По поводу статьи «Служение России»
После напечатания мною книги «Русская Идеология», в газете «Царский Вестник» появился о ней отзыв под заглавием «Служение России»890. Предметом внимания этого отзыва явились, главным образом, те строки моей книги, где высказывается мысль о сохранении в католической иерархии апостольского преемства с благодатью Св. Духа, которая, однако, не является действенной и спасительной, в силу присущих католичеству ересей891.
По поводу этой мысли автор данного отзыва пишет: «Дело обстоит проще и яснее. Апостольское преемство и благодать существуют только в единой спасающей Православной Церкви, всё же, что вне Церкви, – безблагодатно. Католики, так же, как и евреи, и магометане и язычники – вне Церкви и так же безблагодатны».
Прежде всего, следует сказать, что вопрос – есть ли благодать, или нет её у еретиков и раскольников, является с древних времён существования св. Церкви и доселе одним из самых трудных для богословской мысли.
Св. Василий Великий в своём первом правиле отмечает, что от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметать, крещение раскольников принимать, а находящихся в самочинных сборищах исправлять и обращать к Церкви покаянием с оставлением в том же чине тех из них, которые имели церковные степени. Здесь св. отец указывает на Карфагенских епископов, Кириана и Фирмилиана, которые над раскольниками, в частности кафарами или чистыми892, при их переходе в православие, совершали крещение, полагая, что они, как отпавшие от Церкви, совсем не имеют благодати Св. Духа. Но сам св. Василий Великий, как и некоторые ассийские епископы, таинство св. крещения, совершавшееся новацианами, или кафарами, желая следовать отцам, – признавал действенными.
Эта неодинаковость в решении вопроса о действенности таинства крещения у раскольников и еретиков и, следовательно, о наличии у них благодати Св. Духа, показывает всю его трудность. Во всяком случае, нельзя решать его так просто, утверждая безблагодатность всего того, что находится вне Православной Церкви, и считая на этом основании католиков язычниками.
Как видно из того же первого правила св. Василия Великого, а также 7 правила Второго Вселенского Собора (срав. 95 правило 6 Вселенского Собор и 7 правило Лаодикийского Собора), Православная Церковь приравнивала к язычникам только тех еретиков, у которых крещение совершалось без веры в Св. Троицу. Поэтому, присоединяя таковых к числу своих членов, она их перекрещивала. Еретиков же, над которыми было совершено таинство крещения при наличии этой веры и с призыванием имени св. Троицы, св. Церковь принимала вторым чином – через таинство миропомазания, признавая их крещение действительным. Этим самым она свидетельствует, что у таких еретиков благодать крещения есть. Вот почему епископ Никодим, канонически толкования которого помещены, наряду с другими, в книге правил, в своём объяснении 7 правила 2 Вселенского Собора, имея в виду еретиков: ариан, македонян и аполлинариан, говорит: «всякий, который совершает крещение, есть только орудие, которое Христос избирает для приобретения человека в Своё Царство. Это орудие совершает обряд, а благодать исходит от Бога893.
Как видно из 8 правила 1 Вселенского Собора, св. Церковь допускала у новатиан, имевших апостольское преемство, присутствие благодати не только в таинстве крещения, но и в таинстве священства. Поэтому за новатианами, посвящёнными от своих епископов в церковные степени последние оставлялись после перехода их в Православную Церковь без нового посвящения.
А из 95 правила 6 Вселенского Собора явствует, что Церковь признавала у еретиков-несториан наличие благодати в таинствах крещения, священства и миропомазания. В силу этого она принимала их третьим чином, т. е. через покаяние или отречение от ереси.
При объяснении этого правила епископ Никодим говорит: «по первому чину Церковь принимает тех еретиков, которые не веруют в св. Троицу, не признают крещения и его не совершают согласно повелению Господа; по второму чину, т. е. через миропомазание, принимаются (кроме упомянутых в правиле еретиков) все те, которые крещены во имя Отца и Сына и Св. Духа, но не имеют законного священства и не признают таинства миропомазания, а таковы ныне все протестанты; через миропомазание принимаются также и римо-католики и армяне, если не были миропомазаны в своей церкви перед обращением в православие; по третьему чину, т. е. без крещения и миропомазания, только через отречение от прежней веры и через исповедание православного учения принимаются (кроме упомянутых в правиле еретиков) все римо-католики и армяне, которые были миропомазаны в своей церкви»894.
