каждая травинка исполнена глубокого смысла; существование исполнено чуда и тайны. Мы – Божьи творения, призванные в бытие – и сохраняемые – Его творческой волей:

Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его. (Пс.99:3)

Не только люди в целом, как вид, но каждый отдельный человек создан Богом по отдельному проэкту, лично

Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс.138:13–16)

Как говорит митрополит Сурожкий Антоний:

Бог нас творит, потому что мы Ему желанны, в самом теплом и самом глубоком смысле этого слова желанны. Мы Богу не нужны для того, чтобы Он Богом был; для Него нет необходимости нас вызывать из небытия. Он был бы той же полнотой самодовлеющего бытия, той же полнотой торжествующей, ликующей жизни и без нас. Он нас творит нас ради, а не Себя ради. И в Предвечном Совете, который вызывает нас к бытию, уже покоится вся полнота Божественной любви к нам. Вспомните начало книги протопопа Аввакума, где во вступлении он говорит об этом Предвечном Совете, о том, как Бог, обращаясь к Сыну, говорит: “Сыне! Сотворим человека!”, и Господь отвечает: “Ей, Отче!” И тогда, раскрывая тайны будущего, Отец говорит: “Да, но человек согрешит и отпадет от своего призвания, своей славы, и придется Тебе крестом его искупить”. И Сын говорит: “Пусть будет так, Отче!”

Здесь нечто очень важное. Важно то, что Бог, творя человека, знал, что случится – и сотворил. Он знал, что будет с человеком: что придет на него смерть, страдания, безмерная скорбь становления или падения. И Он знал тоже, что Его любовь имеет в себе крестный оттенок, что в любви есть радость давать и есть радость получать, и есть победоносная, трагическая радость Креста.

И вот, Бог творит человека на фоне этого. Раньше чем человек сотворен, он уже возлюблен крестной Божественной любовью, а не только радостной и светлой. И когда человек появляется из небытия в бытие, он встречает Божественную любовь, он любим, он желанен. (О некоторых категориях нашего тварного бытия)

Никто из нас не появился на свет случайно; каждый из нас уникален, и принципиально важен. Его картина и Его симфония не полна без Вас и без меня. Бог считает, что я и Вы нужны в Его мироздании. Когда мы поймем эту истину – и увидим все в ее свете – наше восприятие самих себя и друг друга радикально изменится. Мы существа, в бытии которых есть смысл – глубокий, таинственный, превосходящий наше понимание замысел стоит за фактом нашего появления на свет. Не существует людей, жизнь которых была бы бессмысленна. Вы и я – часть Божьего замысла; наше существование обладает глубоким, таинственным смыслом. У нас есть ответ на вопрос “зачем мы живем”. Чтобы познать Бога и возрадоваться Ему вовеки; это означает нечто гораздо большее, чем мы в состоянии вместить.


Источник: Худиев С.Л. Апологетические заметки // Альфа и Омега. 2005. № 1 (42) - 2009. № 2 (55).

Комментарии для сайта Cackle