иеромонах Авель

Источник

7. Пахомий

Преемник его седьмой Строитель Саровской обители Иеромонах Пахомий в мире Борис Назаров Леонов был родом из Курских купцов, постриженик сей обители, с юных лет посвятивший себя на служение Господу. В монашество пострижен 1762 года, а в Строителя избран 1777 года, и был точный исполнитель обетов монашеских: кроток, смиренномудр, молитвенник и постник. Управляя вверенной ему от Бога обителью 18 лет, он был истинный пастырь своего словесного стада; строго наблюдал общежительный устав обители и порядок служб церковных, которых неопустительное и благочинное совершение доставляло слушателям душеспасительное удовольствие. Посещавшие обитель говорили, что восхитительно молиться в сей пустыни, где так благообразно и благолепно отправляется служба Божия. Сколько ни обременен был делами по управлению Старец Пахомий, но на правиле келейном и у церковных служб всегда присутствовал, и приходил в храм первый и выходил из храма последний. При собственной бдительности, он строго взыскивал и с подчиненных за опущение службы церковной и правила келейного; наказывал иногда за то или выговорами, или поклонами в трапезе, но с любовью и отеческим милованием: по сему и братия имели и страх сыновий, не рабский. Воздержание его простиралась до того, что он с начала и до конца жизни своей в кельи не имел не только чего-либо из пищи, но ни питья, да и на общей трапезе вкушал весьма мало. Таковая благочестивая жизнь старца и начальника, показуемая делом, служила для братии самым назидательным поучением; они уважали его благоговение, постнический вид, скромную, добродетельную жизнь. Он поучал и словесно, и любил повторять оные Евангельские слова: нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают е; и Апостольские: сеяй скудостию, скудостию и пожнет. При нем умножалось в обители братство. Ибо многие боголюбивые, желая душевного спасения, отовсюду приходили в сию пустыню на жительство. В его настоятельство были в Саровском братстве и такие достойнейшие мужи, которым обязаны своим устройством и другие обители. Из них некоторые были требованы высшим начальством в другие обители в настоятели для введения монашеского общежительного устава. Дремучий Саровский бор сделался рассадником иноков для разных обителей: отселе вышли трудолюбивые и благоискусные старцы: в Валаамскую-Спасопреображенскую, в Коренную-Знаменскую, в Югскую-Дорофееву пустыни и в другие монастыри. Старец Назарий, один из великих светильников Сарова, вызван был Митрополитом Санкт-петербургским Гавриилом для восстановления древнего Валаама – сей пришедшей тогда в упадок обители. Настоятель и сам местный Епископ Феофил старались удержать у себя знаменитого отшельника, и представили о нем Преосвященному Митрополиту, как о человеке малоумном и неопытном в духовной жизни. Гавриил проник тайну смирения Назариева; «у меня много своих умников, отвечал Митрополит, пришлите мне вашего глупца». И невольно привелось отпустить смиренного подвижника, которого, устами Архипастыря, Промысл избрал в орудие к восстановлению Валаамской обители. Когда же упрочил ее благосостояние, Назарий пожелал опять уединиться на место прежнего своего жительства, и скончался в Саровской пустыне. Некоторые, когда были вызываемы на должности начальников в обителях, смиренно отказывались от принятия сана священства, не желали расстаться с уединенною жизнью простого инока – с любимым званием последнего во иноцех; даже со слезами отрицались от предлагаемой им власти, представляя себя недостойными управлять и самым малым кораблем. Был случай, когда один Саровский инок уклонился от епископского сана по великому смирению своему. Для назначения начальника духовной миссии в Северную Америку знаменитый настоятель Кирилло-Новоезерский, бывший некогда сам в Сарове, указал Преосвященнейшему Гавриилу еще на одного подвижника сей пустыни – старца Иоакима. Но старец сей, любя Саровскую обитель и духовную нищету простого иночества, несколько лет юродствовал, чтобы только избавиться от вышей почести. Таковы были великие духом подвижники во дни Пахомия, которым соревновал, или даже предшествовал он в подвигах до глубокой старости. За строгую, благочестивую жизнь Старец Строитель Пахомий был уважаем и любим не только своим братством, но и посторонними высокими особами и всякого звания людьми. И монастырь, славившийся порядком и устройством правил во все время его управления, приобретал уважение и пожертвования от народа. От сея обители многие пустыни заимствовали устав и приняли оный со всем чином церковного чтения и пения, трапезы и других обрядов, и по сей-то причине Саровская пустынь самого ее начала почтена первейшею между общежительными пустынями в России. Гавриил, Митрополит Новгородский, уверенный в духовной опытности и строгой жизни Саровских подвижников, написал благосклонное письмо к Строителю Пахомию и просил избрать кого-либо из них в настоятеля Югской пустыни.

