Азбука веры Православная библиотека священник Савва Богданович Ответы миссионера отступникам от церкви Христовой штундистам

Ответы миссионера отступникам от церкви Христовой штундистам

Источник

1) Какая сила, о. миссионер, в благодати Божией и зачем она так нужна нам, что вы при каждой беседе не обходитесь без того, чтобы не помянуть о ней?

Ответ. Благодать – это дар Божий (Еф. 2:8), это особенная сила Божия, даруемая по преимуществу в семи таинствах Духом Святым верным сынам Церкви к вспомоществованию им в деле святой, богоугодной жизни и в деле спасения. А как она важна для нас, можете видеть уже из того, как часто о ней упоминает Св. Писание и из того, что Апостолы больше всего верным именно её желают. Каждый почти Апостол, и в особенности св. апостол Павел, начинает и оканчивает свои Послания пожеланием верным благодати Божией. Вот только некоторые указания из слова Божия о силе благодати: (1Кор. 16:23; 2Кор. 13:13; Гал. 6:18; Еф. 1:2; Фил. 4:18–23; Кол. 4:18; 1Сол. 4:28; 2Сол. 3:18; 1Тим. 6:21; 2Тим. 4:22; Тит. 3:15: Флм. 1:25; Евр. 13:25; Рим. 9:30–35; 8:8–11; 1:9; Гал. 5:4; Рим. 10:2–3; 11:5–6:22; 2Кор. 4:7; Рим. 1:15; Гал. 2:20–21. Евр. 6:6; 10:39; Лк. 12:9–10; Рим. 3:20; 5:2; Ин. 1:17; Еф. 2:8; 1Кор. 4:1; 1Тим. 3:5; Еф. 1:13; Мф. 16:19; 1Фес. 4:3; Ин. 4:14; 2Тим. 1:6; 1Тим. 4:14; 1Кор. 4:10; 23–31; Еф. 2:7–3:20). Вы говорите, что хотите знать: какая сила в благодати? Такая, что без ней наши благие желания и намерения обращаются в ничто – как Вавилонская башня: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5; 1Кор. 15:10), говорит Спаситель. Вы, штундисты, почитаете себя христианами и думаете, что от вас, от ваших усилий, стараний и трудов зависит всё, что вам не нужно никого и ничего, что назначенное христианам Царствие Божие не может от вас уйти, как уходит от язычников и мытарей, и по указанию Самого Бога, слова Божия, мы без благодати не больше, как язычники – чужды заветов обетования и безбожники в мире (Еф. 2:12). Не думайте, что мы, люди, так сильны, – нет; без благодати Божией и при самых крепких силах, при самой обширной мудрости, мы не можем того, что может произвести благодать чрез самого немощного человека. Без благодати Божией всякое наше положение, всякая наша воля и всякое наше действование не правильны и грешны, пусты и ничтожны (2Кор. 9:8), без неё, поистине, мы несчастны, и жалки, и слепы, и наги (Откр. 3:17); напротив, когда благодать Божия господствует в душе нашей, тогда у нас истинное познание, правильное направление воли и успешное действование ко спасению и тогда она источает из себя реки воды живой (Ин. 7:37). Благодать рождает и укрепляет нашу веру (Ин. 6:44; Еф. 2:8), помогает нам в земной жизни бодро идти по узкому и тесному пути жизни (Мф. 7:13) с покорностью Богу в счастье и в бедствиях (Еф. 2, 5, 10–13, 18–19), помогает нам со страхом и трепетом содевать своё спасение, и не мечтать о каких-то наших заслугах, о которых не может быть и речи, если мы знаем, какую заслугу перед небесами и землёй имеет ради нас Сын Божий, пришедший крестом, кровью и муками грешников спасти (Фил. 2:13). Как силен был пред Богом и людьми ап. Павел, какие заслуги имел он, и между тем он не говорит о своих силах, а всё приписывает силе Божией, благодати Христовой: «благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор. 15:10). Как слышите, св. апостол Павел отвечает здесь не только за себя, как послужила ему благодать Божия в его жизни и в его св. служении, но и за всех Апостолов; значит и все другие Апостолы успехами своего служения в деле проповеди Евангелия прежде всего и более всего обязаны благодати Божией. Разъясним это примером. Земля самая жирная и богатая, если её предоставить самой себе, если небо не будет напоять её дождём и согревать солнцем, станет пуста и бесплодна. Что дождь и солнечное тепло для земли, то самое для человеческой природы благодать Божия, этот свет Божий. Она (природа), будучи немощной, не в состоянии сама по себе производить совершенные плоды добродетели, имеет нужду в духе Христовом или в благодати Его. Или вот возьмём и наше тело. Оно живёт, но всё нужное для того, чтобы жить: пищу, питье, одежду, обувь и т. п. получает не из собственного естества, а извне, и тело, сотворённое нагим, без этой внешней поддержки и помощи и жить не может. Так и душа не из собственного существа заимствует себе пищу и питие духовное и одежду небесную (т. е. истинную богоугодную жизнь), но от Бога, от духа Его и света Его. И благодать Божия для души то же, что хлеб для жизни тела; да и Сам Господь сказал: «Аз есмь хлеб животный» (Ин. 6:51). Почему, спросишь, человек так немощен без благодати? Потому что грехом он так глубоко повредил свою природу, что ум, чувство и сердце – всё его существо пленено грехом, тогда как с помощью благодати Божией мы можем наступать на змею, на скорпиона и на всю силу вражью (Лк. 10:19) и с ней тогда нам ничто не страшно (Рим. 16:20). «Ничесо же нам вредит». Ещё два примера. Что значит тесто без закваски или мясо без соли? Первое не вскиснет, не взойдёт и никуда не годно, а второе погниёт и будет съедено червями. Душа всё равно, что младенец: тот ищет матери, и эта благодати. Я назвал благодать силою Христовой, действующею в сынах Церкви. Это потому, что Христос Господь вверил Церкви Своей все Свои спасительные заветы, Свои божественные силы, Свою святыню и правду, Свою Божественную Премудрость, все залоги любви Своей к роду человеческому. И одна только Церковь на земле (а не каждый человек в отдельности), есть чудное и премудрое, твёрдое и несокрушимое учреждение, которого не одолеет никакая сила ада, никакие учения еретиков и сектантов и никакие писания и злохуления безбожников, ибо Основатель и Глава её – Сам Всемогущий Христос Бог и Кормчий её всесильный Дух Животворящий. Сюда, в Церковь Христову, прибегайте братия, все прибегайте, всё равно, что к Самому Иисусу Христу Живому. Станете прибегать, силу получите одну и ту же от Христа и от Церкви; а станете убегать от Церкви – всё равно, что от Христа будете убегать (Мф. 18:17. Лк. 10:16).

2) Разве иконы и идолы не всё едино?

Ответ. Даже люди с неповреждённым умом об одном и том же предмете, одному и тому же лицу и в один и тот же момент не высказывают двух совершенно противоположных, исключающих друг друга суждений, – тем более это до́лжно сказать о Боге. И между тем Он, давая заповеди против идолов языческих, велел Моисею поставить в Скинии Херувимов и Ковчег Завета. Ясно, что идолы и Херувимы не одно и то же, а если признать их за одно и то же, то значит, Бог Сам не знал, что повелевал. Но это так недостойно Бога, что никто не только из верующих, но и из неверующих не осмелится допустить и в помышлениях своих.

