Сост. А.Н.Стрижев

Источник

Сергей Бехтеев

Видение дивеевской старицы

Зима лихолетья 1917 года

Зимняя ночь и трескучий мороз на дворе,

Ели и сосны безмолвно стоят в серебре.

Тихо, безлюдно, ни звука не слышно кругом,

Бор вековой позабылся таинственным сном.

В сизом тумане над белой поляной одна

Робко, как призрак, скользит золотая луна,

Блещет огнями на рыхлых алмазных снегах,

Ярко играя на скитских червонных крестах.

Мирно обитель в сугробах навеянных спит,

Только вдали огонек одинокий блестит.

В келье сосновой, окутанной трепетной мглой,

Жарко лампада горит пред иконой святой.

Пламя, мерцая, то гаснет, то, вспыхнув, дрожит,

Старица Ксенья на образ с любовью глядит.

Катятся слезы из стареньких, слепеньких глаз,

Шепчут уста: «О Господь, заступись Ты за нас!

Гибнет Россия, крамола по царству растет,

Мутит нечистый простой православный народ.

Кровь обагрила родные леса и поля,

Плачет и стонет кормилица наша земля.

Сжалься, Спаситель, над темной, безумной страной:

Души смири, распаленные долгой войной.

Русь православная гибнет, на радость врагам,

Сжалься, Господь, не карай нас по нашим грехам.

Боже Великий, создавший и твердь и моря,

К нам снизойди и верни нам родного Царя!..»

Зимняя ночь и трескучий мороз на дворе,

Ели и сосны безмолвно стоят в серебре.

Тихо, безлюдно, ни звука не слышно кругом,

Бор вековой позабылся таинственным сном.

Жарко лампада горит пред иконой святой.

Старица смотрит – и видит Христа пред собой:

Скорбные очи с любовью глядят на нее,

Словно хотят успокоить, утешить ее,

Нежно сказать: «Не печалься, убогая дщерь,

Духом не падай, надейся, молися и верь».

Робко лампада, мерцая во мраке, горит,

Старица скорбно во мглу, в безнадежность глядит.

Смотрит – и видит, молитву честную творя,

Рядом с Христом – самого страстотерпца Царя.

Лик его скорбен, печаль на державном лице,

Вместо короны стоит он в терновом венце,

Капли кровавые тихо спадают с чела,

Дума глубокая в складках бровей залегла.

Смотрит отшельница, смотрит, и чудится ей –

В облик единый сливаются в бездне теней

Образ Господень и образ страдальца-Царя...

Молится Ксенья, смиренною верой горя:

«Боже Великий, Единый, Безгрешный, Святой,

Сущность виденья рабе бесталанной открой,

Ум просветли, чтоб могла я душою понять

Воли Твоей недоступную мне благодать!..»

Зимняя ночь и трескучий мороз на дворе,

Ели и сосны безмолвно стоят в серебре.

Тихо, безлюдно, ни звука не слышно кругом,

Бор вековой позабылся таинственным сном.

Жарко лампада пред образом Спаса горит,

Старица Ксенья во мглу, в беспредельность глядит.

Видит она – лучезарный, нездешний чертог,

В храмине стол установлен, стоит поперек:

Яства и чаши для званых рядами стоят,

Вместе с Исусом Двенадцать за брашной сидят,

И за столом, ближе всех одесную Его,

Видит она Николая, Царя своего.

Кроток и светел его торжествующий лик,

Будто он счастье желанное сердцем постиг,

Будто открылись его светозарным очам

Тайны, незримые нашим греховным глазам.

Блещет в алмазах его драгоценный венец,

С плеч ниспадает порфиры червленый багрец,

Светел, как солнце, державный, ликующий взор,

Ясен, безбрежен, как неба лазурный простор.

Падают слезы из стареньких, слепеньких глаз:

«Батюшка-Царь, помолись ты, кормилец, за нас!» –

Шепчет старушка, и тихо разверзлись уста,

Слышится слово, заветное слово Христа:

«Дщерь, не печалься. Царя твоего возлюбя,

Первым поставлю Я в Царстве святых у Себя!»

