Источник

По поводу катехизиса митрополита Антония

При чтении катехизиса М. Антония866 нами было обращено особенное внимание на объяснение им вопроса об искуплении нас от клятвы. М. Антоний, в противовес учению нашей Церкви, выраженному в катехизисе Митрополита Филарета, заявляет, что Богом не было наложено на падшего Адама проклятия. В виду этого, мы считаем своим долгом сказать несколько слов в опровержение данного взгляда м. Антония, высказанного им при объяснении 3-го члена Символа веры.

Здесь на вопрос: «От чего именно спасти человеков пришёл на землю Сын Божий?» М. Антоний отвечает: «от греха и вечной смерти»867. В своём же катехизисе М. Филарет на сей вопрос отвечает так: «от греха, проклятия, и смерти»868.

Таким образом, по учению М. Антония, Бог проклятия на людей не налагал, а потому и незачем было нашему Спасителю избавлять людей от проклятия. В своём «Кратком пояснении допущенных видоизменений в катехизисе Митрополита Филарета» М. Антоний говорит: «Господь Адама не проклинал, а только зме́я (а впоследствии братоубийцу Каина) и сказал, что за грех прародителей проклята земля, т. е. обречена на сравнительное бесплодие; приводимые далее в катехизисе слова: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, т. е. закона Моисеева, касаются известных слов Второзакония о несоблюдающих закона Моисеева и в нашем опыте получают своё должное разъяснение. Так, и св. Иоанн Златоуст в беседе 6 на творение мира неоднократно повторяет, что Бог не проклял ни Адама, ни Еву, а только змея и землю, которою обрёк на малоплодие (т. 6, кн. 2, стр. 814–817)»869.

Прежде всего, мы должны сказать, что приводимые слова из т. 6, кн. 2 творений св. Иоанна Златоуста последнему не принадлежат. Эти слова в издании Миня приписываются Севериану, Епископу Гавальскому870.

Если же мы обратимся к подлинным творениям св. Иоанна Златоуста, то найдём здесь, ясное и определённое учение, что при падении своём Адам и Ева подпали Божественному проклятию. Так, в той же 2-й книге, 6-го тома его творений на стр. 612, под заглавием: «Обзор книги Бытия» мы читаем: «Адам получает заповедь, и из ребра его создаётся жена, которая, будучи обольщена змеем, обольщает мужа и, подвергшись вместе с ним проклятию, изгоняется из рая». А на стр. 561 той же книги в беседе «Против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища» Св. Иоанн Златоуст говорит: «В пятницу, когда Господь твой был распинаем за вселенную, когда приносилась такая жертва и отверзался рай, и разбойник возводился в древнее отечество, и клятва разрешалась, и грех уничтожался, и долговременная вражда прекращалась, и примирение Бога с людьми совершалось, и всё изменялось… тогда ты… пленённый диаволом, повлёкся на то зрелище».

Точно так же вместе с другими св. отцами учит по сему вопросу и св. Ефрем Сирин, который в своём слове на Великий Пяток говорит: «Праведным судом Божиим главы грешников, в лице первого родоначальника праведно поражены проклятием: проклята земля в делах твоих, терние и волчцы произрастит тебе»871.

Таким образом, из учения св. отцов Церкви явствует, что Господь спас нас не только от греха и вечной смерти, но и от проклятия.

Впрочем, указывая на сие святоотеческое учение, мы не исчерпываем всего того, что содержится у св. отцов по данному вопросу. На основании Слова Божьего св. отцы не только учат, что Господь спас нас от проклятия, но свидетельствуют, что смерть Иисуса Христа избавила нас от проклятия, как самого первого и основного зла, происшедшего от греха Адама872. И не потому только проклятие Божие оказалось таким злом, что люди, изгнанные из рая, в поте лица своего стали обрабатывать землю и жены в болезнях стали рождать детей. Эти наказания – внешнего порядка. Ужас проклятия заключается в том, что оно отняло у первых людей и всего их потомства благодать Божию, как внутренний источник их райского блаженного слияния с Богом.