3) Почему пастыри Церкви так боятся того, чтобы кто-либо из их стада не отступил от Церкви?

Ответ. Потому боятся, что не желают своим пасомым самого большего в мире и неизмеримого зла, т. е. вечной погибели. И этого им естественно и до́лжно бояться, как бы много ни было в их стаде духовных овец. Много членов у тела, но отдели какой-нибудь из них – страдает всё тело. Единство Св. Троицы, молитва Сына Божия о единении всех верующих в Него, учение Апостолов на это нас подвизают (Ин. 10:30; 1Ин. 5:7; Мф. 12:30), а злосчастный пример разделенцев: Именея и Филита (2Тим. 2:17) Корея, Дафана и Авирона (Числ. 16:33) отвращают от всякого рода разделения. От чего ереси одна другой лживее, одна другой изувернее и чудовищнее? Подумайте. Очевидно от того, что с потерею общения с Церковью, Глава Которой есть Христос – путь, истина и живот, начинается естественное и последствие отпадения от Истины, всякое беспутство, всякого рода и вида ложь и заблуждение и смерть духовная. Кому же это желательно, – тем более может ли это быть желательным в отношении его духовных чад?! Отцы духовные обязаны дать отчёт Пастыреначальнику своему о вручённых им овцах (1Пет. 5:4; Иез. 33:7–9), и потому должны зорко следить за путями своих овец и больше всего страшного – страшиться потерять хотя одну из своего стада (Мф. 18:12–14), дабы с потерею её не потерять у Пастыреначальника вечной награды и не наследовать того места, которое получит и его потерянная овца. Как же после всего этого пастырям Церкви не блюсти зорко за своим стадом, не стараться от всей души об его целости и неповреждённости.

4) Почему каждый священник так боится, чтобы его пасомые не сообщались с теми, которые у них зовутся штундистами?

Ответ. Это очень естественно. Кто пожелал бы своего друга или сына своего видеть в общении с нечестивцами или в дружбе с бесноватыми? Как это? спросите. А вот как. Бесноватые не выносили вида Иисуса Христа или напоминание имени Божие, приходили сейчас в ярость, и штундисты не выносят, не могут видеть лика Господа Иисуса и тоже приходят в ярость. Те, видя чудотворца Иисуса, кричали, что Он действует силою князя бесовского Веельзевула, говорили, что в Нём живёт бес, и штундисты, смотря на лик Спасителя, на Его икону, зовут их идолами. Св. Писание говорит: Никто, говорящий Духом Святым не произнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор. 12:2–3).

5) Вопрос православного: почему штундист проповедует своё учение большею частью ночью и в местах скрытых?

Ответ. Это показывает, что они люди, боящиеся света и самое дело их проповеди – дело тёмное. Во тьме ночной и тайно творятся дела тёмные и преступные, как говорит об этом ап. Павел (Еф. 5:12–13. Рим. 13:12–13).

6) Неужели добрые дела штундистов не имеют цены у Бога?

Ответ. У штундистов и не может быть добрых дел. Вера наша, что сок в дереве, и дела – что плоды его. – Какие плоды будут от того дерева и будут ли они на что годны, если весь сок в дереве ядовит. Конечно, как ни будут на вид красивые плоды на таком дереве, но все они – яд ядом (Мф. 7:18). Мерзость пред Господом – путь нечестивого (Притч. 15:9), говорит Премудрый. Господь требует от нас сердца, исполненного страха Божия (Иез. 18:31; Иер. 32:39), и еретик отдаёт своё сердце не Богу, Который весь кротость и любовь, а тому, кто весь гордость, злоба и ложь; сердце есть источник жизни человеческой (Мк. 7:21), кто владычествует в нём, кто его напояет, Господь или аспид, то и исходит из него. Это закон непреложный.

7) Говорят православные, что они, и особенно их учители, пастыри духовные – люди все кроткие. Но почему же тогда они никогда не хотят принимать наших советов о вере и даже самых мудрых?

Ответ. У вас, т. е. у штундистов и у всяких вообще вероотступников, не может быть не только мудрости, но и начала её, ибо началом мудрости служит страх Божий (Притч. 1:7), – а где же он у них? Может ли быть большее бесстрашие, и, следовательно, и безумие, как отступление от Господа, источника Премудрости? Удаляющиеся от Господа – богаты не мудростью, а лукавством и неправдой, которых Дух Святой удаляется и уклоняется (Прем. 1:9). Удаляющиеся от Господа, источника святости и чистоты – нечисты, и мудрость Божия достигается и приобретается только благодатной чистотой (Сир. 51:28). Уклоняющиеся от единства веры, каковы есть штундисты (Иуд. 1:19), люди душевные, плотские, а Дух Святой говорит, что «не имам пребывати во плоти во веки» (Быт. 6:3), и не будет обитать в теле, порабощённом греху (Прем. 1:4), и таков всякий, отвергшийся от Того, Кто поработил грех и освободил нас от него, – таков всякий, кто остаётся с Адамовым на себе проклятием, кто отверг страдания Христовы – эту Божию силу и Божию премудрость (1Кор. 1:18) и даже знак этих страданий – св. Крест. И знайте, что нет мудрости, нет разума и нет совета вне Господа (Прит. 31:30). Наша христианская мудрость, как мудрость исходящая свыше, даруемая от Господа, и есть истинная мудрость: она чиста, мирна, скромна, сеет и подобные сему добродетели – послушание Богу и Церкви, милосердие и мир среди ближних (Иак. 3:17–18); и что даёт противные сему плоды: разномыслие, разделение (1Кор. 1:10), зависть, сварливость, неустройство и всё худое, – это не есть мудрость от Бога исходящая, но земная и бесовская (Иак. 3:15–16). Мы, православные, боимся её, и как бы красной она нам ни казалась, смотрим на неё, как на льщение от лукавого. Матерь – Церковь – хорошо знает истинную мудрость, никогда не обманет чад своих и льстить не может. К ней мы льнём всем сердцем и на глас её бежим со всем рвением, затыкая крепко уши от разных чуждых ей учений (Евр. 13:9).

8) Почему вы, православные, не придаёте цены нашим добрым делам?