Честный Отец Строитель Иеромонах Пахомий!

Письмо ваше Я получил, благодарю за усердие и молитвы. Жалею, что вы не соглашаетесь доставить Строителя в Южскую пустыню; вы, уповаю, не позабыли сего Божия слова: аще изведеши честное от недостойнаго, будеши яко уста Моя10; я советую и увещеваю для назидания и удержания развратов раскольнических избрать мужа богодухновенной жизни, который бы, насадя в оной обители добродетельные подвиги, послужил спасению других. Впрочем, желаю вам благословения от Отца светов и прося ваших молитв, пребываю вседоброжелательный вам

Августа 10 дня

Гавриил Митрополит Новгородский.

1786 года.

Строитель Пахомий, как упомянуто, славился благочестием, прилежным попечением о благе обители, и о спасении душ братии, трудами подвигов иноческих, и строгим выполнением иноческого устава. Сими достоинствами он приобрел себе искреннюю привязанность не только своей братии, но и многих посторонних лиц; слава о строгой жизни его далеко распространилась и привлекла к нему многих благочестивых людей, которые, приходя просить себе духовных его наставлений, снабдевали его с своей стороны всем потребным. С того времени место сие, уединенное и отдаленное во глубине леса, но сияющее сокровенною жизнью подвижников, как и благолепием своих храмов еще более прославилось. Бескорыстною любовью Пахомий приобрел обители многих благотворителей: начали стекаться многие простолюдины на богомолье в обитель, и таким образом, она при благодатном осенении и помощи боголюбивых граждан, более и более украшалась.

Некоторые из постриженников Пахомия, ревнуя подвигам святости своего начальника, сами удалялись в особые отдаленнейшие, необитаемые места, – их пустынки покрыты были бором или густым лесом. Там в уединенных келиях благочестивые отшельники, скрывая себя от людей, подвизались в благочестии. При нем поселились в хижинах, в разных местах – всякий со своим учеником, в глубине монастырского леса известные пустынники: Игумен Назарий, Иеросхимонах Дорофей, Схимонах Марко. С благословения также Пахомия водворился в глубине Саровского леса известный ныне всем, знаменитый пустынник Иеромонах Серафим; он пребывал один в уединенной хижине вблизи сих ищущих спасения отшельников11.

Пустыннолюбивый настоятель Пахомий так беседовал с отшельниками о действительности средств к получению Духа Святого: Подвизающемуся должно покорить ум и волю свою воли Божией; паче всего храниться от чревоугодия и от праздности, ибо от сих пороков происходят уныние, излишний сон, нечистые помыслы и всякая злая страсть. Храниться же должно, и от неумеренного изнурения себя постом и сухоядением, а особенно тем, кто телом слабого сложения; здравый бо и крепкий телом может временно переносить пост и сухоядение. Но вообще всякому за полезное положено от Святых Отец наблюдать умеренность в употреблении пищи, так чтобы душа и тело в деле Божием не изнемогали. Благодать Духа Святого всегда окружает нас и желает наполнить нас; но злые дела наши окружают нас подобно каменной, крепкой ограде, препятствуют вселению Духа Святого в нас; злые страсти от нас удаляют Его. Всякий грех может удалить от нас Духа Святаго, но особенно Ему противны плотская нечистота и духовная гордость. Ежели мы хотим получить Его, то должны быть чисты сердцами нашими и соблюдать тела наши от греховной нечистоты; потому что сердце и тело наше должны быть храмом Духа Святаго, и беречься от духовной гордости, не надеяться на свои добрые дела и не хвалится ими. Да будет прилежен безмолвствующий в испытании совести своей, в самоукорении, в смирении, в непрестанной молитве ко Христу Богу и во внимательном богомыслии, вседневно вспоминая смерть свою, суд Христов, царство небесное и вечные муки. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; блажени нищии, яко тех есть царство небесное. Аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби непотребнии есмы. Ослабеет ли кто в молитве и внимании, тогда должен заниматься чтением слова Божия и отеческих книг; ибо чтение собирает рассеянный ум и истребляет суетные помыслы, по чтении же паки да прилежит молитве и богомыслию. Хотя бы ты был человек честный, добрый, справедливый и милостивый, словом: хотя бы ты исполнил все заповеди Божии; но, при всем том, считай себя неключимым рабом и не более, как орудием Божиим, чрез которое Он действует. Есть еще другое смирение; оно состоит в том, чтобы все встречающиеся с тобою скорби, печали, несчастия, болезни, насмешки и поругания переносить с терпением и безропотно, считая их наказанием за грехи твои; и не говори: ах! как я несчастлив! но твердо имей в помысле, что этого все еще мало мне за мои грехи; и проси Бога не столько об избавлении тебя от бедствий, сколько о том, чтобы Он дал тебе силу перенесть их».

