№ 36. О непрестанной молитве
От христиан требуется не только частая, умная, ежедневная, но и непрестанная молитва. Она заповедана нам святым апостолом Павлом, который писал: непрестанно молитеся (1Сол.5:18), и Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: бдите убо на всяко время, молящеся, т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь.
Кто понимает земную жизнь, влияние злого духа на мир и видит грозящие ежеминутно человеку опасности, тот не удивится необходимости следовать святой заповеди о непрестанной молитве, ибо людям нужна столь же непрестанная помощь Божия. Без этой помощи, без влияния благодати на нас, мы делаемся способными на всевозможные грехопадения и на все смертные грехи. Чтобы спастись, одно средство: бодрствовать на всякое время и молиться, т.е. непрестанно призывать помощь Божию.
«Такая молитва, говорят св. отцы, есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач пользует пластырем рану больного, причем страждущий не знает, как происходит излечение, точно так Имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается» (Св. Варсонофий).
«Молитва не в том только состоит, говорит Святитель Тихон Задонский, чтобы в известный час стоять и кланяться телом пред Богом и читать написанные молитвы, но в том, чтобы молиться на всякое время и на всяком месте – умом и духом. Можешь возносить ум и сердце к Богу и просить от Него милости и помощи хотя, сидя, лежа, едучи, сидя за трапезою, совершая дела, в уединении и в народе, ибо Бог везде и на всяком месте».
Но мирским людям непрестанная молитва кажется неисполнимою, непонятною, вовсе не обязательною и составляющею принадлежность монахов, затворников, схимников, а не тех людей, которые заняты постоянно умственными работами и должны для отдыха проводить свободное время в удовольствиях и развлечениях. Прежде чем сомневаться в возможности и пользе непрестанной молитвы, следует, конечно, испробовать и испытать ее; тогда сомневающиеся убедятся, что сердечная молитва не только не мешает, но способствует работе, хотя бы она совершалась не одними руками, но и умом. Можно призывать Господа не только устами, но одним сердцем, в особенности во время чтения и занятий. Господь ведь Сердцеведец и взирает только на сердце. Если же кто занят такой работой, что ему нельзя тайно призвать имени Божия в своем сердце, что вряд ли справедливо, а только возможно вспоминать о Боге, то и это достаточно, ибо заменяет молитву. Следовательно, во время работы или беседы, прежде работы и после беседы, т.е. во всякое время и во всяком месте, можно и должно призывать себе на помощь Имя Божие. Только такая постоянная молитва заставляет нас жить на земле небесною жизнью, способствует достижению этой главной цели в христианской жизни, ибо соблюдает нас в чистоте, избавляет от врагов и искушений, делает терпеливыми и сильными для испытания и, наконец, согревает сердца.
Пусть же никто из христиан не думает, что только одним монахам надлежит непрестанно молиться; нет, все христиане обязаны исполнять эту заповедь. Константинопольский патриарх Филофей пишет в житии св. Григория Солунского, что последний имел возлюбленного друга, некоего Иова, человека простого и добродетельного, с которым беседуя однажды, он коснулся непрестанной молитвы и необходимости учиться ей мирянам. Долго беседовал Святитель и приводил в доказательство слова св. Григория Богослова, что «всем христианам надлежит чаще поминать в молитве Имя Божие, чем вдыхать воздух», но старец Иов не убедился. Когда же потом Иов молился наедине в своей келлии, ему явился Ангел, посланный от Бога, с укором, что он спорил со святым Григорием и противился явному делу, от которого зависит спасение христиан. Ангел возвестил Иову от Лица Божия, чтобы он впредь внимал себе и остерегался говорить что-либо против этого душеспасительного дела и даже в уме своем не держал бы противного помысла и не позволял себе мудрствовать. Иов тотчас поспешил к св. Григорию, упал ему в ноги, попросил прощения и открыл все, что ему сказал Ангел Господень.
Возлюбленные! Бог не заповедовал нам, конечно, ничего невозможного, а все только то, что мы в состоянии делать. Если бы непрестанная молитва была невозможна, то не нашлось бы в мире столько лиц, который исполнили спасительную заповедь. Отец св. Григория Солунского, дивный Константин, жил при дворе, назывался отцом и учителем царя Андроника, ежедневно занимался государственными делами, кроме своих обязанностей по семье и большому имуществу, и при всем этом был неотлучен от Бога и привязан к непрестанной, умной молитве.
«Не говори мне, пишет св. Златоуст, что для человека, занятого делом, невозможно проводить целый день в молитве. Можно и как легко. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль; не воздеяние рук, но возношение ума, не наружный вид, но внутренней смысл. Можно, идя на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы; можно сидящему и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой».
Какую же молитву св. отцы называют умной, непрестанной? Когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласным безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных, душевных и телесных. Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум. Умною молитвою принято называть Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Святые отцы в своих правилах меняют некоторые слова, чтобы молитва была и за ближних и прошения принимались по ходатайству Матери Божией, а для этого произносят так: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных, или Богородицею помилуй мя грешного!
Не забывайте же, братья и сестры, этой заповеди Христовой и Апостольской. Упражняйтесь в непрестанной молитве, изучайте это важное дело, ради спасения ваших душ. Всякое дело сначала трудно, но когда навыкнете, то познаете, как сладко Имя Господне! Св. апостол Павел не стал бы нас обязывать молитвою, если бы это было крайне трудно и невозможно. Будемте телом работать и в это время духом молиться! Внешний наш человек пусть исполняет свои житейские дела, а внутренне пусть будет весь посвящен на служение Богу. Это ангельское житие, ибо ангелы не имеют голоса, но умом приносят Богу непрестанное славословие; в том состоит все их дело и этому посвящается вся их жизнь. Вкусите и видите, яко благ Господь! Аминь.