Ответ. И вы ими не очень восхищайтесь. Никакими добрыми делами нельзя нам гордиться. Мы их творим редко, и знаем их за собой мало; хотя, получив от Господа неисчислимые блага, в благодарность Ему, должны бы творить их всегда, должны бы богатеть ими, и мы так ими бедны и убоги, наги и не покрыты (Откр. 3:17), что и самые лучшие из нас на протяжении всей истории человечества, видя свою нищету перед богатством величия и благости Божией, восклицали: «Я – червь а не человек» (Давид); «лжец всякий, кто думает, что он богат добрыми делами» (1Ин. 1:8–10), а не немощами, падениями и всякого рода и вида согрешениями» (Рим. 7:15–24). «Праведность наша», думаем мы. И что же такое праведность-то наша? «Вся она – как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Кто же истинно чистоплотный будет хвалиться такой нечистой одеждой? Да на земле и не найдётся такого человека, который бы имел совсем незапачканную одежду, т. е. совершенную праведность. Вот слышите, что говорят нам с небес, откуда лучше нас видят, чем мы сами себя: «кто может сказать: я чист от греха (моего), я очистил моё сердце» (Притч. 20:9). Никто этого не может сказать, ибо: «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не согрешил бы» (Еккл. 7:20). Господи, дай мне никогда, никогда не восхищаться ни собой и никакими делами своими. Даруй мне, помня осуждённого фарисея (Лк. 18:10–14), не забывать, что пред Тобою не оправдится никакая плоть. «Не входи в суд с рабом Твоим, Господи, потому что не оправдается перед Тобою ни один из живущих» (Пс. 142:2)!

9) Зачем православные целуют иконы и крест?

Ответ. А зачем штундисты целуют Слово Божие, Священное Писание? Если целуют потому, что на той бумаге, которую они целуют, отпечатлено Слово Господа, которое лилось из уст Его, то на иконе отпечатлены не только уста, из которых лилось Слово Святейшего, а и весь Святейший, всё лицо Его; крест целуем потому, что на нём изображён весь Святейший, и то древо, на котором Он возлежит, освящено не только теми словами, которые Он говорил, вися на кресте, но и Пречистою Кровью, истекшею из жил Его. Почему это у штундистов смысл особенный – не такой, как у всех других людей. Почему у них только Слово Христа свято, а не весь Христос? Почему не свят и лик Его, и Кровь Его ни на кресте, ни в таинстве причащения, где не свята, по-ихнему, и плоть Его? Такое мудрование не от Господа и не к спасению их.

10) Почему, о. миссионер, вы недавно вот уподобляли нас Пилату?

Ответ. Потому что Пилат вопрошал об истине и искал её в то время, когда Она, воплощённая Истина, стояла перед ним, и вы не видите Истины в Церкви Христовой в то время, когда она блистает так своим Небесным Светом. Неужели не видите её, свидетельствованной столькими тьмами знамений и чудес? Самое создание Церкви не есть ли величайшее знамение и чудо? Апостолы, эти кротчайшие и смиреннейшие агнцы, несут истину небесную, истину Христову, безоружные, в мир, против них вооружённый и богатый, простые и неучёные идут с ней к мудрецам, безродные, некнижные и презренные – к философам, мудрецам, князьям и царям. Те против них с огнём, мечами, войсками, зверями, и сии с кротостью и молитвою. И малейшее число провозвестников новой правды и истины побеждает весь мир и его всю славу и всю силу: у ног проповедников смолкает злоба, в прах обращается гордость и сила, – и звери и люди все делаются агнцами. Такой переворот всего мира и в кратчайшее время только единым Словом Божьим – не есть ли такое же чудо, как первое сотворение мира из ничего? Сего не могут видеть только те ослепшие духовно, которые совершенно подобны ослепшим телесно и ищущим света, при полном блистании солнца на небе.

11) Если православные – истинные христиане, то почему же они относятся к нам не по-христиански – без всякого уважения, точно на язычников, тогда как мы им братия, плоть от плоти их и кость от костей их?

Ответ. Они на вас смотрят правильнее, чем вы сами смотрите на себя. По плоти – действительно плоть от плоти нашей и кость от костей наших, но не то по духу веры и благодати во Христе Иисусе. О той поры, как вы порвали всякую связь с Церковью и Главою её – Господом Иисусом, что общего осталось между нами и вами? Если вы не обретаетесь между исполнителями закона Моисеева и законов Апостольских и Христовых, то где же и искать вас, как не между язычниками и мытарями мира сего? Ведь, по указанию Самого Христа Господа, те язычники и мытари, которые преслушали Церковь Его (Мф. 18:17), а вы не только не преслушали, но и возненавидели и оставили совершенно. Не имя христианское носящему его, дарует всю благодать христианства, и жизнь по имени христианскому и по живой вере во Христа. Скелет человеческий, из которого вышла душа, не есть человек. Так и христианин, с отпадением от Христа, когда душа христианства – благодать Христова и всё святое, даруемое о Христе, уносится из святилища его души – уже не христианин. Да и сами вы, со времени отступления вашего от Церкви, не оказываете к себе уважения. Величая себя храмом Духа Святого – вы, по смерти, эту якобы храмину Духа Святого, погребаете «погребением ослим» (Иеp. 22:19), «аки пса смердящего». При таком положении дела, не гневаться вам на православных следовало бы, а силою всей души своей возлюбить их вновь и держаться союза с ними, дабы, не лишаясь человеческой чести на земле, удостоиться блаженной награды и на небеси, уготованной всем тем, которые останутся Христовыми до последней минуты жизни своей, но христианами не словом только и именем, а больше верою, любовью и жизнью о Христиане Иисусе, Господе нашем.

12) Вы, о. миссионер, говорите, что мы с отступлением от Церкви вашей, якобы, лишаемся всякой благодати Христовой.

Ответ. Не якобы лишаетесь, а наверное лишаетесь. С поступлением в штунду от вас отлетает дух смирения эта первая христианская добродетель, и всю душу отступника охватывает ожесточённое противление Церкви, вселяется омерзительное отношение ко всему святому, клевета на всё святое и на святость спасительного пути Христова, неуважительное отношение к властям; самонадеянность и дикое самомнение, превратный взгляд на свои силы нравственные, на непорочность жизни, богоугодность и близость к Богу.

При присутствии в нас благодати Божией, мы видим все свои немощи, недостатки и грехи, – всё равно как в тёмной комнате видим и малейшие пылинки сора и нечистоты, когда в неё пробивается светлый солнечный луч, и не видим этого лишь тогда, когда туда нет доступа солнцу, и царит беспросветная тьма. Всем известно, что чем люди святее и совершеннее в жизни, чем они благодатнее, тем смиреннее, а, следовательно, и обратно – наиболее гордые, самонадеянные и злые те, у которых в душах менее всего или совсем нет елея Божией благодати.

13) Не с одинаковым ли правом Священное Писание можем читать и изъяснять как мы, так и православные священники?

Ответ. Нет, не с одинаковым. Бог Один и Тот же и во веки не изменяем, и почему же Он для одних освящение и спасение, а для других – камень претыкания. (Ис. 8:14)? Значит, опасность от чтения Св. Писания лежит не в самом Св. Писании, а в нас самих – в силе и степени нашей способности, готовности к восприятию того, что содержит в себе и что проповедует Св. Писание. Св. Писание – что море, неисчерпаемая глубина Божественных тайн и Божественной премудрости, и наш ум, что малая чаша, которою мы черпаем эту благодатную воду премудрости. То понятно, что никто из смертных никакой чашей не может исчерпать такого моря. Как же может браться за это всякий, если не всякий имеет и понятия о море и о глубине его, если он возрос на суше и боится самой стихии морской и соприкосновения с ней? Слово Божие само подобит себя и мечу обоюдоострому. И сие, подобно водной морской стихии, может пояснить ту же истину. Владеть мечом всякий ли равно может? Меч равно может причинить и пользу и вред – всё тут зависит от искусства владеющего им. Так и Писание – тот же обоюдоострый меч. Для искусных владеть им – он – спасение для жизни, для неискусных – раны и смерть. Тайна же владеть им, как и искусство черпать воду из моря благодати, даётся только в Церкви Христовой, из руки Оживотворителя Церкви Святого Духа; вне же Церкви сей дар, подаваемый туне, ради веры во Христа, ни на кого не простирается и никакими средствами мирскими приобретён быть не может.

