Истинные христианине
«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», говорит св. апостол Павел (2Тим.3:12). Следовательно, гонимы будут все истинные христиане до скончания века; будут страдать от скорбей, печали, искушений, клеветы и бедствий. Мы не должны смущаться таким порядком вещей.
Человеку, который борется со злом, говорит Златоуст, невозможно не испытывать скорбей. Борцу нельзя предаваться неге, воину невозможно пиршествовать в сражении. Поэтому пусть никто из находящихся в борьбе не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь – время усилий и трудов.
Праведники терпят бедствия для их испытания, а грешники – в наказание за свои грехи. Тот, кто знает Священное Писание, как должно знать, не соблазняется ничем случающимся, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому Промыслу Божию, а для иного видит основания и находит примеры в Писаниях.
Вражда, гонения, мученичество – дело не новое, а потому Христос и учит взирать на это равнодушно, без страха, смятения и говорит нам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин.15:18).
Мужайтесь, и да крепится сердце ваше, все уповающие на Господа!
Смотрите на истинного христианина.
Он не терпим среди товарищей, которые обыкновенно служат всему житейскому, только тому, что им выгодно, и кому хотите, но не Богу.
Он ненавистен старшим, хотя смирен и почтителен, потому что самостоятелен, и невольно иногда делается судьей их совести.
Истинный христианин ненавистен многим ученым сего мира, которые считают себя светилами и поэтому требуют себе поклонения, а учеников Евангелия признают за темных, заблудших и неразвитых людей.
Он скучен и стеснителен для современного общества, потому что оно не имеет с ним ничего общего.
Он кажется часто тяжелым и безжизненным для своей семьи, так как большинство современных жен и в особенности детей желают наслаждаться всеми изобретениями века, не стесняясь полом, возрастом и христианскими установлениями.
Для этого мира удобно и приятно только мирское, извращенное христианство, а потому он преследует учеников Евангелия и правдолюбцев с такою злобою, какая была у древних язычников. Их обвиняют в небывалых замыслах и проступках, забрасывают клеветами и всякою грязью, бесчестят печатно и всенародно, лишают часто службы, несмотря на их бедность и многосемейность, отнимают последний кусок хлеба, расстраивают их семейную жизнь, стараются выдать за опасных и зловредных людей, ниспровергающих существующие обычаи, законы и общественную жизнь; их с восторгом и наслаждением отдают на поругание и насмешки толпе, со славою тупоумных и юродивых.
«Не удивляйтесь, – говорит святой Златоуст, – когда видите, что праведный, совершающий подвиги, терпит множество бедствий, следовало бы удивляться противному, т.е. если бы диавол, будучи часто поражаем, оставался в покое и кротко переносил наносимые ему раны. Неудивительно, если змий, получая непрестанно удары, свирепеет и бросается на ударяющего. Бог же попускает испытания для того, чтобы праведник удостоился больших венцов, а диавол получил сильнейшее поражение, ибо если праведник, делая добро и испытывая зло, за все благодарит Бога, тогда диавол поражается» (43-я Беседа на 1 Послание к Коринфянам).
Такова воля Божия, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах, а не в заблуждениях и страстях. Дух Божий не пребывает в тех, которые в покое. Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что они живут в скорбях, а мир веселится и гордится роскошью и покоем.