Зимняя ночь и трескучий мороз на дворе,

Ели и сосны безмолвно стоят в серебре.

Тихо, безлюдно, ни звука не слышно кругом,

Бор вековой позабылся таинственным сном.

25 ноября 1922

Из хроники Серафимо-Дивеевского монастыря

1767–75 гг. – в Дивееве на месте старой деревянной церкви мать Александра Мельгунова, монахиня Киево-Флоровского монастыря, воздвигла каменный храм в честь Казанской Божией Матери и построила келии для себя и четырех послушниц. Эта общинка была устроена на земле, указанной Самой Пресвятой Богородицей.

1825 г. – деятельное участие в жизни Дивеевской общины принимал старец Серафим.

1828 г. – заложена церковь Рождества Христова (с западной стороны от Казанской церкви), которая через год была построена и освящена стараниями М. В. Мантурова.

1829 г. – по молитве о. Серафима Мельничной общинке было пожертвовано три десятины земли. Эту землю обрыли канавкой в три аршина глубиной, складывая вырытый грунт внутрь отведенной площади, чтобы образовался вал. Так появилась канавка Пресвятой Богородицы.

1861 г. – Серафимо-Дивеевская обитель преобразована в монастырь.

1862 г. – игуменией монастыря поставлена матушка Мария (Ушакова); возглавляла монастырь более 40 лет.

1864 г. – возобновлено строительство Свято-Троицкого собора, закладка освящена еще в 1848 г. преосвященным Иаковом на месте, указанном преподобным Серафимом.

1875 г. – собор был освящен в честь Пресвятой Троицы. Внутренняя отделка собора продолжалась силами сестер обители.

19 августа 1904 г. – кончина игумении Марии. В обители насчитывалось около 1000 сестер, в хозяйственном устроении было «изобилие во всем». Наместницей стала матушка Александра (Траковская).

1905 г. – заложен против канавки огромный теплый собор. Построен по проекту архитектора А. А. Румянцева и расписан сестрами обители под руководством художника Парилова (1915–1916 гг.). Собор предполагалось освятить в феврале 1917 г., но он так и не был освящен.

Ноябрь 1917 г. – конфискованы монастырские хутора.

1927 г. – закрыта организованная при монастыре артель, богослужения запрещены.

1937 г. – по суду «тройки» оставшиеся монахини были сосланы в лагеря Средней Азии.

1989 г. – верующим передан Троицкий собор. В Париже под руководством Н. Д. Хвостовой основан фонд помощи русских, сущих в рассеянии, на восстановление Троицкого собора.

31 марта 1990 г. на праздник Похвалы Богородицы архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай вновь освятил Троицкий собор.

Только одна сестра дореволюционного Серафимо-Дивеевского монастыря дожила до этого времени – схимонахиня Маргарита (Лахтионова).

30 июля 1991 г. мощи преподобного Серафима Саровского торжественно внесены в Троицкий собор монастыря. В прославлении великого угодника Божия Серафима принимал участие Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

1) Место смерти и погребения блаженной.

2) В просторечии село называли Пузо.

3) Так называла Поля келейниц.

4) Голик – изношенный веник.

5) Саровский подвижник, в схиме Василий.

6) Имеется в виду прочтение 150 раз молитвы «Богородице Дево, радуйся...»

7) Дочь женщины, сделавшей это, впоследствии заболела, не могла надеть никакой одежды; ее покрывали куском толя и так она лежала.

8) Народное название болезни, возникшей вследствие наговора, колдовства.

9) Часов шесть, как говорит Анна Герасимовна. [Во всех сносках примечания автора. Ред.]

10) Впоследствии Тамбовцев был иеромонахом Нижегородского Печерского монастыря, потом игуменом Павла Обнорского монастыря (Вологодской епархии), скончался в Высокогорском Арзамасском монастыре схимником Серафимом.

11) Полученные за Пелагею Ивановну деньги (500 руб.), как взнос в обитель, Ульяна Григорьевна тотчас по приезде своем передала распоряжавшемуся тогда всем послушнику Ивану Тамбовцеву.