14) Почему вы, православные думаете, что отделение от Церкви так гибельно для нас?

Ответ. Вместо доказательства посредством рассуждения, дам вам объяснение посредством примеров – как из Св. Писания, так и из жизни. В Св. Писании Церковь или общество верующих зовётся телом, великим древом, лозой, стадом, воинством Христовым. Всякое здесь отпадение гибельно: отсечёшь ли член тела, ветку от древа или от лозы, овцу ли отделишь от стада или воина от войска – всё это погибнет и само от себя, потерявши жизнь от разъединения с источником жизни, или от опасности извне, какая может угрожать овце или воину. Не лучше отделённому лучу от солнца, ибо он гаснет, или ручью от реки, ибо он высыхает. Не потому ли ап. Павел, зная за Коринфянами множество разных недостатков, первее всего предостерегает и молит их беречься разделений и отделений от Церкви (1Кор. 1:10), а Христос поучает, что никакой дом, никакое царство не устоит (Мф. 12:25), не может существовать, если пойдут в них разделения. Перед смертью своею человек говорит своим ближним и возлюбленным только то, что особенно наполняет его ум и сердце и что его любимым людям наиполезнее, и Христос перед смертью Своею молил Отца Своего Небесного о том, чтобы в Его верном стаде не было разделений, и было бы единство. В единстве сила и жизнь общества. И нитка, скрученная втрое, крепче одной нитки, и связка прутьев не даст себя сломать и силачу, тогда как отдельный прутик легко сломит и самый слабосильный. Будьте же овцами единого стада Единого Пастыря.

15) Чем православным, и особенно священникам их, не нравится наша проповедь Слова Божия?

Ответ. Ваша проповедь и Богу не угодна, и Ему больше не угодна, чем кому бы то ни было из людей. Ведь, для того, чтобы проповедовать, нужно быть на то посланным (Рим. 10:15). Кто же посылает на проповедь штундистов? Никто. Значит, здесь самозванство, и самозванство нигде и ни в чём не приемлется, и карается законами Божьими и человеческими. Вспомните историю Корея, Дафана и Авирона и их 250 приспешников, как их наказал Господь. И 17500 человек из народа не умерщвлены ли Богом за то, что последовали за самозванцами? Мало того, что Господь карал народ и князей. Он карал и царей. Что сталось с Саулом и Озией – царями? И того и другого Бог лишил царства, – первого за то, что он принёс жертву вместо первосвященника Самуила (1Цар. 13:8, 9); и второй покадил вместо первосвященника Варию, второго и болезнью поразил (2Пар. 26:19).

Как видите, Бог не пощадил даже глав народных, Своих помазанников. Пощадит ли, подумайте, кого из нас, простецов, если будем восхищать недарованное? Что вас побуждает браться за то, к чему призываются лишь избранники Божии?! «Никто же сам себе приемлет честь (священства), но токмо званный от Бога, якоже и Аарон» (Евр. 5:4). Всякий ли может быть проповедником, учителем? Нет, не все! (Рим. 10:15). Все ли учители? Нет, не все! (1Кор. 12:29) и не многие даже (Иак. 3:1), и только избранные, которых Бог послал (1Кор. 12:28. Еф. 4:11–13). Бойтесь принимать лишнее осуждение (Иак. 3:1). Вот Бог к каждому из вас обращается с укоризной: «Что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь заветы Мои в уста свои, а сам ненавидишь наставления Мои и Слова Мои бросаешь за себя?» Каждый из вас, в этом повинен точно – каждый проповедует, якобы всё Божие, и, в сущности, своё и Божие бросает за себя. Неужели не можете чувствовать и понимать, какое вы наносите оскорбление Господу своему, не пользуясь всем тем, что Он, пришедши с небес, установил по Своей Святой воле и любви к нам? Строите свои собственные жертвенники и алтари, а Христовы разрушаете, думаете, что приносите воню, приятную Богу, тогда как Господу наиболее угодны послушание и повиновение (1Цар. 15:22).

Подумайте: Христос сказал Апостолам: «Как Меня послал Отец, так Я посылаю вас» (Ин. 20:21); «не вы Меня избрали, и Я избрал вас» (Ин. 15:16). И вы сами себя избрали. Подумайте о своём поведении и не желайте себе осуждения, какое готовится вам за самовольное восхищение не дарованного вам.

16) Почему православные так любят иконы – ведь они дерево, камень, полотно или золото и серебро – не больше, – и всё это проклято, как взятое из мира, который весь во зле лежит, ничтожно, как вещественное и тленное, пусто и срамно, как идолы?

Ответ. Что ты видишь в каждом человеке? Тело человеческое не подобно ли камню, дереву, полотну или золоту и серебру, и оно, ведь, часть мира, лежащего во зле, и оно, ведь, как вещественное, ничтожно и тленно, потому что разрушается, как и всё в мире, как и весь мир разруши́м. И между тем, всякого человека, несмотря на это, вы чтите и любите, не за самую в нём видимость, а за невидимость, не за тело, а за то, что заключает и носит в себе тело, т. е. за образ и подобие Божие, т. е. за душу живущую в теле. Вот и иконы имеют видимость, это – те материалы, из которых они составлены, но они имеют и невидимость. Святой царь Давид, смотря на ковчег Завета, видя в нём ни больше, ни меньше, как деревянный ящик, оббитый вокруг золотом, что говорит? Говорит от себя и от своего избранного народа: «видели (мы) шествие Твоё, Боже, шествие Бога нашего. Царя нашего во святыне». (Пс. 67:25). Видите, в видимом предмете видят невидимое – Бога, как в теле человека мы видим – образ Божий, Его душу – видят во святыне силу Божию, Его силу. Его славу, хотя облик этой силы и славы Божией веществен и тленен. Значит, здесь сила, естественно, не в видимости, а в невидимости. Но и самую видимость человека, тело его нельзя презирать, потому что она весьма почтена от Бога, – она – ковчег, носительница, храмина образа Божия, и потому благочестивые и благоразумные люди чтут и самую эту храмину, почитают и облик человеческий, ставят портреты лиц близких или дорогих на самых почтенных местах, как сами это хорошо знаете, и с любовью всегда взирают на них. И на святыню по сей причине, угодники Божии взирают с великим почтением и благоговением, как, например, Богоугодный царь и пророк Божий Давид: «И я в правде буду взирать на лицо Твоё, пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15).

