иеромонах Авель

Источник

8. Строитель Иеромонах Исаия

Осьмый Строитель Саровской пустыни Иеромонах Исаия – достойный преемник Старца благоговейного Пахомия; родом из города Суздаля, купеческого сословия, из фамилии Зубковых. На 22-м году от рождения своего оставивший мир, в начале поступил в Киево-Печерскую Лавру, где трудился в послушаниях в 7 лет. В 1770 году возвращался он по своим надобностям на родину свою – в Суздаль, и, узнав о состоянии сей обители Саровской, что и место оной уединенно и ко спасению души удобно, что в ней находится много великих старцев опытной и воздержной жизни, благочестием и страхом Божиим украшенных, уведав, что в отдалении от обители – в лесу живут еще уединенно и несколько отшельников в малых хижинах, Исаия разгорелся духом, вступил в Саровскую пустынь послушником, пострижен в монашество в сей пустыне в 1772 году, апреля 27 дня рукоположен в Иеродиакона в том же году, в Иеромонаха в 1777 году июля 6, избран по общему согласию братии в казначея в 1785 году, а в строителя в 1794 году: всего жил в Сарове 37 лет. Исаия усердно ревновал к пользам дешеспасительной иноческой жизни и не преставал поощрять вверенную ему духовную паству – честную братию обители – к подвигам иноческим, и тем самым приобрел и постепенно увеличивал доверенность к себе и расположение от братства. Он самым делом исполнял принятые им обеты монашеского жития и вместе был попечительным, мудрым и добрым Пастырем словесного стада. Его преимущественно отличали: страх Божий, смирение, кротость, терпение, незлобие, нищелюбие и братолюбие в духе истинно Евангельском. Прославляя Господа своей жизнью, он приобрел себе привязанность не только братии, почитавшей его и за его благочестивую жизнь и за его наставления, – но и многих посторонних. Слава о его добродетелях скоро достигла отдаленнейших мест и привлекла к нему для купножительства немалое число других благоговейных иноков и мирских людей, ищущих спасения. Сам угождая Богу постом и молитвой со слезами, многократно он делал монашествующей под его руководством братии следующие достопримечательные духовные назидания, проникнутые мудрой опытностью и согретые духом отеческой любви: 1) Основание и утверждения всем добродетелям – еже седети иноку хотящему спастися в келлии своей; 2) имети непрестанную молитву; 3) воздерживати чрево свое от брашен и 4) язык свой от многоречия. Небрегий же кто о сих четырех добродетелях, да весть таковый, яко не токмо всем добродетелям основание раскапывает; но источник страстей и пучину смущения в себе вселяет. Келлия бо иноку, яко гроб мертвому; мертвый бо во гробе никогдаже движется, а инок, седяй в келлии своей никогдаже согрешает. Понеже бо один в келлии своей седит кроме всего мира, и яже в мире бываемых не слышит, не видит, ни глаголет; токмо Бог с ним и добрая дела. Молчаливый бо человек и бесом страшен есть, понеже не ведают бесове сердечныя тайны, аще устнами молчат: любяй же многословие не убежит греха. Сего ради, о братие, да не ленимся; не отлагайте добрыя дела, час за час, и день за день, и неделю за неделю, и месяц от месяца, и время за время, и год за год. Ожидайте всегда глас трубный; доколе еще житие века сего не прейде и душевное разлучение от тела не постигло, будем спешить неленостно, купим себе подвигом и добродетелями царство небесное, и радость бесконечную, и покой непрестающий, и с Богом и со Ангелы и со всеми Святыми вкупе пребывание, и сладкое пение, и славословие непремолчное. По истинне, что человек на сем свете трудами купит, то и в будущем веце покоем обрящет, якоже земледелец, какой хлеб в землю сеет, той и жать будет. Что всуе погуляем время свое спасительное, данное нам для спасения; весь век живота своего тела своему угождаем? Что от плоти доброго получим? Тогда ли начнем о спасении своем подвизатися и творити добродетели Христовы, когда смертная кончина постигнет нас неготовых? Теперь пока время есть, не обленимся делати добродетели. Житие наше временное, яко вода скоро течет; дние лет наших, яко дым в воздухе, исчезают; век человеческий якоже облако подъемлется от лица земли. Тогда ли мы начнем трудиться исправлять добродетели Отеческия, когда приидет конец живота нашего и смертное посечение? Что сотворим тогда окаянные грешники; какого о себе ходатая иметь будем? Трудитеся, молитеся, подвизайтеся непрестанно, на всяк час прежде смертного посечения и прежде душевнаго разлучения от тела, и прежде во ад сведения, в горькия муки. Тогда уже не помогут, ни отец, ни мать, ни чада, не слезы покаяния; тогда уже ни добродетели содеваются, ни покаяние бывает, ни грехом прощения; тогда ни Бог, ни Ангелы умоляются, аще не умрем греху, не оживем душею для жизни блаженной».

