В.А. Юлин

Источник

Полнота Церкви и будущее России

Cвятитель Серафим разработал целую систему мер по развитию церковной жизни. Восстанавливая ход его мыслей, можно со всей определенностью утверждать, что в оживлении приходской жизни он увидел то основное звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь, т.е. превратить Церковь в консолидирующую силу общества. Осуществить задуманное на практике ему помешали тяжелые обстоятельства тогдашней церковной жизни, усугубленные Первой мировой войной и последовавшей за ней революционной смутой, поставившей Церковь под угрозу уничтожения богоборческой властью.

Несмотря на гонения и бесчисленные жертвы, Церковь сохранила свою жизнеспособность. За последние 20 лет Русская Православная Церковь окрепла в материальном и организационном отношениях. Если в 1988 году в РПЦ было 6893 прихода, 6674 священника, 74 архиерея, 22 монастыря и 1190 монахов и монахинь, то сейчас (в 2009 г. – Прим. ред.) – 29263 прихода, 30670 священников, 202 архиерея, 804 монастыря. За два десятилетия канонизовано более 1700 святых163.

Что же ждет Русскую Церковь в будущем? Ответ на этот вопрос дал Святейший Патриарх Кирилл, выступивший в Туле 11 марта 2009 г. на встрече с архиепископом Тульским и Белевским Алексием и духовенством Тульской и Белевской епархии.

Святейший поделился размышлениями о различных аспектах жизни Церкви, о пастырской работе в условиях современной России164.

Если в прошлом задача заключалась в том, чтобы построить храм, куда люди могли приходить сами, организовать приходскую жизнь, то в настоящее время недостаточно сохранять старую традицию и воспринимать храм как место, куда люди сами находят дорогу. Недостаточен и традиционно сформировавшийся образ действий священника, находящегося в храме и ожидающего, когда к нему придут прихожане.

Для того чтобы идти к людям и говорить с ними, нужно иметь внутреннюю силу, а внутренняя сила связана с реальным религиозным и молитвенным опытом, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. По мнению Святейшего Патриарха, «сила слова всегда связана с силой молитвы, священник не может проповедовать, используя какие-то схоластические приемы и схемы... Душа человека откликается на проповедь, когда он чувствует, что священник, говорящий нечто, сам это пережил. Если вы говорите от своего опыта, если это ваши мысли, соединенные со святоотеческими творениями, со словом Божиим, – то ваше слово становится убедительным»165.

Для того чтобы вести пастырскую работу, священнику необходимо знать своих прихожан.

Нужно также повысить общий уровень богословского образования, чтобы «каждый священнослужитель умел сопрягать свои богословские знания с реальной пастырской работой, чтобы каждый священник понял, что богословие – это не отвлеченные знания, но то, что ему жизненно необходимо, ибо в противном случае он не сможет дать правильного ответа на вопрошания людей»166.

Говоря о принципах организации прихода, Святейший Патриарх Кирилл вспомнил о «двадцатках», приходском ядре, которое святитель Серафим с успехом использовал в 20-е гг. прошлого столетия для преодоления «иосифлянского» раскола во вверенной ему епархии. «У нас сейчас практически не существует “двадцаток”, как было раньше, хотя сама идея приходского ядра очень хорошая, – сказал Святейший. – Но можно было бы иметь попечительский совет при приходе, в котором принимали бы участие представители местной интеллигенции, учительства, бизнеса, кто-то из местных властей. Попечительский совет должен собираться не только для того, чтобы решать какие-либо финансовые вопросы, – он должен заботиться о приходе, об организации миссионерской работы, работы с молодежью»167.

Молодежная политика является приоритетом РПЦ и должна стать делом каждого прихода, каждой епархии и каждого благочиния. Церковь должна воспитывать харизматичных молодежных лидеров, способных повести молодежь к православным ценностям, в Православную Церковь. Программа воцерковения молодежи – это программа спасения русской нации и выживания России. Здесь Церковь и Государство должны помогать друг другу. Если ядром приходской жизни будет богослужение, а вокруг него будет формироваться образовательная и социальная деятельность, то приходы станут центрами не только богослужебной, но и общественной жизни. Приходские активы необходимы, поскольку священнику самому не справиться со столь большим объемом работы. Только так, через совместную работу, через взаимодействие можно влиять на умы и сердца людей.

Среди задач, которые нужно решать на уровне прихода, идя навстречу людям, Святейший Патриарх назвал социальное служение. Забота об одиноких, профилактика преступности, сохранение семей, защита жизни нерожденных младенцев – «вот по каким показателям мы должны сегодня оценивать свою деятельность, иначе общество разочаруется в Церкви»168.

По мысли Святейшего, деятельность Церкви теперь нужно оценивать не только по числу храмов и монастырей, но и по влиянию, которое Церковь оказывает на жизнь людей и общества. Согласно сегодняшней статистике, около 80% населения страны крещены в православной вере. Из них около 60% готовы назвать себя православными. Однако, как считает Патриарх Кирилл, лишь «около 10% приходят в храмы постоянно». «Если оценивать всю историю России, то можно отметить, что время, в которое мы живем, – особенное, – сказал Святейший. – У Церкви никогда не было таких возможностей, она никогда не была такой свободной. Сегодня очень хорошо складываются отношения Церкви и государства: взаимоуважительно, без попыток вмешиваться в дела друг друга, выстраивается диалог, и это очень важно для решения тех задач, которые стоят перед страной»169.