И неужели же можно не взирать с любовью на Дражайшего и Краснейшего для нас паче всех сынов человеческих?! (Пс. 44:3). Или как не взирать нам так же на лик Пречистой Матери Его, друзей Его – апостолов, пророков и всех святых? Можно ли не взирать с любовью на их лики, как на святыню, воспоминающую нам самих святых? Спаситель, взглянув на образ кесаря, сказал: воздай, смотря на эту видимость, всё принадлежащее кесарю – (Мф. 22:21), – всё, что подобает его кесарскому сану, а следовательно, смотря на Божие – на Его лик, до́лжно воздавать Господу великую честь и славу Божию.

17) Мы – верующие, готовим себе хорошую будущность. Наша вера, наша чистота нравов, святость жизни, любовь к слову Божию, а следовательно, и к Самому Богу, ручаются за это.

Ответ. Какова ваша вера, чистота нравов, святость жизни и любовь к Слову Божию, – на всё это будет мой особый ответ, а теперь скажу, что не может быть хорошей будущности у вас. Мало ли доселе было ересей, и где они? «Имена вероотступников написаны на прахе» (Исаия), и прах ветер развевает по земле без следа. То же будет и с вашим учением. Над вероломными сынами тяготеет проклятие и гнев Божий (Рим. 1:31–32), а долголетие Господь обещает только сынам добрым и послушным.

Человек живёт душой, с выходом из тела души, конец человеческой жизни. Отделяющие себя от единства веры не имеют в себе духа (Иуд. 1:19); значит, они нравственно-безжизненные тела, готовые сгнить. В обществе верующих во Христа, пастыри зовутся – Устами Христа Господа, светом мира и солью земли. Значит, где нет пастырей, там и тьма и гниль.

Дерево даёт жизнь ветвям своим, но пока они на нём растут и держатся, и отпала ветка, жизни в ней не может быть, как не может быть жизни и в члене, отпавшем или отсечённом от тела (1Кор. 12:12). То же самое бывает и с еретиками, по отпадению от Церкви Христовой, ибо Церковь есть большое дерево, у которого все верующие – ветки (Ин. 15:5).

Она есть тело, у которого все верующие – члены. Хотя некоторое время ветка зеленеет, отпавший член живёт, но у них нет никакой будущности, как нет её и у воина, оставленного войском, у овцы, отставшей от стада, у ручья, отделившегося от реки, или у луча, отделившегося от солнца. Там только жизнь, где есть связь с источником жизни, и Церковь Христова имеет живейшую связь со Христом, и связь эта – духовная и телесная, видимая и таинственная – посредством иерархии и таинств, которые суть то же в организме Церкви, что в обыкновенном человеческом организме кровь, дающая жизнь всему организму. В еретическом же обществе не только нет такой живительной, дающей жизнь и силу организму крови, но нет и главы, т. е. нет в нём и Христа, Который есть путь, истина и жизнь. Какая же может быть будущность у безглавого трупа? Смрад и черви – вот его будущность, ибо где истлело сердце, обиталище чувств и совести, там не жизнь, а один сор или пепел (Тит. 3:10). А вот сад, который насадил Отец Небесный, т. е. Православная Церковь Христова, имеет будущность, – её не исторгнут никакие стихии мира, ибо она вечна, никакие усилие и злокозненности диавола, ибо она столп и утверждение истины (1Тим. 3:15) и ей, невесте Христовой, подлежит быть на светлом браке Агнцем (Откр. 19:7 и далее), который, начавшись в последний день мира, будет во веки веков в Сиянии краснее солнечного (Откр. 22:5 и далее), тогда как для отпадших будет совершенно противоположное состояние и тоже вечное (Откр. 20:13–15), от которого милостью Своею исхити всех нас верных, Всемогущий Боже!

18) Православным мы, как видно, противнее всех грешников на свете. Почему это так?

Ответ. Мне лично или кому-либо из православных вы не поверите, так верьте же Слову Божию или, что то же, – Самому Богу, Который есть чистейшая истина, гнушающаяся всякой лжи. Всемилостивый Господь, пришедший всех грешников спасти, повелел и Своим верным последователям любить всех грешников, хотя они были бы такими же нашими врагами, какими были для Христа те, которые Его распинали (Мф. 5:44–45. Лк. 23:34). И Его достойнейшие ученики – апостолы, в точности это исполняли. Св. ап. Павел молит Господа о помиловании всех грешников Своего народа, и так усердно, и с такою горячей молитвой вопиет о них к Господу, что желает лучше себя видеть вычеркнутым из книги жизни, лишь бы они были спасены (Рим. 9:3); от одних только грешников он отрицается, зовёт их псами, злыми делателями (Флп. 3:2), это именно от тех, которые стали врагами Креста Христова (Флп. 3:18), и, следовательно, врагами и Самого Господа Иисуса Христа. Таковых Учитель вселенной велит удаляться (1Тим. 6:3–5) – отрицаться (Тит. 3:10), предаёт их сатане (Гал. 1:8).

Помыслите, братие, о тяготе гнева Божия, готовой обрушиться на главы и на души ваши. Что поможет вам, станем ли мы любить вас больше или меньше, если так сильно гневается на вас Господь; и если Бог против нас, то кто может спасти нас из рук Его (Евр. 12:25; 10:30–31)? Подумайте, братия, о своём положении. Никто не может похвалиться тем, что он безгрешен, – все мы немощны. Потому-то и уповаем на милость Божию и надеемся на помилование, прося снисхождения Божия к нашей немощи, на что не способны никто из еретиков, ибо они по гордости своей мнят себя сильными и чистыми, а гордым Господь не даёт Своей благодатной помощи и противится им, не даёт им и обещание принять в Царствие Своё, которое унаследуют только сыны кроткие и смиренные. (Гал. 5:21. Мф. 11:28–30).

19) Лучше нам повиноваться Св. Духу, чем вам, пастырям. Что мы можем получить от вас? Да и Писание говорит: «лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» (Пс. 117:8) и ещё: «проклят человек, который надеется на человека» (Иep. 17:5).

Ответ. Не повинующийся пастырям, не повинуется и Св. Духу, Который поставил их на служение вам (Деян. 20:28), даровав им всё, что потребно для нашего освящения и спасения. Да и всё служение пастырей есть служение Св. Духу. Если вы действительно верите Св. Писанию, то слушайте, что говорит об этом Спаситель: «Слушающий вас – Меня слушает (Лк. 10:16); апостол Павел наставляет: «Повинуйтеся наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13:17), непокорность ваша прежде всего, не полезна вам (Евр. 13:17).

Что касается проклятия за надеяние человека на человека, то оно относится именно к вам, и не к нам. Мы уповаем на Божию благодать, а не на священника; священник есть только орудие, через которое действует благодать; не облагодатствованный человек не имеет благодати священства, и таковы все миряне, священнодействующие у вас, следовательно, на вас и падает проклятие.

20) Почему это так штундисты не любят креста?