Епархиальный Преосвященный Епископ Феофил называл Старца Пахомия отцом и другом. Сей Преосвященный, известившись письмом о приближающейся кончине Пахомия, писал к нему от 24-го августа 1794 года трогательное послание, желая, чтобы замедлился исход его от сея жизни для душевной пользы братии и убежден молить о них Господа в иной лучшей жизни, если уже суждено ему оставить сей временный мир. Письмо выражено в следующих словах:

Пречестный Отец Строитель Пахомий!

Любезнейший брат!

Получил я прелюбезное ваше послание, но зело прискорбное для меня своею материею; ибо вы в нем извещаете отход свой от сего света в вечность. Я прочетши его сказал сердцем моим и душою в себе: Увы мне брате Пахомие! Почто оставляеши нас сирых, почто оставляеши обитель без кормила? Возвратися брате, пока успеют чада твоя навыкинуть образу святого жития твоего. Сожалею искренно и молю благость Божию, да помилует Обитель возвращением твоим; аще же ни, буди воля Всемогущего, Кой призывая тебя, да вселит в селениях своих благословенных, в коих помолися благости Божией, да управит жизнь мою во благая и достойну сотворит жребия Им обещаннаго благословенным. Прости мя во всех согрешениях моих, яже чувствуеши словом или делом или помышлением соделанная пред тобою; я же взаимно во всем прощаю и разрешаю тя, и желаю вам или здравия к отраде святыя обители и утехе моей, или по воле Божией блаженного упокоения.

Совершив подвиг благочестивой жизни, Строитель Пахомий, чувствуя изнеможение своих сил, избрал уже на смертном одре преемником себе в настоятели верного своего сподвижника, благочестивого Старца Исаию, который был украшен всеми монашескими добродетелями: его кротость, смирение, братолюбие, и беспрекословное послушание своему настоятелю были образцом монашеской жизни для всей братии. Пахомий скончался 1794 года, имея от рождения 70 лет. Многие и по ныне в обители сей почитают память его, яко благочестивого мужа.

В обители Саровской при Строителе Пахомие прибавилось зданий, а именно:

1779 года на полуденной стороне от Западной башни устроены братские келии.

1780 года складены ледники, и при них квасоварня с принадлежностями к ней.

Того же года в пещерах под землею возобновлена и 15-го августа освящена самим Преосвященным Иеронимом, Епископом Владимирским, церковь во имя Преподобных Отец Антония и Феодосия и всех Киево-Печерских Чудотворцев. Ибо при первом освящении церковь от сырости попортилась, и была долгое время без священнослужения. Ныне иконостас устроен в ней железный для отвращения порчи, угрожающей от сырости, выведена из пещер с боку олтаря прямо из-под земли на верх кирпичная труба и над нею на поверхности земли сделан купол с главою и крестом.

1782 года построены с восточной стороны братские келлии в один этаж, а по углам две башни в два этажа, в средине же ворота для проезда, над коими покои для живописцев; над оными осмигранный купол с красивым шпилем, вверху которого круглое позлащенное сияние с вензелем: Мария; в честь Божией Матери так как во имя Ея устроены два собора теплый и холодный, на шпилях же угловых башен красивые флюгера.