Строитель Исаия, заботясь о насаждении добродетелей в душевных храминах братии и собственным примером и отеческими вразумлениями, прилагал усердное попечение и о приведении пустыни в большее благоустройство и во внешнем отношении. Он усердно заботился, чтобы и церковные священнослужения были совершаемы, как и прежде него, с кротким благоговением, и чтобы все принятые правила пустынножительства были строго, в точности исполняемы. Смиренный и благоговейный старец Исаия за свою добродетельную, подвижническую жизнь был почитаем Иерархом, который славился в свое время, как особенным даром учительства так и добродетельной жизнью, Никифором Архиепископом Астраханским. Он за соблюдение строгих правил монашеских уважал Саровскую обитель, и с Настоятелем оной имел переписку, из коей здесь прилагается одно письмо.

Преподобный Отец Строитель Исаия!

Лобызаю вас лобзанием святым.

Начертание ваше, подтверждающее, что вы воспоминаете меня, радости исполнило мое сердце. Чтож касается до вашей просьбы, вот мой ответ. Святые Отцы, т. е. Василий Великий, Преподобный Нил постник, Ефрем Сирин, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Макарий Египетский, Феодор Студит, толикое и таковое для монашествующих написали наставление, что ныне кто хочет увещевать монахов, тот должен или самое то переписать, что они прежде писали, или совсем молчать, страха ради дабы не согрешать проповедуя чуждая и небогоугодная. Прибавить к сим Отцам и Филокалию (Добротолюбие), кою однакож с великим умом и рассуждением должно читать. поскольку убо не сомневаюсь, что книги упомянутых творцов в знаменитом вашем монастыре есть, и часто прочитываются, то части выписывать из них, и посылать к вам, есть дело праздное. Впрочем весьма похваляю святую вашу ревность и от сердца желаю, дабы как вы, так и прочая братия ваша и послушники пользовались от чтения вышесказанных сочинений Святых наших Отцев и возвысилися бы в совершенство монашескаго жития. Испрашивая же на вас и обитель вашу благословение Божие

Сентября 28 дня

Вашего Преподобия

1798 года.

вседоброжелательный богомолец

Москва

Архиепископ Никифор.

Кроме многих личных добродетелей, и кроме всеобщего попечения о братии своей Отец Строитель Исайя был сострадателен к нищим и убогим. Он рачительно соблюдал древнее в Сарове обыкновение, чтобы на них были употребляемы избытки монастырских доходов. Издревле в сей обители заведено была 1-го числа Октября, в праздник Покрова Пресвятыя Богородицы раздавать нищим платье, к сему дню заготовляема была одежда: полушубки, кафтаны, сапоги и рукавицы. Оттого к сему дню бедных приходило множество. По окончании Литургии их собирали в ограду на гостиный двор и, смотря по нуждам человека, наделяли платьем. Это благочестивое обыкновение соблюдается и доныне; только не в каждый год раздают одежду, а иногда деньги, потому что не всегда удобно приготовить в пустынном месте большой запас одежды.

Строитель Исаия сделавшись болен, частью от преклонности лет, а более от трудов, подъятых для спасения души своей и на пользу обители, просил у Епархиального Епископа увольнения от многотрудной Настоятельской должности, и, по прошению, был уволен. На свое же место, голосом всей братии, в Строители он избрал сей пустыни Казначея Иеромонаха Нифонта. Пожив один год в болезни, доблестный Исаия опочил сном праведных, переселился о Господе в вечный покой, оставив по себе благую память; он скончался 1807 года Декабря 4 дня на 67 году от рождения своего.

При нем достроена 1799 года колокольня, построен за монастырем каменный корпус в два этажа, в нижнем кузница, а в верхнем жилые кельи для рабочих людей.

1800 года накладен второй этаж на здании братских келий, которое находится на восточной стороне монастыря.

1802 года построены на передней стороне от запада по углам две башни в три этажа и покрыты куполами; в них отделано несколько келий для просфорни и кладовые палатки. Того же года накладен над больничными келлиями и сенями полуэтаж для помещения больничной братии.


Источник: Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся : записки, собранные Троицкой Сергиевской Лавры иеромонахом Авелем : с дополнением и присовокуплением жизни старца Серафима и духовных его наставлений и с приложением четырех портретов: первоначальника иеросхиманаха Иоанна, игуменов: Нифонта, Исаии, старца иероманаха Серафима / [соч.] иеромонахом Авелем. - 3-е изд. - Москва, 1865 (Тип. Готье). - 306, 23, II с.

Комментарии для сайта Cackle