Ответ. Это знак, что они слишком далеки от Христа. Ничто из предметов видимого мира не прикасалось так близко ко Христу, как древо креста и ничто из вещей видимого мира не было так освящено Христом, как сие орудие, ибо Спаситель был пригвождён к нему и окропил его Своею Кровью. Близость Христа ко кресту. Кровь Его на нём и то дело, которое совершено на кресте – может ли быть что ближе и дороже для всякой верующей души?! Если всё это далеко для какой души, то, значит, и она слишком далека от своего Искупителя и Спасителя. Мысль, память, слово о кресте – всё это всегда нам напоминает Самого Христа, Его за нас жертвоприношение Отцу Небесному и спасение, дарованное нам; только для погибающих Крест – не сила Божия, не спасение, а юродство и соблазн, как говорит ап. Павел (1Кор. 1:18 и далее).

Распинатели, когда увидали знамения при кресте, убегали с ужасом от креста, и теперь убегают ненавидящие крест, не почему-либо иному, а потому, что невидимо сокрытая во святом кресте сила опаляет и мучит души их. Что более мерзко, как например, пороки и грехи, то наиболее нравится мерзейшему врагу нашему диаволу, – оно и мерзким людям нравится; креста же диавол трепещет и не может взирать на силу его, значит, орудие смерти Спасителя есть самая святая вещь, и кто из людей убегает его, тот явно очень мерзок и очень далёк от Бога, и очень близок к диаволу.

21) Как понимать, о. миссионер, эти слова царя Давида: «Совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие» (Пс. 124:5).

Ответ. Конечно, не к нам, православным, относятся эти слова пророка Божия Давида, ибо мы твёрдо идём теми прямыми путями, которые нам указала св. Апостольская, вселенская Церковь, теми путями, которыми прошли уже множайшие праведники, какими прошли и сами Апостолы. Верными указателями на этом пути, как-бы яркими некими светильниками, служат для нас заповеди закона Божия, надёжными и необманными руководителями – пастыри Церкви; святые Таинства Церкви служат нам, странникам в мире сем, лучшею пищей, чем манна Евреям в пустыне; напротив, вы, предоставленные в этой пустыне самим себе, без руководителей и без пищи, по необходимости мечетесь во все стороны, то как изнемогшие от беспомощности и немощи человеческого естества, то как опьянённые своей свободой. Но Господь, Своей великой милостью, да обратит вас вскоре с кривых путей на путь правый и спасительный. Буди, буди (Псалом Давида)!

22) Почему это вы, о. миссионер, смотрите на нас, как на безнадёжных к делу спасения?

Ответ. По весьма многим причинам, а первое всего потому, что вы себя считаете весьма надёжными для Царствия Божия и остаётесь нераскаянными. Вы не знаете ни своей удобопреклонной ко греху природы, не знаете ни жизни человеческой, ни Писания, ни силы его. Скажите, где та сила, или здоровье, или красота, или ум, или спокойствие и вообще какие-либо дарования Божии, или какие-либо внешние блага, которых бы мы ежеминутно не подвергались опасности, хотя бы и тщательно охраняли их? Можно ли, поэтому, быть уверенными, что и наша добродетель, если она есть, всегда с нами останется, хотя за нами непрестанно блюдёт зверь сильнее голодного льва, яростного тигра, который готов в одно мгновение проглотить нас с душою и телом, а не токмо одни наши добродетели (1Пет. 5:8). Неужели вы никогда об этом не думали? Если не думали, так подумайте весьма серьёзно, чтобы не погибнуть. Погибли бы Адам и Ева, если бы не покаялись; и смотрите, как они были ограждены: они были всегда с Ангелами, беседовали с Богом, были Им хранимы, и всё-таки совратились с истинного пути на путь погибели. Или смотрите, – в каком святом сообществе был Иуда. Он ходил со св. Апостолами, спал и ел с ними и со Христом, Которого он мог видеть ежедневно и ежечасно; и погиб. Значит, сильно удобопреклонна природа наша ко греху и противлению Богу и падение наше всегда и ежеминутно возможно.

Постигнув и испытав это, во плоти Ангел и великий у Бога человек говорит: не то я творю, что хочу, а то, чего не хочу, ибо царствует во мне грех (Рим. 7:15); и между тем это был такой избранный сосуд Божьей благодати, что ему было показано третье небо (2Кор. – 12 глава). Если это так, а это, несомненно, так, то вам ли хвастаться, что вы вне опасности, не боитесь потерять свои совершенства нравственные, свои добродетели, если вы стоите нагие и неограждённые в пустыне – между небом и землёй? Ведь вы вышли из ограды Церкви Христовой, где единственная надёжная защита во всём этом тленном мире, здесь защита и покров и Самого Христа Господа и Святого Духа (Ин. 10:11. Рим. 8:26), защита от Ангелов и небесных человеков (Пс. 33:8; Мф. 18:10), защита от тех учителей, пастырей и руководителей, которые Самим Богом поставлены и Им же называются нашими стражами (Иез. 33:7), Как вам не бояться, когда ваши силы – немощь и нагота (Откр. 3:17), а у стражей Церкви такая сила, что они отворяют и затворяют небо и демонов, попирают ногами своими так легко и бесстрашно, как мы, обыкновенные люди, топчем слизняков и всякую нечисть (Лк. 10:19). Подумайте – и смиритесь. Надлежит вам идти из пустыни безбрежного моря в безопасную гавань – св. Церковь, спешит на тот корабль, который она вам предлагает и не думать, что вы сами по себе, без сего корабля, на море что-нибудь значите. О, горе тем, которые мудры и разумны, крепки и сильны в своих глазах (Пс. 5:11)! Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот сам себя обольщает (Гал. 6:3).

Мы, вне Церкви и не крепки и не сильны, – мы очень немощны, и только в ограде её мы вполне безопасны, ибо она создана на веки веков и несокрушима (Мф. 16:18), ибо она столп и утверждение истины (1Тим. 3:15), и потому и непреоборима. Как же вы хотите, чтобы я, пастырь Церкви, и по Божией милости работник на Его ниве (1Кор. 3:9; 4:1; 2Кор.6:4), работал на ней неправедно и вёл овец на погибель?! Сего да не будет! Я должен повторить вам всем и каждому: если не возвратитесь в ограду святой Церкви, вы безнадёжны ко спасению и верная жертва вечной погибели, от него да исхитит Господь вас, пришедших в разум истины. Своею всесильною и всеблагою благодарю по молитвам нашим и всей Его Церкви!

23) Если мы говорим, что у вас нечестие не имеет меры и превышает меру долготерпения Божия, то это верно. Потому-то мы и оставили общение с вами, ваше общество, эту нечестивую корчемницу, последуя словам Апостола: «изыдите из среды их и не прикасайтесь к нечистому (2Кор. 6:17).

Ответ. И совершенно неверно поступили, как совершенно неверно и мудрствуете. Церковь наша, которую вы оставили, – не нечестивая корчемница, и святая, чистая и непорочная Невеста Христова (Еф. 5:26–27). Позволит ли Христос оскорбить Свою Невесту? Никогда! Этого не дозволит сделать никогда и простой смертный жених по отношению к своей невесте; напротив, оскорбление и великое бесчестие, наносимое невесте, жених принимает на свою голову. Не свята ли невеста, если Жених святейший её? Не свята ли Церковь, если святейшая Глава у неё? Каждый член её освящается в таинствах, пребывающих в церкви, благодатью Христа, учением Его, Кровью Его. Ф вот вы несчастнее всего мира православного и не имеете права называться народом или родом Божьим. Все народы Божьи имеют храм Божий, их освящающий, по слову Христа, Который о храме или доме Своём так сказал; «Дом Мой, дом Отца Небесного, есть дом молитвы для всех народов» (Ин. 2:16. Мк. 11:17. Мф. 21:13).