1783 года выстроены покои в два этажа, для принятия знатных духовных особ.

1784 года построена больница для успокоения престарелых и немощных братий, и при ней церковь двухэтажная, из коих в верхнем престол во имя Преображения Господня, а в нижнем – во имя Преподобных Отец Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. Оба престола освящены 1786 года, первый 16, а второй 17 чисел месяца августа.

1786 года построены на полуденной стороне, между полуденно-восточной башней и покоями, что для принятия духовных особ, братские келлии в два этажа; нижний занимается разной поклажей, а верхний составляет братские келлии.

1789 года разобрана на святых вратах церковь Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, и каменная стена с двумя башнями, а на том месте заложена колокольня и по обе стороны оной два корпуса братских келлий, а по другую сторону странноприимница для принятия посещающих богомольцев. Корпуса окончены строением при сем строителе Пахомие, а колокольня достроена при его преемнике Исаии. Колокольня имеет высоты 38 сажен, здание стройное, новой архитектуры; она есть вид четырехэтажного, четвероугольного величественного столба: в 1-м этаже святые врата, арка святых врат живописно украшена изображением притчей, упоминаемых во Святом Евангелии; во 2-м этаже, над святыми вратами, церковь во имя Святителя Николая, – очень светлая и благолепная; над аркою устроена монастырская Библиотека, где книги расположены в хорошем порядке. Лучшие из них суть драгоценные творения Отцев Церкви. Во 3-м и 4-м этажах висят колокола, из коих 1-й имеет в себе весу 1200 пуд, 2-й 555 п., 3-й 355, 4-й 213 и 5-й 137п.; во всех колоколах и с малыми весу 2684 пуда. В самом верху колокольни устроен часовой станок; часы бьют всякую четверть, час и минуту.

При управлении обителью Саровской Строителя Пахомия, 1785 года 21 мая скончался здесь достопамятный великий муж казначей Иеросхимонах Иосиф, твердый столп благочестия, служивший подпорою обители. Двадцать лет проходил он должность Ризничего, а казначеем был 28 лет. Братия желали было его избрать на место престарелого Строителя Старца Ефрема, которому уже три года помогал в управлении обителью, ибо он был муж воистину чистого, строгого жития, ревнитель по Бозе и подвижник духовный; но по воле Божией, он впал в болезнь, которой страдал долгое время, и, наконец, от расслабления желудка совершенно изнемог, и скончался.

При сем же строителе Пахомие находился в братстве Иеромонах Матфей, муж совета, сиявший благочестием и добродетелями, достойный сотрудник Старца, Строителя Пахомия, которому помогал в управлении обителью с усердием к ней и с благоговением к Богу; житие его было в высшей степени подвижническое и преимущественно отличался он строгим постом. Скончался 1795 года.

Благочестивый муж Пахомий, еще не бывши Строителем, благочестивою своею жизнью приобрел себе уважение не только от братии, но и от своих Святителей; они имели к нему особенную доверенность и уважение и не оставляли его своими милостями, как видно из многих к нему писем, которых несколько здесь прилагается. Преосвященный Иероним пишет к нему:

Преподобный Отец Пахомий!

Любезный о Христе Господе Брате!

Письмо ваше получил я. Радуюсь и благодарю Сохраняющаго пути ваша. Советую при сем пастырски и вам и любезному брату нашему отцу Казначею Иосифу и всей братии, чтобы доброму Старцу Отцу Строителю Ефрему вспомоществовать в его добрых намерениях. Славна призрением нищих святая обитель ваша здесь, но славнее еще будет в животе вечном. Блажу убо вас за сие, и молю Наградителя добродетели, да воздаст вам вечными благами. Сего искренно желая пребуду, как и пребываю, с непременным усердием.

Июля 6 дня

1775 года.

Иероним Епископ Владимирский

Преподобнейший Отец Пахомий!

Любезный о Христе Господе брат!

Письмо ваше получено. Радуемся и мы с вами, что старца праведнаго (Строителя Ефрема) и жива и обещевающаго еще жить нашли. Говорит он правду, что жить и умереть зависит от небесной власти; однако и молитва много может. Пример тому Иезекииной жизни пять-надесять лет прибавление. Помолимся убо обще, да и ему приложатся оныя! Прочее желая вам всем и долгоденственной и благоденственной жизни пребудем к вам как и пребываем с обычным доброжелательством

Генваря 30 дня

1776 года.

