Слово на Прощеное Воскресенье. О спасительном значении для нас поста, если он сопровождается нашею истинною любовию к ближним95
Господь Спаситель наш перед тем, как выступить на открытую духовную борьбу с князем мира сего и со всеми его злыми духами, действующими в людях, подверг Себя сорокадневному посту. Этим самым Он показал всю спасительную для нас силу поста. Какое значение имеет пост, это явствует также из слов Христа: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17:21). Отсюда понятно, почему Ап. Павел сказал: «Я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:26–27). «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6:12).
В строгом соответствии с этим божественным и апостольским учением, показывали всю силу поста и св. отцы Церкви. Они, на основании своего собственного опыта, учили, что бороться с искушениями демонов и со всем злом диавольским в мире можно только при благодатной одухотворенности нашего плотского состава, которая достигается прежде всего постом. А св. Иоанн Кассиан говорит, что и самое наше духовное преуспеяние измеряется постом. В то же время св. отцы Церкви свидетельствуют, что молитва наша только тогда имеет особое чудотворное действие, когда сопровождается постом. Поэтому великими чудотворцами были преимущественно выдающиеся постники, как например, святые: Антоний Великий, Серафим Саровский, а также праведник Русской Церкви о. Иоанн Кронштадтский. Последний однажды, говоря в Андреевском Кронштадтском соборе проповедь за литургией, на которой мы присутствовали, сказал, что Бог исполняет наши молитвы, если они сопровождаются воздержанием, что им самим было испытано тысячу раз.
Точно так же необходим пост и для покаяния, почему Господь требует, чтобы люди каялись, т.е. обращались к Нему от грехов своих, в посте и молитве. «И ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, в посте и в плачи, и в рыдании» (Иоил. 2:12). История ветхозаветного Израиля, как свидетельствует Библия, говорит нам, что когда израильтяне желали испросить прощение у Бога в грехах своих, то они налагали на себя пост, и он был неизменным спутником покаяния для умилостивления праведного Божественного гнева.
Однако, несмотри на все великое значение для нас поста, он, как и покаяние, не принесет нам никакой пользы, если не будет сопровождаться любовию к ближним. Как нам известно из Евангелия, неразумные девы обладали всеми добродетелями и даже девством, но не имели любви, и потому погибли для вечного спасения. А св. Ап. Павел поставил любовь даже выше мученического подвига, сказавши: «Аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть» (1Кор. 13:3).
Вот почему св. Церковь перед началом Великого поста, с его усиленными молитвами и покаянием, обращает особенное внимание наше на любовь к ближним, когда в прощеное воскресенье за литургией, на евангельском чтении, говорит нам словами Христа: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15).
Да, великого подвига требует от нас св. Церковь этими божественными словами. Она побуждает нас подражать Самому Христу и относиться к нашим врагам так, как Он относился к Своим распинателям, когда молился за них Богу Отцу Своему. В данном случае св. Церковь основывается на словах Христа: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48). Конечно, мы слишком немощны для такого подражания, но не надо забывать, что Господь ниспосылает нам для исполнения Его божественных заповедей всесильную Свою благодать, которая недостижимое для нас делает достижимым, почему Он и сказал: «У человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна» (Мф. 19:26). А св. Ап. Павел говорит: «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп. 4:13).
Следовательно, при содействии благодати Святого Духа, мы можем подражать Самому Господу. Так подражал Ему в любви к врагам св. архидиакон Стефан. Он молился о прощении своих убийц в то время, когда они побивали его камнями, и последними словами первомученика были: «Господи, не постави им греха сего!» (Деян. 7:60). Так относились к своим врагам и все угодники Божии, воплощая в своей жизни апостольския слова: «Аще убо алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его» (Рим. 12:20). Когда св. Макария Великого оклеветали в блуде и почти до смерти избили, то он не произнес ни одного слова укоризны своим клеветникам. Так подражал Христу и наш св. Серафим Саровский, который не только простил избивших его разбойников, но и исходатайствовал им прощение от гражданских властей.
Да, трудно, очень трудно любить врагов своих. Но нет иного пути к получению нам прощения от Бога. Поэтому будем слушать св. Церковь и, вступая во дни поста и покаяния, простим от всего сердца всех врагов наших и испросим у них прощения, хотя бы мы не были виноваты перед ними. Исполним и на сей раз спасительный обычай нашей Русской Церкви и примиримся друг с другом, чтобы быть нам истинными чадами Божиими и чадами матери Церкви нашей. Во исполнение сего святого обычая, прошу вас простить меня во всех моих согрешениях против вас, вольных и невольных. Властью, данною мне от Бога, прощаю и разрешаю все ваши согрешения против меня и призываю на вас, ради молитв Пречистой Божией Матери, святителя Николая и всех святых, благословение Божие. Аминь.
* * *
Произнесено в Русском Софийском храме св. Николая 6 февраля 1939 г.