Не Божьи, не Христовы те, которые не слушают Христа, повелевшего слушать поставленных Им пастырей (Лк. 10:16), которым дал Свою благодать и Свою власть (Ин. 20:21–23).

Не Божьи те, которые не пьют Крови Христовой (Ин. 6:53–55).

Так ваше мнение о нечестивости жизни православных братий ваших неверно – неверно, что будто бы это нечестие так велико, что превышает даже меру милосердия Божия. Нужно при этом и то иметь в виду, что Богу не столько противна наша греховная нечистота, которая бывает и от немощи естества человеческого и может быть омыта слезами покаяния и силою благодати Божией, сколько противно Ему противление, непослушание, своеволие в хождении своими собственными путями, которые лишь только кажутся путями прямыми и добрыми, и на самом деле они кривы и зрят в дно ада. Противно Господу такое состояние людей потому, что таковые никогда почти не приносят покаяния и теряют как сознание своей виновности, так и необходимости его сознания, и потому и безнадёжны для Царствия Божия. Чтобы кому не приходила в голову или в сердце горделивая мысль о своих, якобы достоинствах и о недостоинствах своих друзей, необходимо иметь правильное понятие о деле спасения, о средствах к тому, и природе человека, о праведности нашей и о греховности. С той поры, как жало греховное уязвило наших прародителей, природа наша подверглась такой порче, что для восстановления её потребно было Самому Сыну Божьему сойти с небес и обновить обветшавшее в плену греха (Рим. 8:3) человеческое естество. Люди, предоставленные самим себе, тонули в грехе и так он пропитал человеческое естество, точно вода губку, что когда пришёл и Сам Сын Божий и заговорил и устами и языком Божьими, то не все Его слушали: многие Ему не верили, многие на Него негодовали; многие Его не хотели понимать, и многие Его оставляли. Когда Ему пришло время оставить сей мир и идти к Отцу Небесному, чтобы приготовить там обители Своим, то многие ли Его провожали на гору Елеон? Поймите отсюда, как сильно природа человеческая, предоставленная своим собственным силам, склонилась под ярмо греха. Но вот уже и Дух Святой освятил Своею силою искупленных людей Божьих и даровал им все силы, яже к животу и спасению.

Но всё-таки в церквах, которые зовутся Богу возлюбленными (Иак. 1:16) и святыми (2Кор. 1:1), не перестают господствовать споры, вражды, несогласие, разделение (1Кор. 1:10; 3,3), убийства и кровосмешения (1Кор. 5:1). Значит, как видите, и Апостольской церкви, стоящей под действием освящающего Духа, приходилось бороться с грехом. Что же сказать о нас, столь отдалённых от времени, источавшего такие реки небесной благодати, и тем более о тех, которые отпали от церкви, источника жизни? Здесь пребывающие в смирении и полном ей послушании – ангелоподобны, а вне её ограды все горды, своевольны, и некоторые из вашего ряда, обезумев, в гордости сочли себя саваофами и богородицами, князь же мира сего, действуя в таких сынах противления, внушает им и учения бесовские (Еф. 2:2).

Видите, не мы потеряли, что вы вышли от нас, а вы, как ничего не выиграли бы и тогда, если бы оставили, вышли бы из сего мира (1Кор. 5:10). Но куда же можно уйти из сего мира?

Пока ещё можно, пока ещё живы, воспользуйтесь долготерпением Божьим к вам, на которое вы так гневаетесь, идите ко Господу, во св. Его Церковь, где и теперь истекают реки благодати и милосердия Божия, как и во времена жизни Самого Христа, ибо Он и во веки Тот же (Евр. 13:8).

24) Мы слышали и видели, что в храме нашего села было несколько священников. К чему это? Значит, сильно досадно священникам, что в селе появились верующие, от которых им нет никакой материальной пользы.

Ответ. Да, мы являлись сюда, действительно, ради пользы, но только не ради такой, о какой вы думаете; нам сильно досадно, но не от того, что от «верующих» нам нет пользы, – нам досадно, что от них бывает большой вред нашим чадам духовным, вред всей Церкви и раны Самому Христу. Знаете ли, что Церковь, – эта община духовная, есть тело, в котором Христос есть глава, и мы все – члены тела, члены Христа? И разве не знаете, что когда заболеет один член, то болит и всё тело, болит и голова? В вашей общине появилась болезнь духовная, гниль некоторых членов. Неужели от этой болезни никому, – думаете, не больно? Больно всей Церкви. Вот видимая глава Киевской церкви, митрополит Флавиан, и повелел собраться нам сюда и сотворить молитву о здравии духовном сей вашей общины, и мы молились Всевышнему. Сказано: «где есть два или три собраны во имя Моё, там Я посреди их» (Мф. 18:20), и здесь было собрано не два и три, а молилась вся община с духовным предстоятелем своим и целым Собором священнослужителей. Веруем и надеемся, что такая молитва не останется пред Богом тщетной. Духовные пастыри зовутся врачами духовными. Вот они и сошлись сюда для врачевания вашей духовной болезни, как то бывает и с опасно больным телесной болезнью. Когда заболевает у матери чадо, она призывает для излечения нескольких врачей. Так и здесь. Нет у Отца Небесного воли, чтобы погиб един из чад Его для царствия Божия и многопопечительная мать, св. Церковь, посылает пастырей к месту, где открылась такая болезнь. Другой пример. Когда ударить по телу, оно от удара содрогнётся. Так и здесь. Злой силой врагов нашего спасения духовной общине этой нанесён удар, и всё тело встревожилось и содрогнулось. Когда телу нанесена рана, сердце посылает к месту раны кровь для заживления такой раны. Вот и в вашей духовной общине сделано такое поранение, и мать, св. Церковь, послала нас – пастырей, эти лучшие свои, живые и горячие соки, эту кровь свою сердечную, для заживления этой раны. Вот к чему направлялась и направляется забота пастырей! Нужно залечить рану, нужно возобновить единство. Отпадение ваше обезобразит вашу духовную общину. Но организм Церкви сильный и настолько сильный, что перенесёт всякую болезнь, ибо нет такой болезни, которая бы могла его одолеть вконец. Тут опасность вся только некоторым членам, которые подвергаются болезни. Они могут гнить и отпасть от тела. Отпадение ваше от Церкви, которая привила и привязала вас ко Христу и сделала (через Таинства, особенно через Таинство Причащения) плотью от плоти Его и костью от костей Его (Еф. 5:30), не есть ещё смерть отпадшей части святейшего сего организма. Следует только опять быть в организме, где жизнь бьёт ключом, где благодать, где всё спасение; тогда вы опять будете у источника жизни, у ног самой истины и у самого ребра Начальника веры и Устроителя спасения целого мира. Как мы, пастыри, спешим к вам для уврачевания вашего, с таким равно усердием спешите и вы к нам для принятия подаваемого уврачевания, для соединения с нами, да все будете едино, да будет едино стадо и един Пастырь (Ин. 10:16).