Иероним

Епископ Владимирский

Преподобнейший Отец Строитель!

С любезною братиею спасайтеся!

Письмо ваше много нас порадовало. Даруй Боже и впредь слышать таковое вашей обители благосостояние! Праведным Старцам Отцу Ефрему и Иосифу объявите грешное наше благословение; нам, по болезни им бывшей, столько письма их милы, сколько по лютой зиме приятна первая ластовица, возвещающая благорастворенную весну. Желанием желаем слышать трудов ваших, в строении дома Божия полагаемых, окончания; ибо мы питаемся надеждою видеть тогда всех вас не через перо и бумагу, но лицем к лицу. Молим Господа Бога, да исполнит общее желание, – и к вам, как и ко всей любезной вашей и нашей братии, с искреннею любовию и доброжелательством остаемся

Сентября 10 дня

1777 года.

Иероним

Епископ Владимирский

Преподобный Отец Строитель!

С любезною братиею спасайтеся!

Письмо ваше чрез сына обители вашей, нынешняго Спасского Отца Игумена Афанасия получено. Сей сын, благословящий сосца воспитавшей его духовно матери и вашу к себе, как и всей братии, любовь велегласно проповедающий, кажется, что будет святой Церкви на созидание, обители его поколебавшейся подпора и живущим в ней пример достойный подражания; – да от Саровской пустыни может ли что худо быти? Сей спрос с радостию моего серда прилагая, молю хотящего всем спасения, да Его благословение благостынное почиет на нем и на матери его воспитавшей, как и на вас и любезной братии вашей, доящей оную и украшающей ее своим Богу и людям любезным согласием. С сим желанием остаюсь и пребуду навсегда

Иероним

Епископ Владимирский

Праведному Старцу Отцу Ефрему, любезнейшему брату, объявите мое благословение

Сентября 25 дня

1777 года.

Преподобнейший Отец Строитель!

С любезною братиею спасайтеся!

Письмо ваше через Порутчика, вам известного, получено и все меня утешило, что в нем писано. Бог на помощь отцу Питириму. Что же пишите, акибы сырой дуб не годится, то все сие делает любовь ваша ко мне, чтобы тем, пока дуб завянет, отсрочить мое переселение. Правда, что не хочется и мне, у вас не побывавши. Если же Господь благоволит переселить, то увидимся в небесном Его царствии. Только жаль будет труда Отца Питирима, что он достанется не тому, на чей гной делан. Я в том не скуп, – могу ссудиться и Отцу Ефрему. Ежели он переживет меня, объявите ему также Отцу Казначею и всей любезной братии наше искреннее доброжелательство и благословение

Октября 21 дня

1777 года.

Иероним

Епископ Владимирский

Преподобнейший Отец Строитель!

С любезною братиею спасатися желаю!

Сего Сентября 12 дня, в разсуждении многих в странствовании моем хлопот и перемен воздуха, приехал я во Владимир хотя и нездоров телом, но (исполнив свое многодневное о бытии у вас желание) радостен духом. Радость же сия во мне родилась не отъинуды, как от очевиднаго моего в святой обители вашей благоустройства, подражания достойного порядка и редкаго в толь не малом собрании, Богу и людям любезнаго согласия, без котораго и великая разрушаются, а с ним и малая в великая возрастают. Довод сему ясной стоит перед вами гора златая, восхищающая духи, услаждающая своим благолепием чувства, и веселящая благочестивых сердца, из ничего почти единодушием вашим воздвигнутая святая Церковь; описывать все мене веселившее многаго требуется времени, да и слабость моего здравия не допущает, для того умолча, едино прошу от Господа, да, за любовь ко мне всебратственно оказанную, возлюбит Он вас вечною своею любовию и восплатит вся безконечными благами. Божественная же Его благодать всегда да присещает кормило корабля вашего, управляющая в тихое пристанище Своего небеснаго Царствия! С сим молением остаюсь и с особливым к вам и любезной братии доброжелательством пребуду.

