Источник

Слово в неделю 12-ю по Пятидесятнице. Вера, как средство избавления от скорбей117

Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея... утрудихся зовый... изчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего (Пс. 68:2:4). Так некогда молился божественный Псалмопевец в тяжких скорбях, которые, как глубокие воды объяли его. Особенная тяжесть этих скорбей заключалась в оставленности Богом царя Давида, ибо он призывал Господа, молился Ему, а ответа не было. Недаром св. Церковь в этих страданиях Псалмопевца видит прообраз крестных страданий Христа с Его богооставленностью среди страшных мук, которые побудили Спасителя воскликнуть: «Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил» (Мф. 27:46).

Бог судил и нам, мои возлюбленные о Христе чада, испытывать сейчас великие, небывалые скорби. Мы также тонем в них, как в глубоких водах. Мы горячо молимся об избавлении от переживаемых нами несчастий, но Господь пока не исполняет наших молитв. Поэтому многие из нас впадают в печаль и даже уныние и думают, что настала их гибель.

Да, скорби наши слишком велики. Они разъедают наши сердца и днем, и ночью. Однако, нельзя так духовно расслабляться. Мы должны всегда сознавать, что живем под промыслительною десницею Господа. Нам нужно всегда помнить, что Господь печется даже о птицах небесных и полевых растениях. Нас ли, искупленных Его драгоценною Кровию, Он забудет и оставит вне Своего промыслительного попечения?! И совсем не для гибели Господь послал нам эти скорби, а для искупления наших грехов и для нашего испытания, чтобы соединить нас, так далеко от Него удалившихся, и излить на нас всю Свою неизреченную любовь. Не будем забывать слов Священного Писания: «Егоже бо любит Господь, наказует» (Притч. 3:12; Евр. 12:6).

Мы могли бы роптать на Бога в своих скорбях только в том случае, если бы Он оставил нас беспомощными. Но Господь дал нам великое несокрушимое орудие для христианского перенесения скорбей и для избавления от них. И этим средством является наша вера. Как велико и спасительно это средство, об этом свидетельствует Ап. Павел, говоря: «Верою победиша царствия... заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих» (Евр. 11:33–34).

Конечно, вера здесь разумеется истинная, православная. За отступление от этой веры, хотя на одну иоту, мы сразу делаемся игралищем бесов, становимся совершенно беспомощными для борьбы со злом и всякими несчастиями. И это понятно, ибо тогда благодать Божия отходит от нас. И хотя бы св. Церковь видимо не отлучала нас за это отступление, мы невидимою Божественною силою отсекаемся от общения с Богом, во исполнение апостольских слов: «Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1:8).

К сожалению, православные христиане, как никогда, теперь отступают от чистоты нашей православной веры. Очень многие из них, под влиянием богоборческого теософского учения, а главным образом, под влиянием всевозможных страстей и пороков, утратили чистоту православных воззрений, и настолько, что не видят никакой существенной разницы между православием и инославием и говорят, что истина находится во всякой религии, во всяком веровании. Если бы это было так, то зачем же под страхом анафемы нам запрещено святой Церковию и святыми ее канонами молиться с еретиками и язычниками? Почему же в таком случае св. Церковь учит, что спасутся и наследуют вечное блаженство только те, которые принадлежат к истинным ее последователям по вере, согласно словам Христа: «Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры (разумеется православной), осужден будет» (Мк. 16:16). И та же св. Церковь свидетельствует, что еретики никогда не спасутся: они обречены на вечное адское мучение.

Поэтому никогда не будем допускать лжеумствований в области нашего догматического учения. Будем неуклонно и с радостию прибегать к таинствам покаяния и причащения, будем свято блюсти праздники и посты и все, чему учит нас Православная Церковь. Будем во всей чистоте хранить и исповедывать свою православную веру, памятуя слова преп. Серафима Саровского: «Горе тому человеку, который хотя на одну букву изменит постановления Вселенских Соборов; все, что облобызала св. Церковь на этих Соборах, свято исполняй». «Радость моя, – говорил преподобный одному богомольцу, – не имей общения с теми, которые нарушают пост в среду и пяток».

Но это не все, что мы хотели бы сказать о православной вере. Св. Симеон Новый Богослов говорит, что истинная вера заключается не только в чистоте православного учения, чуждого всякой ереси, но и в твердой уверенности, что Господь никогда не оставит нас в скорбях без Своей дивной помощи. Как следовало бы нам, возлюбленные, всегда помнить великого вождя и пророка когда-то избранного народа, Моисея. Ему пришлось пережить страшное испытание, когда он с своим безоружным народом подошел к Чермному морю, а сзади его настигал фараон с своим воинством. Но Моисей верил в помощь Божию, и вера его не осталась постыженной: он перешел море, как по суху, со всем своим народом, а фараон со всем египетским воинством погиб в волнах Чермного моря.

Так верил в помощь Божию и Иосиф прекрасный. Ему, оклеветанному, угрожала смертная казнь и он был брошен в темницу. Но Иосиф верил в милосердие и всемогущество Божие и был с Богом. Поэтому и Господь был с ним. Он вывел его из темницы и поставил его над всею землею Египетской, первым лицом после фараона. Такою же славою исполнил Господь и великого пророка Даниила. Его также оклеветали и даже бросили в ров на съедение львам. Но пророк Даниил не поколебался в своей вере в помощь Божию, и львы его не тронули. А царь сделал его первым после себя лицом по управлению всем своим царством.

Так верили в Бога, как своего Божественного помощника и Утешителя в скорбях, и св. Апостолы. Дивное явление наблюдалось в их жизни: чем больше было у них скорбей, тем бóльшую радость Господь посылал им. Вот почему Ап. Павел сказал: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1:5).

Такую истинную веру имели и все святые. И чем больше у них было скорбей, тем более в их жизни блистала благодать Святого Духа в ее дивных и разнообразных проявлениях, превращая все их скорби в радости и покрывая их неувядаемою славою.

Будем, возлюбленные, и мы стараться иметь такую же веру. И не будем унывать от скорбей. Они заповеданы нам Господом и являются отличительным признаком Его истинных учеников, ибо Ему угодно было сказать: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16:33).

Вся земная жизнь Христа была исполнена скорбей. Ему с самого рождения угрожала смертельная опасность. Книжники и фарисеи, несмотря на все Его великие чудеса и благодеяния страждущим людям, всегда рвались убить Его. Нельзя выразить словами всех душевных и телесных мук Его на кресте. Чем же окончились все скорби и страдания Спасителя? Полною победою над диаволом и всеми твердынями ада. Эту победу дарует Господь и нам с вами над диаволом, всяким злом и всеми скорбями за нашу веру во Христа.

Поэтому будем стремиться к сей вере, держаться ее, как якоря нашего спасения, и вместе с Церковию всегда взывать ко Христу: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче»118.

Тогда Господь не допустит, чтобы скорби поглотили нас, как бы они ни были велики. Господь избавит нас от них и осуществит над нами Свои слова. «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33:20). «Не оставлю вас сиры: прииду к вам» (Ин. 14:18). «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Аминь.

* * *

117

Произнесено в Русской инвалидной церкви св. Великомученика Пантелеимона в с. Княжево 14 августа 1944 г.

118

4-й ирмос воскресного канона 8-го гласа.


Источник: Проповеди [1920-1944] / Архиепископ Серафим (Соболев). — София, 1944. - 189 с.

Комментарии для сайта Cackle