Как велико несчастие, которое произошло от потери нашими прародителями сей благодати, это явствует из учения Христа о великом и спасительном её значении в новозаветной жизни верующих людей. В данном случае, мы должны, прежде всего, вспомнить следующие слова Господа, свидетельствующие об этой благодати: уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель, не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам873. Спрашивается, почему же для Апостолов, разумеется, и для всех верующих во Христа, оказалось лучшим, что Господь взошёл на крест для страданий и смерти? Потому, что следствием всего этого было ниспослание благодати Св. Духа, Который, по словам Христа, является для нас источником истины и Божественного ведения874. Поэтому для нас оказалось лучшим, что Господь претерпел крестную смерть, что благодаря ей мы облекаемся Божественною силою Св. Духа, т. е. Его благодатию875, чтобы побеждать грех и достигать святости. Потому, наконец, нужна была для нас Голгофская жертва, что в силу её мы теперь получаем благодать Св. Духа, Который стал для нас вновь источником райского блаженства, ибо Он есть, по словам Христа, Дух Утешитель876.

Ясно отсюда, как велико было несчастье наших прародителей, когда они утратили, в силу первородного греха, благодать Св. Духа. С её потерей они лишились истинного ведения, утратили силу, необходимую для святой жизни, и Божественную радость.

Таким образом, благодать, которую имели наши прародители до своего падения, была главным внутренним источником всех райских неизреченных благ первых людей. Она соединяла их с Богом, осиявала их Божественною славою и наполняла их жизнь небесным блаженством. Отсюда можно сказать, что насколько велико было райское блаженство наших прародителей от присутствия в них благодати Св. Духа, настолько же велико было несчастье их после падения от лишения сей благодати.

Трудно изобразить все ужасные последствия, происшедшие в жизни первых людей от потери ими благости Св. Духа. Чтобы понять всю силу этого несчастья, надо сначала испытать во всей полноте счастье от сей благодати, от её дивных проявлений. Но несомненно и очевидно для нас одно, что сущность великого несчастья от потери нашими прародителями благодати Св. Духа заключалась в том, что в силу этого люди подпали духовной смерти, т. е. лишились единения с Богом. Прервалось это единение – прервалась вместе с ним и святая, блаженная райская жизнь.

Впрочем, и этим окончательно не исчерпывалась вся сила проклятия, которому подпадали наши прародители. Оно не ограничивалось земною жизнью человека, но переходило в загробный мир. От этого проклятия не освобождались такие великие праведники каковыми были Авраам, многострадальный Иов и Св. Иоанн Креститель. И для них были закрыты двери райского небесного блаженства от единения с Богом, и они, не имея благодати – этого, по учению Ап. Павла, залога будущего блаженства877, после своей смерти сошли в ад, откуда были изведены вместе со всеми, ожидавшими с верою пришествия Христа, только после Его крестной смерти, которая уничтожила проклятие и положила начало для нового, опять благодатного и блаженного единения людей с Богом и здесь и в будущей жизни.

Из вышесказанного видно: можно ли утверждать, что после падения Адама и Евы они со всем своим потомством не подверглись проклятию? Ведь проклятие есть в своей сущности и, как свидетельствует самое слово «анафема» – отлучение людей от Бога. Говорить, что Бог не проклял людей, это значит, допускать в известной мере мысль, что люди и после падения оставались в прежнем единении с Богом, а потому по своей природе не изменились, оставшись истинными чадами Божиими и наследниками вечного небесного блаженства.

Если бы люди не подверглись проклятию, то зачем Ап. Павлу надо было говорить, что Господом Иисусом Христом разорено средостение ограды878 и водворён мир между Богом и человеком879? Зачем в таком случае Ап. Павел в первом своём послании к Коринфянам говорит: но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего880; а во втором послании к Коринфянам он называет нас новою тварью881 и требует от нас, как о сем говорится в его послании к Римлянам, чтобы грех не царствовал более в смертном нашем теле882. И как объяснить тогда слова сего Апостола в послании к Евреям: имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровью Иисус Христовою, путем новым и живым, егоже обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею883.

Значит, до искупительной смерти Христа мы не могли иметь доступа в святилище, т. е. небо: оно было закрыто для нас, ибо по учению того же Апостола Павла, все мы согрешили и лишены были славы Божией884. Значит, до святого крещения мы были нечистыми, ветхою тварью, в которой царствовал грех, почему Ап. Павел в своём послании к Ефесянам сказал: В них же и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея, творяще волю плоти и помышлений, и быхом естеством чада гнева, якоже и прочии885. Ясно отсюда: такими мы были потому, что после падения наших прародителей было уничтожено единение наше с Богом, и мы оказались под клятвою, о которой говорит св. Ап. Павел в своём послании к Галатам886 и об искуплении нас от каковой он говорит в том же послании в словах: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва887.