Иероним

Епископ Владимирский

Сказать должен я, что порадовали мене много Санаксарская и Флорищева пустыня своим благоустройством и душеспасительным поведением, – благословлю Бога, утверждающаго своя подвижники.

Сентября 20 дня

1778 года.

Преподобнейший Отец Строитель!

С любезною братиею спасайтеся!

В бытность мою в любезнейшей мне вашей обители много в животе моем прохладясь, получил я ныне вашими трудами устроенный по смерти смрадному моему трупу покой12. Сей вашей ко мне истинной любви довод с такою от Мене принят чувствительностью, какая свойственна только благодарному сердцу. Сей богатый дар и вам и строителю оного любезнейшему Отцу Питириму, как и всей пособствовавшей в том деле братии до восплатит нерукотворенными обителями Господь Бог вечными на небесах, умоляю Его благость, и к вам, как и всей любезнейшей братии с обычным моим доброжелательством остаюсь и пребуду навсегда.

Иероним

Епископ Владимирский.

(Год, месяц и число не означены.)

Преподобнейший Отец Строитель!

С любезною братиею спасайтеся!

Письмо ваше получено, совет от меня благопринят, что память смертная полезна. А гроб готовить необходимо нужно. Мне любезный брат Питирим обещал прислать другой, который также необходимо нужен, и до сих пор обещания своего не исполняет. Побудите его. А если не исправится тем, то я с тою корзиною скоро выпишу к себе Его Высокопреподобие, что ему будет стоить труда известнаго. Какой на сие от моего эконома всего будет ответ, немедля мне репортовать. Остаюсь к вам и любезной братии истинным доброжелателем.

Марта 1 дня

1782 года.

Иероним

Епископ Владимирский.

Преподобнейший Отец Строитель!

С любезною братиею спасайтеся!

Сердечно жалею я, что потревожил вас письмом. Мой совет послужит впредь правилом. При чем предписую вам: на таком будучи корабле, страшными житейскими волнами обуреваемом, не выпускать из рук своих кормила, да и матрозов поувещай13, чтоб всяк держался своей веревки, чем корабль с помощью Вышняго может пристать в невлаемое пристанище и снискать сокровище во веки неоскудеваемое. О сем умоляю величество Божие и к вам с любезной братиею пребываю искренним доброжелателем

Февраля 4 дня

1783 года.

Иероним

Епископ Владимирский.

Саровской пустыни

Честнейшему Отцу строителю иеромонаху Пахомию

и всей о Христе братии мир и благословение.

Во время посещения Епархии моея, будучи в вашей пустыне приметно было мне ваши к Богу усердие и наблюдение заведенных Иеросхимонахом Иоанном и утвержденных Преосвященнейшим Стефаном, Митрополитом Рязанским, правил и пустынных порядков, исполнение коих, дабы навсегда продолжалось, требуется от вас верное послушание к Настоятелю и братии по старшинству примером своим руководствующей к благочинному поведению. Да будет всегда, пастырски молю вас, жертва ваша пред Богом: дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Не наружностью опять одною, и не одними только обрядами, но усердным заповедей Христовых исполнением и благаго ига Его ношением старайтеся привлечь на обитель вашу благословение Божие. Будьте, по слову божественнаго Павла, тверди, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш не будет тощь пред Господем. Таковых делателей смотрение Божие благословляет всяцем благословением о Христе Иисусе. Таковым образом скудельных сосудах сокровище благодати своея представляет, да множество силы Божия будет, а не от нас. Мы сами несмы довольни помыслити что добро от себе: но довольство наше от Бога есть. Сие пишу к вам через Настоятеля вашего, препоручая купно и себя молитвам вашим, да служение ваше и мое, по словам Апостола, будет к совершению Святых в дело служения, в созидании тела Христова, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познание Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Впрочем благодать Господа нащего Иисуса Христа со всеми вами да будет. Аминь.

Христолюбия вашего усердный Богомолец и благих жалатель смиренный

Октября 21 дня

1784 года.

Виктор Епископ Владимирский

и Муромский.