12) Матушка Александра (в мире Агафья Семеновна Мельгунова) была первой настоятельницей Дивеевской общины, поставленная самим старцем Серафимом. Мельничиха – Гликерия, поставленная в настоятельницы Понетаевской общины по интригам Ивана Тамбовцева, нелюбимая в Дивееве.

13) О самовольстве Ивана Тихоновича и о других его дурных качествах см. письмо митрополита Московского Филарета к высокопреосвященному Исидору, митр. Санкт-Петербургскому. «Письма митр. Филарета к Высочайшим особам», с. 25.

14) Ладыженская Екатерина Васильевна несколько времени управляла общиной после Ирины Прокофьевны.

15) О. Василий Садовский был сначала священником, а потом протоиереем в Дивеевской обители.

16) Поля – Пелагея Гавриловна – была послушницей при Анне Герасимовне.

17) Афанасия Назарова (в миру Аграфена Николаевна).

18) Матрена Федотьевна – дивеевская старица; о ней будет речь впоследствии.

19) Бывшему Ивану Тамбовцеву.

20) См. «Письма высокопреосвященного митрополита Филарета к Высочайшим особам и к другим важным лицам», где достаточно объяснены некоторые подробности дела.

21) То есть посредством писем.

22) Клочков, тряпок.

23) Понетаевская обитель находится недалеко и от Сарова, и от Дивеева. Понетаевские сестры выделились из Дивеева и долго между собою соперничали, без сомнения, по злобе врага спасения нашего.

24) Возможно, здесь имеется в виду, что преп. Серафим разрешил Пелагее Ивановне грехи от ее рождения до смерти. Прим. ред.

25) В Петровский пост. Прим. ред.

26) Когда я впоследствии увиделся с Пелагеей Ивановной, – говорил нам М. П. Петров, – и спросил ее, отчего она не позволила мне ехать, она сказала: «Много таких святых-то».

27) В другом письме своем Березина говорит: «Врачи нашли, что болезнь совершенно неизлечима; советовали сделать прокол в виске и говорили, что хотя болезнь и не прекратится, но не будет ощущаться такой боли».

28) Любимое ее слово.

29) Уменьшительное слово от Агриппины, часто употребляемое в просторечии.

30) Эта речь будет приведена ниже.

31) Так любил называть дивеевских подвижниц сам старец Серафим.

32) Московский Листок. 1903 г., № 195, кор. Г.

33) Очерк этот составлен мною на основании рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова, дополненных беседами со вдовою его, Еленою Ивановною, и сестрами св. Дивеевской обители.

34) Этот образ принадлежал отцу Н. А. Мотовилова, Александру Ивановичу, как старшему в роде, но в малолетнее после отца сиротство Николая Александровича он достался Г. Н. Мотовилову. Николай Александрович всю жизнь скорбел об этом образе, но не мог добиться его возвращения.

35) Вообще, надо заметить, в бумагах мотовиловских, доставшихся мне для разбора, беспорядок был страшный – точно чья-то рука кому-то назло истрепала, раскидала и разорвала эти рукописи, таившие часто в себе драгоценнейшие сообщения.

36) «Беседа о цели жизни христианской».

37) Продолжение рукописи Мотовилова.

38) Насколько справедливы были опасения Мотовилова, читатель может убедиться из последних статей, вошедших в книгу «Великое в Малом».

39) Известный иеросхимонах Киево-Печерской Лавры, у которого был Император Александр I.

40) Теперь епископ Кишиневский (1911 г.).

41) Послушник Саровский. Интересующиеся могут иметь о нем подробные сведения в Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря.

42) Значение Мотовилова для Дивеева достаточно выяснено в летописи. Приложенный к этой летописи его портрет с надписью: «Благодетель Дивеевского монастыря» с достаточною силой указывает, что завет о. Серафима был им исполнен до конца.

43) Мотовиловский конный завод был в свое время весьма известен в Симбирской губернии. Шестерик был им поднесен Государю Николаю I в подарок, за что Мотовилов был отдарен чудным бриллиантовым перстнем из Государева кабинета.