Отсюда понятно, почему наша Русская Церковь со времени Московского Собора 1667 г. принимает католиков третьим чином, если они были миропомазаны, признаёт в их таинствах наличие благодати, как и апостольское преемство их иерархии, в силу чего принимает католических священнослужителей в сущем сане.
Утверждая это, я очень далёк от мысли приравнивать в данном случае католиков к православным. Об этом равенстве здесь не может быть никакой речи. Внутренняя благодать Св. Духа, присущая католикам, не спасает их, ибо католичество является связанным Православною Церковью, которой дана власть вязать и разрешать в Божественных словах: «Елика аще свяжете на земле, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесах»895.
Но нельзя отнимать у католиков того, что они получили от Бога. Православная Церковь могла только наложить на католичество анафему, т. е. лишить его спасительного действия благодати Св. Духа. Самой же благодати лишить католичество она не могла. Ведь Божественные дарования непреложны: их никто не может отнять, кроме одного Бога. Он – Хозяин величайшего сокровища – благодати Св. Духа, этого Божественного таланта, которым по своей вине не пользуются католики, как бы закопавши его в землю через своё отступление от православной веры, что делают и все тяжкие грешники. Господь дал и продолжает давать благодать Свою католикам и отнимет её от них только на страшном суде Своём.
Что это так, об этом свидетельствует св. Василий Великий. Объясняя слова Апостола и Евангелиста Матфея: и растешет его полма, и часть его (лукавого раба) с неверными положит896, св. отец говорит, что благодать Св. Духа, подаваемая верующим в таинствах, будет отнята Богом навсегда от них на страшном суде Христовом, после чего грешники унаследуют окончательную вечную гибель897.
Таким образом, взгляд, что католики безблагодатны и являются язычниками, расходятся с учением Православным Церкви, почему и является ошибочным.
Эта ошибочность ещё более увеличивается, ибо невольно вызывает вопрос: если в католических таинствах нет благодати, то каким же образом Русская Церковь принимает католических священнослужителей в сущем сане? Нельзя согласиться с богословским мнением покойного М. Антония, что благодать священства даруется им в таинстве покаяния, когда они переходят в православие.
Такое мнение не может найти себе обоснования в канонических правилах, ибо ни одно из них не говорит, чтобы еретикам с церковными степенями при переходе их в православие сообщался через покаяние дар священства. Нельзя этому мнению найти подтверждение и у св. отцов Церкви, которые никогда не учили, что при совершении одного какого-либо таинства сообщалось бы одновременно и дарование другого таинства. В таинстве покаяния нисходит только дар отпущения грехов для личного спасения, а в таинстве священства получается дар Св. Духа к достойному пастырскому служению для спасения других.
Помимо всего этого, по поводу настоящего вопроса нужно сказать, что изложенная мною точка зрения не только не приравнивает католиков к православным христианам, но ставит их в положение язычников в отношении борьбы с грехом. Как те, так и другие не обладают силою для этой борьбы, ибо язычники совсем не имеют благодати, а католики, хотя и имеют её, но она, вследствие их отступления от православной веры, не является для них действенной и спасающей.
О, если бы католики были безблагодатны, как язычники! Тогда они были бы не так ответственны перед Богом. Но так как они имеют благодать и через своё отпадение от Православной Церкви, по слову Ап. Павла, второй раз распинают Христа898, то более несут ответственности в загробной жизни перед правосудием Божиим, чем язычники. Эта истина была открыта Богом преп. Макарию Египетскому при обретении им на поле человеческого черепа. Голосом последнего Господь возвестил тогда Своему великому угоднику, что христиане, отрёкшиеся от истинной веры, испытывают несравненно более мучений в аду, чем язычники, провождавшие свою жизнь на земле в тяжких грехах.
Не могу не высказаться и касательно упрёка, сделанного мне в той же статье по поводу моих ссылок на Митрополита Филарета Московского.
<...>
* * *
Статья эта была напечатана в № 676 «Царского Вестника» от 24 октября 1939 г.
«Русская Идеология», стр. 70–71. София. 1939.
Св. Василий Великий именует кафоров (новатиан) раскольниками, ибо они против догматов веры не погрешали. А 2 Вселенский Собор в своём 7 правиле ставит новатиан в ряд еретиков.
«Правилата на Св. Православна Църковь съ тълкованията имъ», т. 1, стр. 427. София. 1912.
Там же, стр. 384.
Твор. св. Василия Великого. О Св. Духе к св. Амфилохию, Еп. Иконийскому, т. 1, гл. 16, стр. 610. СПб. 1911.