Письмо № 91. Н.С. Фуделю
20 IV [1952, Усмань] 517
Милый мой друг Николаша.
Обнимаю тебя и поздравляю с Праздником. Христос воскрес!
Сегодня ночью, после начала пасхальной службы, первая мысль была о тебе и я благословил тебя в темноте ночи огоньком свечки. Мы были с мамой, но недолго из-за многолюдства и пошли домой к Вареньке. Огонек свечки я донес до дому, и мы нашли стол убранный всеми подарками, куличом и крашеными яйцами, а Вареньку одетую, но сладко спящую.
Ее разбудили и начали столь же сладко есть и пить. Варенька получила в подарок от нас большой пестрый мячик и кошелек и была всем очень довольна. Помимо всего, в доме есть ее сверстница и Вареньке весело. Она поправилась. Мама тоже здорова. Сделала пасху и целых три кулича, так что у нас полное благополучие.
Читал им Лескова выдержки из «Левши», «Однодума» и целиком «Ангела» 518, очень всех порадовавшего (ты по недоразумению его не оценил). Достал в библиотеке «Пиквикский клуб», а «Святочных рассказов» 519 нет. Живем мы втроем дружно, радуемся этому неожиданному отдыху.
Мама стала лучше выглядеть и, если соблюдает голодную диету, здорова и весела. Лучше всего на нее действует кислая капуста. Конечно, в мае ей придется ехать обратно, делать все дела 520. Мы прекрасно понимаем и твое и Машино положение и совсем не хотим возлагать бремена неудобоносимые. Продажа, конечно, затянется на все лето. Жаль, если будет не использован участок. Я уже писал, что получили 100 р. телеграфом и посылку. Ее содержимое очень порадовало, но, кажется, что-то похищено. Получили: геркулес, бел<ую> муку, куклу, завернутый подарок от т<ети> Нины, очки, дионин, коробку пастилы и «театрального горошка», писч<ую> бумагу и воблу. Лучше, конечно, посылки зашивать. Варенька была очень рада кукле, а я очкам.
Одновременно пришли 200 руб. за аренду, а остальные 200 руб. оставлены на уплату налогов. Мама писала об этом Марье Мих<айловне>. Деньги у нас есть в достаточном количестве, т<ак> к<ак> Варенька еще получила в подарок из Москвы. Твое письмо ко мне и маме пришло вчера и очень нас порадовало. За последний год мы все больше сблизились, теплее почувствовали друг друга и тверже поняли, что только «Дух животворит», что только духовное единство скрепляет цементом связи семьи. Духовность эта не аллегорическая, а буквальная. Тщеславие, неприязнь, раздражение, раздоры, – это все тоже «плоть», преодолеваемая духом любви и мира.
Человек, еще живя в этой бренности, должен прорастить в себе семена будущей жизни, уже теперь начать в себе эту будущую жизнь. Это начало – муки родильницы и предначинание блаженства величайшего творческого акта.
Мы ничего никогда не знаем, кроме того, что плачем и что в этом плаче радость созидания. Каждый из нас, в семье, дан для другого и как поддержка и питание и как испытание терпения и любви, как путь, через который надо пройти или всегда идти рядом. Поэтому всякий раздор между нами особенно нетерпим. Его совсем нет и, даст Бог, никогда не будет. Даст Бог, будет всегда то, что сейчас есть: любовь.
Целую тебя, мой милый Николаша, очень крепко. Спасибо за письмо. Целую Лялю.
Твой п.
* * *
Датируется по ссылке на день Пасхи 20 апреля.
Рассказ Н.С. Лескова «Запечатленный ангел».
Речь идет о произведениях Ч. Диккенса.
То есть в Москву и Загорск, заниматься продажей дома.