25) Штундист. Каждый из нас с радостью может утверждать, что наше общество и каждый член его – верующие. Что на это скажете?

Ответ. Недостаточно быть просто верующим, а до́лжно быть право верующим. Сверим же нашу веру с тем, что известно из слова Божия о правой вере. Читайте последние стихи последней главы Евангелия от Марка: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения»: «именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змея; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17–18). Скажите, бывают ли в вашем обществе такие знамения? Есть ли среди вас такие, которые бы изгоняли бесов, есть ли чудотворцы, прозорливцы? Не только нет, но никогда и не было – с самого образования вашего общества, да и не может быть. Вы сами это видите и не станете утверждать противного. И не может быть потому, что Бог только с тем, кто в истинном общении с Ним. Сие и уверяет, что вы не верующие, а потерявшие веру, потерявшие Бога. Во что вы веруете?! Веруете ли в то, что крест для нас сила Божия, как говорит ап. Павел (1Кор. 1:24)? Нет, не веруете, но бежите от него, и между тем крест Божий, Христов – он так и зовётся в слове Божием (Мф. 27–32; Ин. 19:17), – что же вы бежите от того, что Божие? Веруете ли в силу чудотворных икон. Нет, не веруете, и бежите от них; и между тем на них лики Бога Всемогущего, в них Сам Он шествует (Пс. 67:25–26); они святы (Исх. 30:26–29; Исх. 40:24–25), они под покровом Божьим и в слове Божьем зовутся великою святынею, на которых пребывает слава Божия (Евр. 9:5; Исх. 30:26–29). Вы не верите в силу имени Божия, поносите Его и бежите от Него.

26) «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (Кор. 15:19). Как это понимать?

Ответ. Мы, христиане, надеемся на Христа не только в сей жизни, но и в будущей. Язычники смеялись и издевались над уверовавшими во Христа, Которого они считали простым человеком, учителем, проповедовавшим суетную идею воскресения из мёртвых – несбыточную, тщетную мечту. Жалки очень христиане, думали язычники, что пошли за таким учителем. Умер Он позорной смертью, как разбойник, на Кресте. Что несчастнее может быть, как быть последователем такого учителя? Погиб Он, и с Ним погибли и идеи Его шумно и позорно, думали язычники. Действительно, так оно и должно бы быть, если бы этот Учитель не был Бог. Разве мало было в мире безумных учителей и безумных учений, которые погибли разом или раньше своих проповедников, или едва пережив их. Это было как до Христа, так и после Него. И Христос Свою проповедь и Своё учение подтвердил и смертью Своею и воскресением Своим из мёртвых. И мы не только надеемся на Его благодать, спасающую нас в воинствующей Церкви на земле, но и на Силу Его, которой Он воскрес Сам и которой нас воскресит для славы Небесной, о которой Он ещё до вознесения Своего на небо предсказал Апостолам, что Он взойдёт на небо к Отцу, чтобы там приготовить им, Своим слугам, место. Действительно, тщетна была бы вера наша и проповедь Апостола о вере во Христа, если бы Христос не воскрес и нас с Собою не воскресил и мы тогда, поистине, были бы несчастнее всех людей, терпя в этой жизни гонение во имя Христово и не имея надежды на лучшее в загробной жизни (Ин. 15:19–20; 16:33; Мф. 16:24; Лк. 22:36).

27) Докажите нам, о. миссионер, что ходатайство за нас святых и возможно, и естественно, не излишне и полезно.

Ответ. Штундисты чуть не с насмешкой говорят, что напрасно мы уповаем на молитвы, заступничество и ходатайство за нас святых, такое ходатайство, говорят они, и невозможно, и лишне и вредно для нас. Но оно возможно, естественно, не излишне, и очень полезно для нас. Штундисты в гордости своей очень заблуждаются и лишаются чрез это великих благ. Что оно естественно и возможно, видно уже из того, что мы, по Апостолу, тело Христово и уди от части (1Кор. 12:13–26). Значит между всеми христианами, пребывающими во славе небесной, и христианами, воинствующими на земле, точно такое же соотношение, какое существует между членами тела нашего, т. е. полное сочувствие, сострадание, помощь одного члена другому: аще страждет один, с ним страждут все уди (1Кор. 12:26). По соизволению Главы Христа, святые, преисполненные любви, духовно содействуют нам во благое, как и члены обыкновенного тела содействуют одни другим, и не только не излишне и не вредно, но полезно, как вообще всякая милость Божья, даруемая нам, посредственно или непосредственно. Упование на святых, как на людей сильнейших в человечестве и пред Богом снискавших милость и дерзновение, более естественное дело, чем упование на себя единого и немощного. Весь мир святого христианства – небесного и земного, составляет одну семью во главе со Христом. Неужели же может быть мыслима такая семья, где бы каждый член положительно мог бы обходиться без помощи другого члена? Почему вздумали штундисты в труднейшем деле спасения обходиться своими только собственными силами, если в легчайших мирских делах они никогда не обходятся без помощи братьев своих, и, напротив, очень дорожат их услугой? Тем не больше ли до́лжно дорожить тою благодатною помощью, которая одна может много больше, как сверхъестественная, чем тысячная сила людей мира сего тленного, падшего и грешного.

28) Объясните мне, о. миссионер, просто и толком эти слова святого Евангелия: «Истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23). Какие это поклонники, когда они будут и что это значат слова: «в духе и истине»?

Ответ. Иудеи, как чувственные и как сыны гнева, сыны отвержения, рабы греха, не были истинными поклонниками Богу в духе и истине. И истинные поклонники Божии, искупленные от власти диавола и омывшие свою душу и тело в водах крещения (Еф. 25–26), и освятившиеся Его святейшею кровью, послужат своему Владыке Вездесущему и Высочайшему всем существом своим безраздельно, как и посвятили себя все святые Апостолы и все святые угодники, принеся Ему в жертву, где требовала этого любовь и верность Ему, все силы души и все силы тела своего (Рим. 12:11). И это тоже выражаем и мы, как добрые дети, принося Богу в жертву и душу и тело. Так, молясь Богу всею душою и телом, мы преклоняем пред Ним голову и колена, всего себя предавая в волю Божию. Или: предстоя телом пред иконой Его, духом предстоим пред Ним Самим, сидящим на престоле Славы. Предстоя во время бескровной жертвы, духом предстоим на Голгофе – пред распятым и страждущим Сыном Божьим, одушевляя сердце и всё своё существо молитвами, верою и любовью, святыми мыслями, чувствами, желаниями, силясь служить Ему самою жизнью и делами, любить Его, повиноваться Ему – как добрые, послушные дети. Это и будет служение Богу в духе и истине, такое, какое угодно Богу и какое от нас Ему подобает всегда и на всяком месте, – служение от всего существа нашего всепреданное и безраздельное.


Источник: Ответы миссионера отступникам от Церкви Христовой штундистам [Текст] / [соч.] Киевской епархии свящ. Саввы Богдановича. - Киев : тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1908. - 55 с.

Комментарии для сайта Cackle