Социниане, или унитарии
Еще при жизни Лютера и Кальвина образовалось скопище так называемых унитариев, которые отвергнули коренные догматы христианства: троичность Лиц Божества и Божество Господа Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. два Социна (дядя и племянник) выработали определенную систему унитарного учения и соединили унитариев в одно общество. Главные пункты учения унитариев, или социниан, следующие:
единственный источник религиозного знания есть Св. Писание, но в нем не должно принимать ничего, превышающего разум;
тайна Троицы, как превышающая разум, отвергается: Бог един, Иисус Христос – простой человек, только облеченный Божественной силой для совершения нашего спасения и возвышенный на степень Божеского величия в награду за совершенное послушание воле Божией, Святой Дух есть только сила Божия;
первородного греха нет, а есть только наследственная наклонность ко злу, которая не вменяется во грех;
искупление состоит только в том, что Иисус Христос учением и жизнью указал нам путь к добродетели;
смерть Христа не есть умилостивительная жертва за наши грехи, а имеет то значение, что Иисус Христос запечатлел ею истину своего учения и совершил великий подвиг, за который награжден возвышением в Божеское достоинство;
таинства суть простые обряды, почтенные по своей древности.
На практике глумление над священными предметами у социниан дошло до того, что их общество за это уже в половине XVII в. было изгнано из Польши, где оно первоначально поселилось. Удержавшись в области Семиградской, учение унитариев распространилось потом в других странах, в особенно значительной степени в Англии и Америке.