Источник

№ 6. На день Введения во храм Пресвятой Богородицы. О службе Богу

Ныне святая, православная церковь празднует день Введения Пресвятой Девы в Иерусалимский храм Ее родителями, так как они дали обет посвятить Ее Богу. Велика была любовь родителей! Они отдали Господу свою единственную дочь, свою единственную радость, которую получили сами в утешение на старости лет. Младенец Мария только три года жила в доме своих родителей – Богоотец Иоакима и Анны, а на четвертом – Ее привели в храм для службы Господу.

В чем же могла заключаться Ея служба? Сначала, в прославлении Бога, Который всегда принимает хвалу из уст младенцев, а затем Пресвятая Дева приобрела благодать у Господа послушанием и своим смирением, что и доказала принятием на себя великих и страшных обязанностей Богоматери. Всю свою жизнь Она служила Богу, как истинная «раба Господня», то воспитывая Божественного Отрока, страшась за Его жизнь, оберегая Его от врагов; то мучаясь в ожидании Его прославления на земле, когда народ не признавал Его за Мессию, а потом апостолы не имели еще твердой веры; то невидимо для всех несла Она свой крест – бедность и заботилась о нуждах, испытуемых Самим Христом; то Она содрогалась при виде увеличивающейся с каждым днем вражды против Иисуса и, наконец, оружие пронзило Ея материнское сердце во время суда над Христом, когда Она увидала истерзанного, окровавленного и распятого на Кресте Сына Ее, дарованного человечеству на спасение; то мучилась Она неутешною скорбию одиночества, оставаясь на земле, по вознесении Спасителя; то служила Она Господу, исполняя апостольское назначение и утверждая христианскую церковь в языческих землях; то, наконец, томясь до преклонных лет на земле, ожидая своего переселения в небесное царство Ея Сына и Спасителя. Она служит и теперь Богу и людям, как Предстательница, Ходатайница, Молитвенница за грехи человечества, как Избавительница от бед и заслуженных наказаний, как Утешительница скорбящих; эта величайшая служба будет совершаться и продолжаться до второго пришествия Христа.

Если мы помним, что имеем от Бога наше бытие, силы, чувства, разум, сердце, волю, получаем от Господа все многочисленные блага и можем быть участниками блаженства и вечной жизни в царстве Его небесном, то мы не в состоянии сомневаться, что цель жизни каждого из нас – служить Богу и прославлять Создателя.

Но нужна – ли Господу наша служба? Она нужна настолько, насколько она доказывает нашу любовь к Нему, как нужны нам заботы о нас детей наших, когда мы здоровы и обеспечены. Эта служба по любви более всего необходима самим детям; она спасает людей от греха, дает силы для борьбы со страстями, доставляет честь и славу служащим, похвалу и любовь – учащимся, вечную признательность и благодарность воспитателям. Например: молясь, мы служим Богу, но эта молитва прежде всего необходима нам самим, так как только с помощью искренней молитвы человечество получает все необходимое. Удерживаясь от празднословия и осуждения, мы служим Богу, ибо исполняем заповедь Его, но главным образом спасаем себя от осуждения в день Страшного суда. Обучаясь священному писанию и всякой науке, мы служим Богу, так как познаем Закон Божий, заповеди, Самого Создателя, учимся по творениям познавать Творца, но одновременно сами совершенствуемся. В прилежании, в послушании родителей, в заботах о ближних и бедных, во всем хорошем мы служим Богу, как верные и честные дети, как истинные, любящие ученики Христовы, исполняющие Его волю.

Весьма важно, чтобы мы все, от малых и юных, до великих и старых непрестанно помнили, что служим Самому Богу. Только это сознание может утвердить порядок на земле и сделать людей справедливыми, честными, добродетельными и безупречными. Помня эту цель нашей жизни, мы принесем истинную пользу и тем у кого служим и всем соприкасающимся к нам людям. Как были бы могущественны государства, величественны их Цари и Повелители, счастливы их народы, если бы каждый гражданин, каждый подданный, всякий служащий и работающий, стремились к строгому исполнению своих обязанностей, сознавая, что они служат прежде всего Богу.

Но есть люди, которые не понимают ни цели своей жизни на земле, ни также значения теперешней величайшей службы Богоматери – христианам. Как известно, целые народы, по своей духовной слепоте, не видят, что милосердие Божие и всепрощение Христа – беспредельны только благодаря заслугам, молитвам и предстательству Матери Божией, Которая стоит между людьми и Христом.

Наши горя и страдания возбуждают боль ее настрадавшегося сердца и Она, как дерзновенная ко Господу, Сыну Своему, истинная раба Его и смиренная Мать–Царица, просит за нас, рожденных и живущих в грехе, слабых духом и разумом, слепых очами сердца, мучимых и сбиваемых с пути врагом. Христос Спаситель, положивший жизнь Свою в доказательство любви к людям, упросивший Отца Небесного ниспослать на землю Духа Святого для просвещения слабого человеческого разума и утверждения веры, не имеющий более иных путей к вразумлению падшего человечества, но несомненно все еще не желающий смерти грешника, – с любовию и радостию слушает призывающий, ласковый и любящий голос Матери Своей, дающий Ему возможность, по Правосудию, ради Ее заслуг на земле и славы на небе, еще ниспослать милости погибающим в страстях людям. И что же? Между этими людьми есть такие, которые не сознают всей своей преступности пред Богом, своей греховности, нечистоты, своего ничтожества, не видят, до чего они бездушны, жестоки, лицемерны, сребролюбивы, погружены в житейские расчеты и наслаждения, не чувствуют, как далеки они от Бога и воображают себе, будто они спасены уже страданиями Христа, как бы не грешили... Богородицу они ставят на ряду с человеческим ничтожеством. Безумные слепцы! Они лишают себя последней надежды на прощение.

Кто не чувствует на себе забот и милостей Божией Матери, тот совершенно слеп духовно. Некоторые великие подвижники, пустынники и старцы, имели у себя один только образ Богоматери, пред Которым неустанно клали поклоны, прося вознести их молитвы и воздыхания ко Христу и испросить им и другим христианам дары Духа Святаго. Исцеляя болящих, они свидетельствовали, что Царица Небесная, а не они, дарует им милость.

«Приидите, вси празднолюбцы», поет св. церковь, «честный покров Божия Матери ублажаем...!»

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице; надеющиеся на тя да не погибнем, но да избавимся тобою от бед: ты бо еси спасение рода христианскаго! Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle