Послание к пастве, по случаю праздника Светлого Христова Воскресения
Христос Воскресе!
«О, Пасха, избавление скорби!» – Вот слова пасхального богослужения, которыми св. Церковь хочет побудить нас, мои возлюбленные о Христе чада, всецело отдаться радости праздника Светлого Христова Воскресения.
Может быть, некоторые из нас скажут: как вместить эти слова в сердца наши, когда мы так тяжко страдаем от скорбей. Последних всегда было много в нашей жизни и чем далее идет время, тем эти скорби становятся для нас тяжелее и невыносимее. Вот и ныне Господь посетил нас такими бедствиями, каких еще не было доселе. Настали времена, когда от разрушительных изобретений современной культуры нельзя укрыться ни в катакомбах, ни в горах, ни в пустынных местах. Мы являемся свидетелями чудовищного явления в человеческой жизни, когда истребляется смертоносными аэропланами мирное население, вплоть до неповинных женщин и детей.
Теперь становится понятным, каким образом может быть истреблена третья часть живущих на земле людей, что произойдет перед самым вторым пришествием Господа и о чем говорится в Откровении Иоанна Богослова в таких словах: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, а изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей» (Апок. 9:17–18).
Итак, от какой же скорби избавляет нас св. Пасха? Несомненно, здесь разумеются не внешние скорби, которые омрачают нашу жизнь и отнимают от нас временное благополучие. Иначе Господь не указал бы на эти скорби, как на признак, отличающий Его последователей, сказавши: «В мире скорбни будете» (Ин. 16:33). По учению Христа, эти скорби являются для нас даже спасительным путем, которым мы должны идти к вечной блаженной жизни, почему Господь и сказал: «Узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7:14). А великий Ап. Павел видит в этих спасительных для нас скорбях источник утешения Христова еще в земной нашей жизни. Во втором послании к Коринфянам он говорит: «По мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1:5).
Какую же надо разуметь скорбь, избавление от которой дарует нам св. Пасха? Пасха, или Светлое Христово Воскресение, есть наше избавление от скорби будущих вечных мучений. А так как причиною этих мучений является грех, то св. Пасха есть избавление нас от порабощения греху, источнику всякой пагубы. Вот почему в ежедневной молитве великого подвижника Киево-Печерской лавры, иеросхимонаха о. Парфения, мы находим такия слова: «О, Боже мой... избави мя от единственного и величайшего зла – греха».
Это избавление от греха даруется нам Богом в таинствах Церкви вместе с благодатию Святого Духа. А благодать сия, при содействии нашей свободной воли, не только освобождает нас от бремени греха, но сообщает нам божественную силу, чтобы соблюдать спасительные заповеди, достигать святости и быть наследниками райского блаженства. Недаром в пасхальном богослужении св. Пасха ублажается Церковию не только, как избавление от скорби, но и как «всех освящающая верных» и «двери райския нам отверзающая».
Вот от какой скорби избавляет нас св. Пасха и какие блага духовные и вечные она дает нам вместе с этим избавлением.
Да поможет нам Воскресший Господь Спаситель всегда ощущать в себе благодатную силу избавления нас Пасхою от скорби нашего порабощения греху. О, если бы сие избавление совершилось в наших сердцах! Оно даровало бы нам святую жизнь, которая была бы для нас источником божественной радости еще здесь на земле, согласно словам Христа: «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей... радость Моя в вас будеть и радость ваша исполнится» (Ин. 15:10–11).
Однако, благодатную силу этой божественной радости во всей полноте мы будем испытывать только в загробной жизни. Эта радость будет так велика, что мы сейчас даже не можем себе еe представить. Предвкушая райское блаженство, св. Иоанн Богослов сказал: «Не у явися, что будем: вемы, же, яко, егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть» (1Ин. 3:2). Испытавши сие блаженство при своем вознесении до третьего неба, св. Ап. Павел не мог изобразить его словами. А преп. Серафим Саровский, удостоенный от Бога такого же дивного откровения, мог только сказать: «Ах, если бы мы знали, какая радость и какой восторг объемлют душу праведного при ее вселении в райские обители, то мы согласились бы во временной сей жизни с полною готовностью терпеть всевозможные скорби, лишь бы нам не лишиться того блаженства, какое Господь уготовал любящим Его».
Ясно, что все наши скорби ничто, в сравнении с райским блаженством небесного Царства. Поэтому пусть светлый праздник Воскрессния Христова не омрачается внешними, хотя бы и весьма великими, нашими скорбями и страданиями. Будем помнить слова Ап. Павла: «Нынешние временные страдания ничего не сто́ят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18).
Пусть не омрачается в нас радость светлого праздника скорбями и потому, что в борьбе с ними мы не одиноки. С нами всегда Сам Спаситель с Своею благодатною помощью. Над нами простерт всесильный покров Его Пречистой Матери. Нам всегда готова помощь в скорбях от бесплотных сил, которые «ныне... с нами невидимо служат» Христу. С нами и все святые угодники Божии.
Будем только верными Господу, не будем изменять Ему своими грехами, страстями и пороками. Тогда в нашей жизни осуществятся Его божественные непреложные слова: «Не оставлю вас сиры, прииду к вам» (Ин. 14:18); «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Тогда не оставит Он нас с вами, мои возлюбленные о Христе дети, и после нашей смерти, и над нами исполнятся слова Христовы: «Добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25:21). Аминь.