Во время настоятельства Строителей Ефрема и Пахомия находились в братстве особенно доблестные, благочестивые трудники по духовной жизни, Иеромонахи:

Питирим, в мире Петр Иванов Дружинин, родом из Курских купцов, отличавшийся мудрою простотой нрава и усердием в послушаниях, расположенностью и усердием к начальнику и братии, строгим хранением совести по обетам монашеским, и своею ревностью к славе Божией. Высокой подвижнической жизнью старец стяжал себе признательность и уважение за неусыпное попечение о благоустройстве обители; в монашестве подвизался не малое время. Его старанием здесь в обители начата и окончена большая Соборная Успения Пресвятыя Богородицы церковь; ибо он многих боголюбивых людей, к нему усердствующих, убедил принести пожертвования на создание оного, и от обители получил достойное наименование Ктитора святого храма. Известно Саровским Старцам, что ему виделось чудное некоторое знамение, как доказательство почивающего на нем благословения и благоволения Небесного: однажды он шел к заутрени из своей келии, и внезапно увидел в небе сияющий из облаков свет с простертою, благословляющею десницею. Пред кончиною своею он написал завещание, в котором можно видеть дух истинно монашеский. Это завещание следующего содержания:

«Преподобнейший и Пречестнейший Отец Строитель, мой премилосердый Государь Батюшко, и любезная Богом о Христе собранная Отцы и братия! Всеусердно Самим Богом прошу и молю не оставить моего убогаго прошения. Когда Господь Бог благоволит быть пределу моея жизни, по исходе души моея из бреннаго и грешнаго моего тела, прошу предать тело мое грешное обычному погребению по церковному чиноположению, и не оставить меня окаяннаго во святых своих и благоприятных к Богу молитвах поминовением в церковных молитвах, в божественной Литургии в приносимой бескровной жертве о оставлении грехов моих; и погребсти тело мое грешное Успенскаго собора на западной стороне, по левую сторону бывшаго Архангельского престольного столпа, подле Иеромонаха Иоакима, по левую руку, всесмиренно прошу и молю вас, моих любезных Отцев и братий и искренних благодетелей. Что же касается келии моей, там что бы ни было, все общее, казенное и монастырское, а собственнаго у меня ничего нет, и денег нисколько своих не имел, а когда что малое дело и сыщется, то разве чужая какая, положенныя от кого под охранение, или забвением какая у себя собственной ради пользы ничего я не держал, разве для общей пользы всебратственной. В том меня окаяннаго простите и разрешите во всем, всесмиренно прошу и молю всех Отцев и братиев. А к погребению одежды все готовы и положены в холодном чулане под лавкою в ящике, издавна заготовленныя. В 1763 году, Марта 6 числа, благоволением Божиим, по милости Преосвященнейшаго Митрополита Димитрия Великоновгородскаго и Велико-Луцкаго, Святейшего Синода члена пострижен в Москве на Рязанском подворье в крестовой церкви в рясофор, а в мантию – того же года и месяца Марта 20 числа в Саровской пустыни, бывшим на обещании Игуменом Отцем Варлаамом; а Отец Строитель Ефрем был от Евангелия восприемным Отцем и духовным, и правителем жизни моея и наставником. Рождение мое: был я города Курска из купечества, родился в 1727 году Июня 20-го. Из города Курска вышел для духовной жизни 1759 года Декабря 8 числа, 32-х лет от рождения моего: супружества благодатию Божию не имел; в Иеромонашество, благодатию Божиею, неволею принужден и посвящен во Владимире, в Архиерейском доме, в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, Преосвященным Павлом, Епископом Владимирским и Муромским 1764 года Сентября 19 числа. И по сей день из своего обещаннаго монастыря – Саровской пустыни ни в какие монастыри неисходен был. Аще и грешный, с помощью Божией, по силе моей терпел вся находящия беды и напасти и прологи вражия, и по силе моей трудился, и Самим Богом покрываем и благодатию Его укреплен. И тако проводил дни своя в лености и небрежении окаянный. И прошу и молю, моих Государей, Отцев и братий, чтобы за меня грешнаго и окаяннаго помолиться и не оставлять во святых своих молитвах. И аще кого чим оскорбил, или соблазнил, яко человек, всесмиренно прошу прощения, и всех моих к вам досад, обид и оскорблений не помнить, и все мои вины и недостатки загладить своим милосердием и непамятозлобием. Аминь. 1784 года Апреля 21 дня. А о ком я вас, моего премилосердаго Государя, Отца Строителя и Отца Казначея усердно прошу, не оставьте моей просьбы, чтобы по смерти моей был определен жить (в келлии моей) любезный брат о Господе и сын духовный Иеромонах Иоаким14; и не подумайте, чтобы я по какой страсти о сем просил, понеже я от отца своего принял, и ему желаю. И что из книг Отца Ефрема было при моей жизни неисходно, чтобы и у него не отбирать: ведаю его совесть, что оный Иоаким монастырскаго ничего не пожелает и не потеряет, и по страсти никому ничего без благословения Настоятельскаго не отдаст. Всеусердно прошу, не презрите моего желания. Ей! не по страсти какой, но от усердия и любви моей к нему, за добрую его душу и чистую совесть. А гроб мне сделан еще при жизни моей 1784 году Майя 15 дня. Молитвы обе положены: какую читать Господь Бог вложит в разум Настоятелю, и прошу вложить мне окаянному в руце по чину церковному. От всех прошу прощения, елико в жизни моей чем кого оскорбил или прогневал, или злом за зло воздавал, или неподобное мыслил, – Самим Богом прошу и молю чтобы я от всех был прощен и разрешен, и аз грешный всех прощаю и разрешаю от всех грехов, их ко мне, ныне и присно, и во веки веков аминь. Великую молитву я грешный любил читать при правиле готовившись к служению нередко. А письменныя дела, или чужия от кого были ко мне письма писаны, не по страсти получал, оставленныя мои старыя мирския и монастырския, прошу, ничего в них не ища сожечь в пещи».