44) Князь Меньшиков.

45) Нечто подобное совершилось и в минувшую несчастную Японскую войну с иконой Царицы Небесной «На двух мечах», предназначенной видением и верою жертвователей для защиты Порт-Артура. Порт-Артур так и не видал в стенах своих этой иконы.

46) Зосима – наместник и игумен Задонского монастыря в семидесятых годах прошлого столетия.

47) На письме резолюция Николая I. Собственною Его Величества рукою написано карандашом: «15 марта 1854 года. Ежели он как верноподданный не забыл своей присяги, то должен исполнить мое приказание и донести на бумаге, что мне сказать имеет: тогда решу, стоит ли мне его призвать или нет» Н[иколай].

48) Доверенное лицо императора Николая I, впоследствии шеф жандармов и начальник III отделения (1844–1856).

49) Благословение Ея общее для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом из сих мест – и ни одного из жителей их не допустит до погибели.

50) и как я ныне по разрешению сокеллария Собора сего видел ея надтреснутою, но превосходно и затем всеблагодатно сохранившеюся под № 537. (Прим. Мотовилова).

51) Покушение террориста Каракозова на Императора Александра II. – (Сост.).

52) Отец Михаил Зеленецкий погиб в лагерях.

53) Дивеево – «диво, чудесное, Божественное», к понятию «Дева» смысл этого топонима не восходит. Подробности о селе составителем найдены в старинном источнике (Сост.).

54) Предсказание за неверие сбылось: я всю жизнь кашляю и ничто мне не помогает.

55) Точное название книги «Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную». В русском переложении святителя Иоанна Тобольского. М., 1904 (Сост.).

56) Лиза просила благословения ежедневно причащаться, а монах сказал: «Нельзя тебе!» – и прогнал ее.

57) Я помню его телеграмму: «Никому нельзя, а больным душою (Н. Д.) можно».

58) Речь идет о митрополите Ленинградском Никодиме (Ротове), тогда епископе (хиротонисан во епископа в 1960 г.). Узнав о кончине Натальи Дмитриевны Крыловой, он приехал на ее отпевание, привез с собой для покойной полное схимническое облачение (Сост.).

59) Отец Сергий Мечев.

60) Лет через 25 я как-то услышала от Н. Д.: «Лиза как дочь мне, я ее родила, я ее люблю». И разговор навсегда был окончен. Ни слова осуждения.

61) Монахиня Елена (Елена Васильевна Мантурова, 1805–28.5.1832) – первая начальница Мельничной общины (Сост.).

62) Михаил Васильевич Мантуров (1896–7.7.1858) погребен с левой стороны церкви Рождества Богородицы, под самым окном (Сост.).

63) Вот как об этом повествуется в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрита (позже – митрополита) Серафима (Чичагова): «Мать Александра недоумевала, какому святому посвятить третий придел [церкви Казанской иконы Божией Матери], и поэтому однажды всю ночь молила в своей келии Господа указать Свою волю. Вдруг послышался в маленьком окне ее стук и за ним голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана!» С трепетом и радостью бросилась мать Александра к окну, чтобы видеть, кто ей говорит, но никого не было, а на подоконнике она обрела чудно и невидимо откуда явившийся образ св. первомученика архидиакона Стефана, написанный на простом, почти неотесанном обрубке бревна. Этот образ был всегда в церкви и теперь перенесен в келию первоначальницы Дивеевского монастыря» (СПб., 1903. С. 29) (Сост.).

64) Преподобный Серафим, будучи иеродиаконом, побывал у матушки Александры в первой половине июня 1789 г. вместе с саровским строителем о. Пахомием и казначеем о. Исаией. Матушка первоначальница просила о. Серафима «не оставлять ее обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит».

65) В других воспоминаниях о Серафимо-Дивеевском монастыре такого имени не встречается. Возможно, речь идет о блаженном Онисиме родом из деревни Осиновки.


Источник: Серафимо-Дивеевские предания / Сост. А.Н. Стрижев - М.: Паломник, 2006.

Комментарии для сайта Cackle