Для нас не может быть приемлемым толкование этих слов Ап. Павла М. Антонием, которое допущено в его катехизисе, при объяснении 4 члена символа веры: «О каком же искуплении нас Христом от клятвы, спрашивает здесь автор, – писал Ап. Павел к Галатам, – Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (3:13)? Здесь, отвечает М. Антоний, речь идёт об ином проклятии, чем проклятие Божие зме́ю и земле после грехопадения прародителей: клятва законная была возглашена на горе Гевал и записана во Второзаконии. Представители народа возглашали проклятия убийцам, прелюбодеям и другим преступникам (Втор.27:13–26) и в заключение возгласили: проклят кто не устоит в словах этого закона (сравн. Дан.9:11)888.

Итак, по учению М. Антония выходит, что Ап. Павел говорит здесь об искуплении Господом от клятвы законной, которая лежала на иудеях и притом не на всех, а только на тех из них, которые повинны были в уголовных и других тяжких преступлениях.

Мыслить такое не позволяет нам общечеловеческое значение искупительного дела нашего Спасителя. Объясняя данные слова из послания Ап. Павла к Галатам, Еп. Феофан Затворник говорит: «Искупление Господне обнимает весь род человеческий, начиная с первого человека до последнего, и сила его простирается на всю вечность. Ограничиться одними иудеями в этом месте заставила Апостола цель речи, – ненужность закона. Впереди он разъяснил, что закон, ветхозаветное учреждение, не оправдывал и не спасал сам собою, а только верою в грядущего Господа; сам же по себе, один, он тяготил только клятвою над всеми. Теперь… мы обратились к Нему (Христу) и верою в Него оправдываемся, освящаемся и предотвращаем всякую законную клятву… Клятва законная идёт по пятам всякого преступника закона, она срощена с преступлением закона, как благословение срощено с исполнением его. В раю сказано было: в оньже аще день снесте, смертию умрете (Быт.2:17). Это клятва, которая и вступила в силу вслед за вкушением. В законе прописанная клятва известна. И на язычниках лежала клятва, только не через писаный закон, а через закон совести. Ибо угрызение совести, что есть другое, как не действие клятвы, положенной правдой Божией за всякое преступление закона? И под Евангелием сущие не свободны от клятвы, коль скоро не исполняют заповедей Евангелия (Иероним)889.

Таким образом, Ап. Павел, как свидетельствует Еп. Феофан, в данном месте своего послания к Галатам далёк был от мысли учить, что Господь искупил нас от клятвы, провозглашённой на горе Гевал и простиравшей своё действие только на уголовных и других тяжких преступников из иудеев. Ап. Павел выражает здесь догматическую истину, что мы искуплены от того проклятия, которое наложено Богом за грехопадение прародителей на всех людей и на все времена и от которого мы избавляемся смертью Христа.

С таким именно пониманием сей догматической истины св. Церковь побуждает нас молиться в акафисте Пречистой Деве Марии, влагая в наши уста слова: «Его же клятва исчезнет». Ту же мысль выражает св. Церковь и в дивной Богородичной песне «Высшую небес», в словах: «Избавльшую нас от клятвы». С таким же значением употребляются в наших церковных богослужениях вообще и, в частности, в богослужениях страстной седмицы слова Ап. Павла: Христос ны искупил есть от клятвы законные, быв по нас клятва.

* * *

866

«Опыт христианского православного катехизиса». Сремски Карловци. Сербия. 1924.

867

Ibid., стр. 35.

868

«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», стр. 28. М. 1894.

869

«Опыт христ. правосл. катехизиса», стр. 139–140.

870

См. примечание на стр. 733 твор. св. И. Злат., т. 6, кн. 2. СПб. 1900.

871

Св. Ефрем Сирин. Собр. Поучений. Слово 3, стр. 389. Киево-Печ. Лавра. 1903.

872

Еп. Феофан. «Начертание христианского нравоучения», стр. 11, 50.

888

«Опыт христ. правосл. катехизиса», стр. 48.

889

Еп. Феофан. Толков. на посл. св. Ап. Павла к Галатам, стр. 242, 245.


Источник: Искажение православной истины в русской богословской мысли / Архиепископ Серафим (Соболев). - София, 1943. - 348 с.

Комментарии для сайта Cackle