Сей добродетельный муж окончил поприще земной жизни в 1789 году, на 75-м от рождения своего, при Строителе Пахомии.

2. Иоаким, из курских купцов, в монашескую жизнь поступил с юных лет единственно по любви к Богу, чтобы служить Ему в трудах иноческих в пустынной обители безмятежно. По принятии монашеского образа, он проходил подвиги духовные с неизменной твердостью. Как к церковным службам, так и на общих послушаниях он всегда предварял других. Долгое время был уставщиком при церковных службах и книгохранителем при библиотеке, яко муж одаренный высотою разума, благочестием и всеми монашескими добродетелями постоянно служивший примером для прочих. Нрав он имел весьма короткий и молчаливый: по вдохновенный мудрости и по начитанности Священного Писания и книг Святых Отец, он был духовною утехою вы для братии; особенно для новоначальных, требующих подкрепления и назидания, был утешительный собеседник и искусный наставник. При глубоко внимательной своей жизни имел дар умиления: когда во время служения Иеродиакон провозглашал ектении и пели на клиросе: Господи помилуй; то нередко видели из очей его исходящия и проливаемыя по ланитам его слезы. Некогда был случай, о котором уже упомянуто было выше, что начальство Духовное, намереваясь отправить в Русские владения, находящиеся в Северной Америке миссию, требовало Отца Иоакима, по известности о нем, для избрания его во Епископа в ту страну с той целью, чтобы не проповедью только, но и образом благочестивой жизни обращать диких туземцев из язычества в православную веру. Иоаким из смирения, считая себя недостойным такового сана, притворил себе юродство и тем отклонился от призывания. Наконец приближаясь к исходу из сей жизни, исполненный долготой маститых дней, Отец Иоаким с Христианским напутствием преставился мирно в 1802 году, имев от рождения около 70-ти лет.

* * *

10

Иерем. 15, 19.

11

О благочестивом старце Серафиме здесь не предлагается никакого сказания, так как уже напечатана не одна книжица о жизни и подвигах его.

12

Гроб.

13

Ваших помощников Отца казначея и любезную братию.

14

Сей Иоаким из Курских купцов.


Источник: Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся : записки, собранные Троицкой Сергиевской Лавры иеромонахом Авелем : с дополнением и присовокуплением жизни старца Серафима и духовных его наставлений и с приложением четырех портретов: первоначальника иеросхиманаха Иоанна, игуменов: Нифонта, Исаии, старца иероманаха Серафима / [соч.] иеромонахом Авелем. - 3-е изд. - Москва, 1865 (Тип. Готье). - 306, 23, II с.

Комментарии для сайта Cackle