На состоявшемся в Туле совместном заседании Президиума Государственного Совета России и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России Церковь и Государство поняли, насколько они нужны друг другу. Наглядным подтверждением этого является решение Президента России Д. А. Медведева поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики и организации работы на постоянной основе в наших Вооруженных Силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии: православие, ислам, буддизм и иудаизм.

Церковь должна понимать важность общего состояния общества, хранить единство народа, содействовать преодолению разделений. Сегодня очень многое разделяет людей – имущественные, социальные, национальные, религиозные, партийные факторы. «Очень много соблазнов и поводов для разделений, но Церковь должна быть объединяющим началом для народа, – заявил Святейший Патриарх Кирилл. – Мы не должны быть ни с правыми, ни с левыми, мы – со своим народом. Мы должны содействовать преодолению различных разделений, снятию конфронтационных настроений, которые могут усиливаться сейчас в связи с экономическим кризисом... Сейчас Россия нуждается в спокойном времени для духовного, экономического и политического развития. И Церковь не может быть в стороне; мы должны помогать нашему народу сохранять спокойствие, помогать людям, которые попадают в трудные экономические положения, добрым словом, а может быть, и делом»170.

От того, какой будет Русская Церковь, во многом зависит облик России. Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Так было всегда: попытались уничтожить Церковь – практически уничтожили страну. Опыт нашей жизни в XX веке показывает, что происходит, когда Церковь уходит с общественной сцены, когда она перестает влиять на жизнь народа, – страна, по крайней мере, применительно к России, исчезает, что и произошло с исторической Россией. Поэтому я думаю, что мы должны значительные свои силы употреблять в том числе и для того, чтобы сохранять мир, согласие в нашем обществе, единство нашего народа»171.

* * *

Вот и подошло к концу наше повествование о святителе Серафиме. Принимаясь за работу, автор видел свою задачу в том, чтобы рассказать читателю простым, доступным языком с использованием живой речи проповедей святителя Серафима, воспоминаний его родственников и современников о том, каким он был в своей многотрудной земной жизни, полной суровых испытаний, скорбей и завершившейся мученической кончиной. Это был путь воина Христова, который никогда не изменял себе, своим убеждениям, своей совести.

Следует заметить, что избранную автором тему невозможно исчерпать публикацией одной книги. Жизненный подвиг святителя Серафима, его труды требуют глубокого и обстоятельнего изучения, ибо с его именем связана целая эпоха Русской Православной Церкви.

Высоко оценивая жизнь и деятельность святого митрополита Серафима (Чичагова), Святейший покойный Патриарх Алексий II писал: «Все свои таланты, жизненный опыт, необычайную силу духа, – всю мощь своей неповторимой личности Владыка отдавал на служение Богу и людям. Бескомпромиссный иерарх, борец за чистоту Православия, он на всех местах своего служения, во всех доверенных ему епархиях бесстрашно выступал на борьбу со смутой, революционными беспорядками, сектантством и расколами всякого рода. Он считал, что возрождение России возможно только путем возрождения приходской жизни, верил в торжество исконно русских начал, коренившихся в церковно-общественной жизни древнерусского прихода. Он призывал людей к любви и единению »172.

Авторитетный и строгий ревнитель православных традиций, вдохновенный проповедник, самобытный мыслитель-богослов, глубокий философ, блестящий военный, талантливый врачеватель, историк, литератор, музыкант, живописец, неутомимый общественный деятель, верный и искренний патриот своей Родины – таким остается в памяти благодарных потомков святой митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов).

* * *

163

Публикация ИноСМИ. Ru. Новый Патриарх Кирилл – «симфония Церкви и Государства». Web-сайт http://www.mosm/ru/translation/247065.html.

164

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с духовенством Тульской и Белёвской епархии 11 марта 2009 г. в Туле. Web-сайт «Русская линия», http://www/ rusk.ru/newsdata.php? dar=181812.

165

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с духовенством Тульской и Белёвской епархии 11 марта 2009 г. в Туле. Web-сайт «Русская линия», http://www/ rusk.ru/newsdata.php? dar=181812.

166

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с духовенством Тульской и Белёвской епархии 11 марта 2009 г. в Туле. Web-сайт «Русская линия», http://www/ rusk.ru/newsdata.php? dar=181812.

167

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с духовенством Тульской и Белёвской епархии 11 марта 2009 г. в Туле. Web-сайт «Русская линия», http://www/ rusk.ru/newsdata.php? dar=181812.

168

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с духовенством Тульской и Белёвской епархии 11 марта 2009 г. в Туле. Web-сайт «Русская линия», http://www/ rusk.ru/newsdata.php? dar=181812.

169

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с духовенством Тульской и Белёвской епархии 11 марта 2009 г. в Туле. Web-сайт «Русская линия», http://www/ rusk.ru/newsdata.php? dar=181812.

170

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с духовенством Тульской и Белёвской епархии 11 марта 2009 г. в Туле. Web-сайт «Русская линия», http://www/ rusk.ru/newsdata.php? dar=181812.

171

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с духовенством Тульской и Белёвской епархии 11 марта 2009 г. в Туле. Web-сайт «Русская линия», http://www/ rusk.ru/newsdata.php? dar=181812.

172

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Читателям книги «Да будет воля Твоя». Цит по кн.: «Да будет воля Твоя». М., 2003. – С. 3–4.


Источник: Серафим значит пламенный : Земная жизнь св. митр. Серафима (Чичагова) / В.А. Юлин. – М. : Благотворит. фонд дворян. рода Чичаговых : Аванти, 2003. – 62 с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 5–901787–10–2

Комментарии для сайта Cackle