Письмо № 93. Н.С. Фуделю
30 IV [1952, Усманъ] 525
Милый мой Коленька.
Думается о тебе в этот тихий вечер, хочется, чтобы было тебе хорошо, ясно, светло, – чтобы было благополучие и семейное, и душевное. За многое я тебе благодарен. Вот еще и за эту новую посылку от 25 IV. С такими вкусными конфетками, что Варенька просияла. Она ужасно слабенькая: то здоровая, то опять что-то случается с ней. Очевидно, что главным образом это сердце дает эти колебания. Вчера ходили мы первый раз на речку (Усманка) это с ½ клм – смотрели, как по тихой голубой воде плыло утиное семейство, как плескалась рыба, как около берега крутились головастики, а на берегу лежали выброшенные полой водой корни водяных лилий.
Получили мы сегодня следующее: мешочек геркулеса, пакет с рожками и два пакета с вермишелью и лапшой, воблу, конфеты в коробке, пакет с пастилой и отдельно кусочек кекса, авоська, бумага наждачная (особая благодарность мамы), чай, лекарство, материя голубая. Кажется, все. Мы были очень обрадованы и благодарны всем. Мама и Варенька пишут Тамаре. Мама сейчас сидит против меня, вяжет для Тамары кофточку и велит мне написать, что она поправилась, что она отдыхает и что ей хорошо. Она, правда, кажется, поправилась, часто весело смеется или поет с Варенькой, глаза веселые и спокойные. Впереди темнота, но настоящее светло.
С Варенькой занимаюсь даже и тогда, когда она слегка болеет. И мне живется хорошо. Я думаю, что если бы мне не было хорошо, то и маме не было бы так, как ей сейчас: наши жизни слишком срослись, как растения, и как бы мы ни шли в своей жизни, мы идем вместе, – или спотыкаемся вместе, или вместе радуемся светлому пути.
Может, под конец жизни тропинка пойдет под уклон и нам с ней будет все легче и все светлее.
Она много думает о вас (тебе и Ляле), беспокоится и, наверное, больше меня понимает и помогает вам (своим пониманием). Теперь она мечтает о знакомстве и «преодолении» Лялиной мамы 526. В мае, т<о> е<сть> скоро, она собирается к вам. Вернее, ждет, что вы ее вызовете при появлении серьезных покупателей.
В Графскую 527 она ездила, но ничего не нашла, а здесь на днях нашли Уз дома очень подходящие, крепкая стройка и цена доступная. К сожалению, нет сада, а только огород.
Через своих инвалидов 528 получаю 3–4 сотки земли и на днях буду сажать картошку и капусту.
Целую тебя, Николаша, целую твою Лялю. Дай вам Бог всякого благополучия.
Прости, что такая бумага 529, иной нет.
Твой п.
* * *
Датируется по обстоятельствам жизни в Усмани.
Родители Л.И. Щербининой долго не давали согласия на брак с Н.С. Фуделем.
См. примеч. 4 к письму 92.
Как инвалиду 3-й группы С.И. Фуделю был выделен вне очереди небольшой участок земли под огород.
Письмо написано на темной бумаге.